Особенности правового регулирования экономических отношений и бюджетного планирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Объектом собственности территориальных образований могут выступать следующие элементы: средства территориального бюджета, внебюджетные фонды, основные и оборотные средства предприятий и учреждений, земли, банки и финансово-кредитные органы, движимое и недвижимое имущество. Объекты собственности территориальных образований выступают средством формирования доходной базы территории и служат формообразующим основанием для государственного и муниципального секторов экономики.

Содержание работы

1 Собственность как элемент государственного управления 3
2 Бюджет как элемент государственного управления 12
3 Характеристика бюджетного федерализма 13
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Современные проблемы государства и права.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

контрольная работа

по дисциплине «Современные проблемы государства  и права»

 

 

Особенности правового регулирования экономических  отношений и бюджетного планирования в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1 Собственность  как элемент государственного  управления            3

2 Бюджет  как элемент государственного  управления                      12

3 Характеристика бюджетного федерализма                                    13

Список  использованной литературы                                                22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Собственность как элемент  государственного управления

 

Материалы данной лекции были составлены с учетом мнения доктора социологических  наук, О.М. Роя1 Собственность является самым значимым фактором территориального образования. Обладая собственностью, территориальное образование получает стабильный источник пополнения бюджета, разграничивает полномочия между различными хозяйствующими субъектами, само выступает одной из сторон общественного разделения труда. Будучи формой общественных отношений, собственность представляет собой совокупность связей между собственником и другими лицами по вопросам производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Правоотношение собственника к материальным благам выражается во владении, пользовании и распоряжении ими, а также в устранении вмешательства во владения собственника третьих лиц.

В российском законодательстве закреплен многоуровневый характер государственной собственности, разделенный между тремя субъектами: государством, субъектом федерации и местным самоуправлением. Соразмерно этому разделению выделяются государственная собственность, собственность субъекта федерации и муниципальная собственность.

Объектом  собственности территориальных  образований могут выступать следующие элементы: средства территориального бюджета, внебюджетные фонды, основные и оборотные средства предприятий и учреждений, земли, банки и финансово-кредитные органы, движимое и недвижимое имущество. Объекты собственности территориальных образований выступают средством формирования доходной базы территории и служат формообразующим основанием для государственного и муниципального секторов экономики. Будучи собственником, государственные и муниципальные органы власти располагают возможностью учреждать предприятия, формировать условия для развития предприятий всех форм собственности, воздействовать на формирование потребительского спроса на услуги предприятий и т.д.

Собственность территориальных образований тесно  связана с масштабами государственного и муниципального секторов экономики. Источником развития государственного сектора экономики главным образом является налоговая база государства, которая тем больше, чем выше емкость этого сектора. Емкость государственного сектора экономики обеспечивается объемом потребления средств бюджета учрежденными и контролируемыми государством предприятиями и учреждениями, а также размерами его инвестиций. В некоторых странах, в частности, в Швеции, действует консолидированный государственный сектор без дополнительного выделения муниципального сектора. В этот сектор входят расходы на центральные органы власти, органы самоуправления и фонд социального страхования, включающий в себя страхование по болезни и всеобщий пенсионный фонд.

Во Франции  значительная часть коммунальных услуг  сосредоточена в госсекторе. Конституция  1946 г. косвенно, путем национализации, признала правомерность существования госсектора общественных услуг на общенациональном уровне. Речь идет о модернизации и поддержании в надлежащем состоянии инфраструктуры, жилищного фонда, улучшении экологического состояния городов, повышении качества социальных услуг, совершенствовании работы городских и региональных транспортных, электрогазоэнергетических и телекоммуникационных сетей, систем водоснабжения и канализации, уборки и переработки мусора, городской неотложной помощи и т. д. Согласно ст. 9 Преамбулы, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальных общественных услуг или фактической монополии, должно стать общественной собственностью. Несмотря на произошедшую в конце 80-х гг. широкомасштабную приватизацию, в середине 90-х гг. на госпредприятия приходилось 56 % от всего количества занятых в отраслях общественного пользования работников. В госсекторе муниципальных услуг в этот же период было занято 95 тыс. чел. В госсектор на местном уровне входили 170 местных предприятий газо-, электро- и водоснабжения с занятостью около 7 тыс. чел. В секторе услуг 66 % предприятий, осуществляющих деятельность прежде всего в области транспорта, курортного, гостиничного обслуживания, содержания рынков, принадлежит местным муниципалитетам.

