Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:05, контрольная работа
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
Введение……………………………………………………………..… …....3
1. Мыслители прошлого о правовом государстве……………….… ……..5
2. Концепция правового государства И. Канта…………………………....7
3. Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………..…….8
4. Что такое правовое государство.................................................................9
5. Принципы и признаки правового государства………………. . ………11
6. Три ветви власти………………………………………………………….13
7. Особенности процесса формирования правового государства в современной России…………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………….………….15
Список литературы………………………………………………………….18
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей.
4. Что такое правовое государство?
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
Правовым государство может считаться
в том случае, если вся его деятельность
подчинена и регламентируется нормами
и фундаментальными принципами права.
Стабильные законы, действующие на территории государства, которым подчинены
органы верховной власти, основной признак
конституционности правового государства.
Основной закон страны Конституция ограничивает
и направляет процесс осуществления власти,
которая подчиняется закону, а не опирается
на диктатуру большинства.
Соблюдение принципа верховенства права
и законности – вот что такое правовое
государство.
Древний филосов Платон четко сформулировал
статус правового государства: " Закон
– владыка над правителями, а они – его
рабы”.
Основной принцип правового государства
– это правление по закону. Закон – вот
высшая юридическая сила, на которую должны
ориентироваться все правовые акты. Ему
подчиняются все должностные лица, органы
власти в лице правительства, парламента,
народа. Могут издаваться или меняться
отдельные нормы в соответствии с узаконенными
или оговоренными ранее процедурами.
Правовое государство – это наличие легального
и эффективного способа заставить верховную
власть в лице правительства и должностных
лиц заставить соблюдать правовые нормы.
Из этого следует, что должно соблюдаться
равенство перед законом всех без исключения.
Власть, происхождение, общественное
положение, обеспеченность не имеет никаких
приоритетов перед буквой закона, юрисдикция
распространяется на всех членов общества.
Отступление от этих норм приводит к так
называемому "избирательному правосудию”.
Правовые нормы носят обобщенный характер
для всех граждан, не указывая при этом
на конкретные лица, отдельные социальные
группы или какие-либо организации, во
избежание дискриминации по отношению
к остальным субъектам общества. Правовая
система должна быть доступна в одинаковой
мере для всех, а не только для избранных.
Законы и правовые акты должны быть доступны
для ознакомления, выполнимы по своей
сути и не противоречить устоявшимся в
обществе представлениям о справедливости.
Все органы судебной власти должны быть
независимы как от законодательной, так
и от исполнительной власти. Правосудие
опирается на закон и должно быть справедливым
и последовательным. В правовом государстве
зашита базируется на соблюдении всеобщих
прав и свобод человека и гражданина.
5. Принципы и признаки правового государства
В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.
Признаки правового государства является:
1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).
3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную( создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).
4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).
5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).
6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.
10. Появление действенной способности противостоять произволу.
10. Разграничение партийных и государственных функций.
11. Установление парламентской системы управления государством.
12. Торжество политико-правового плюрализма.
13. Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в
том числе:
а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.
б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.
в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.
г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.
Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.
В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.
Общие принципы правового государства – это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.
Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).
Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
3
6. Три ветви власти
Принцип разделения властей – это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из нас осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.
Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.
Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.
Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.
Судебная власть. Суд – это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из 3-х ветвей – конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик с составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации).
7. Особенности формирования правового государства в
современной России
В постперестроечный период расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.
Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.
Разумеется, такое представление о российском государственном пространстве, где нынешним цветом расцветает криминал и мздоимство, сочетающееся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года, «правовое государство», не являющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года, или «общенародное государство» - для Конституции РСФСР 1978 года.
Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и 4функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Заключение
Значительными вехами на пути к правовому государству стали конституция США 1787 г. и конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой господственности. Решающими факторами создания правового государства стали успехи формирования гражданского общества и общее достаточно высокое социальное и культурное развитие общества.
В основе концепции правового государства лежит либералистская идеология, признающая приоритет прав частного лица перед интересами общества и государства.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом. В своей деятельности правовое государство руководствуется 2 принципами:
Информация о работе Особенности процесса формирования правового государства в современной России