Муниципальный сектор экономики — это ограниченный пределами муниципального образования  сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенции местных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должны разрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых является удовлетворение муниципального интереса. К примеру, частное образовательное или лечебное заведение, акционерное общество, специализирующееся на ремонте жилого фонда, строительная компания или страховое общество — все они функционируют в муниципальном секторе экономики и вынуждены учитывать не только собственные интересы, но и интересы муниципального образования, на территории которого они проводят свои текущие операции.

Емкость муниципального сектора экономики  может измеряться в таких показателях, как удельный вес муниципальных  расходов в консолидированном бюджете региона, масштабы потребления на территории муниципального образования, доля местных налогов в валовом региональном продукте, количество людей, занятых на муниципальных предприятиях и предприятиях, действующих в муниципальном секторе.

Важнейшим элементом государственного и муниципального секторов экономики являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся непосредственными проводниками государственной и муниципальной политики в регионах. Как гласит ст. 113 Гражданского Кодекса РФ, «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество». Имущество унитарного предприятия является неделимым, находящимся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом только с согласия собственника — государственного или муниципального органа власти. Право хозяйственного ведения предполагает выделение собственником имущества предприятию для осуществления им коммерческой деятельности в соответствии с определяемыми собственником целями. Сам собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной (дополнительной) ответственности. Предприятие, действующее на основе права хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника передавать недвижимое имущество в залог, аренду, включать в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ.

Казенные  предприятия и учреждения осуществляют свою деятельность на основе оперативного управления, задающего более жесткие рамки в отношении используемого имущества. Казенные предприятия не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Казенное предприятие обязано периодически передавать уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюджетных средств. В случае невозможности исполнения казенным предприятием обязательств перед кредиторами, субсидиарную ответственность по ним несет РФ как собственник имущества. Что касается учреждения, то оно не вправе распоряжаться имуществом, приобретаемым за счет средств, выделенных ему по смете. Имущество учреждения забронировано от взыскания кредиторов. Однако это обстоятельство не исключает того, что учреждения, будучи некоммерческими организациями, не имеют права заниматься деятельностью, приносящей доходы, что является особенно актуальным в связи с имеющимися фактами неспособности государства в полной мере обеспечивать их финансирование.

Формирование  в системе приоритетов государственной  политики перспективы развития местного самоуправления поставило вопрос о  необходимости разработки принципов  и методов реализации политики на территориальном уровне в качестве инструмента профессионального регулирования протекающих в русле этого формирования процессов. Практика перехода РФ к масштабной программе развития территорий при разграничении полномочий между различными уровнями государственного управления обозначила ряд глубоких проблем, составивших в совокупности проблемное поле для трансформирования системы муниципального управления в действующий механизм экономической политики государства. Перечислим часть этих проблем.

  1. Замкнутый и относительно независимый от среды характер функционирования территориальных хозяйств, прежде всего, в крупных городах и поселках.
  2. Передача государством в исключительную компетентность муниципального образования ряда специфических функции, (формирующих систему целей и задач в деятельности местных властей. К числу этих функций относятся жилищно-коммунальное хозяйство, недвижимость, общественный транспорт, социальная помощь и др.

3   Разделение полномочий между муниципальным образованием и субъектом федерации с выделением (как правило, неопределенным) различных долей ответственности за функционирование соответствующих направлений деятельности и субъектов законодательных инициатив.

Обострение  этих проблем вызвало к жизни  политику муниципализации, ставшую, наряду с приватизационными мероприятиями, одной из важнейших тенденций переходного периода в развитии российской государственности. Муниципализация есть процесс закрепления за органами местного самоуправления прав и обязательств по поддержанию жизненно важных функций территориальных общностей. Источником муниципализации является хозяйственная система территории, требующая тесного взаимодействия между населением города и предприятиями, действующими в сфере удовлетворения его текущих первоочередных потребностей. Необходимость удовлетворения нужд территориальных общностей требует некоторой концентрации власти в сфере регулирования этого взаимодействия, придания ему подконтрольного характера.

Л. А. Велихов  выделял четыре формы процесса муниципализации:

  1. принцип чистого расхода, когда все услуги муниципального сектора оказываются полностью на безвозмездной основе;
  2. пошлинный принцип, когда расходы муниципального сектора 
    возмещаются за счет потребителей по реальной себестоимости 
    этих услуг;
  3. частнохозяйственный принцип, предполагающий извлечение из 
    операций действующего на муниципальном рынке предприятия 
    нормальной хозяйственной прибыли;
  4. налоговый принцип, задающий действующему на этом рынке 
    предприятию возможность назначения монопольных цен вследствие отсутствия на данном сегменте конкурента.

Кампания  приватизации, проводимая в странах  Восточной Европы, в период 1991-1994 гг., обострила внимание к судьбам  муниципального сектора в экономике этих стран, который, к тому же, еще и не сформировался к тому времени. Целесообразность в сохранении и усилении этого сектора подчеркивалась низкой степенью готовности частных предприятий работать на социальный рынок, недостаточно развитый по причине низкого уровня платежеспособного спроса, сложившегося здесь и не позволяющего поддерживать на приемлемом уровне рентабельность и объемы производства действующих на этом рынке предприятий. Эта причина побудила государственные органы власти многих стран направлять значительные суммы целевых средств на поддержание муниципального сектора экономики. Среди ключевых характеристик этого сектора следует обозначить несколько его особенностей:  при создании предприятия в этом секторе никогда не ставится цель извлечения высокой прибыли; сфера деятельности этого сектора жестко ограничена законодательством; получаемая прибыль, доходы или собственность не могут быть распределены ни полностью, ни частично между лицами, причастными к организации.

Английский  ученый Т. Байрн выделяет пять групп предприятий, отраслевая принадлежность которых в наибольшей степени определяет базовые направления процесса муниципализации:

  1. защитные — предприятия, осуществляющие защиту прав и интересов населения, проживающего на данной территории;
  2. обеспечивающие условия жизнедеятельности — предприятия, действующие на объектах с муниципальной формой собственности и ориентирующиеся на подготовку и поддержание общественно важных объектов: жилых комплексов, промышленных и санитарных зон, дорог и т. д.;
  3. рекреационные — предприятия, специализирующиеся на благоустройстве городов, озеленении улиц, создании культурно-просветительской сети, туристическом обслуживании;
  4. персональные — предприятия, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в образовании, трудовой занятости, здравоохранении и т. д.;
  5. коммунальные — предприятия, действующие на рынке жилищно-коммунальных услуг и обеспечивающие формирование и поддержку городской инфраструктуры (потребительский рынок, автостоянки, гаражи, земельные участки и т.д.

Выделенные  категории предприятий обозначают приоритетные с точки зрения муниципального интереса сферы экономики, имеющие  локальный характер. Низкий уровень  экономического развития большинства муниципальных предприятий, распределенных между выделенными выше сферами, многими воспринимается как родовая черта .муниципализации вообще. Поэтому нередкой представляется точка зрения о том, что стратегической линией развития городов в идеале является тотальная приватизация предприятий, действующих на муниципальном рынке. Проникновение частного бизнеса в муниципальный сектор экономики означает привлекательность сфер муниципальной экономики для инвестиций, и, как следствие этого, способствует развитию городской инфраструктуры. Однако действительно ли муниципализация экономики территориальных поселений означает невозможность решения территориальных проблем предприятиями частного сектора? И способен ли муниципальный сектор экономики стать притягательным для внешних инвестиций?

Информация о работе Особенности правового регулирования экономических отношений и бюджетного планирования в Российской Федерации