Особенности процесса формирования правового государства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..… …....3
1. Мыслители прошлого о правовом государстве……………….… ……..5
2. Концепция правового государства И. Канта…………………………....7
3. Государственно-правовые воззрения Ш. Монтескье……………..…….8
4. Что такое правовое государство.................................................................9
5. Принципы и признаки правового государства………………. . ………11
6. Три ветви власти………………………………………………………….13
7. Особенности процесса формирования правового государства в современной России…………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………….………….15

Список литературы………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

1) Наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина, создание для личности  режима правового стимулирования.

2) Наиболее последовательное связывание  с помощью права государственной  власти.

Правовое государство – это путь к возрождению естественно - исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценнос5ть, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и др.

Суть идеи правого государства – в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организует и функционирует правовым способом, эта мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но всё же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Одним из важнейших признаков государства, отличающим его от других организаций и объединений, возникающих в обществе, выступает принудительная власть. Формы государственного принуждения могут быть различными - от ограничения свободы до физического уничтожения человека, причем это принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.

Наряду с принудительной властью к отличительным признакам государства также относятся суверенность и всеобщность. Суверенность государства означает, что оно обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства обязаны уважать этот принцип.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами - территорией, населением и государственным аппаратом. Территория государства определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств и подтверждаемыми. Другой атрибут государства - население, на которое распространяется государственная власть, - определяется гражданством или подданством, то есть принадлежностью лица к тому или иному государству. Третий атрибут государства, государственный аппарат, представляет слой профессионалов-управленцев, который возникает и начинает развиваться уже на стадии разложения первобытнообщинного строя вследствие отделения публичной власти от общества, ее несовпадением с организацией всего населения.

В заключении можно сказать, что правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.  

 
Основными признаками правового государства являются: 
-верховенство закона; 
-взаимная ответственность государства и личности; 
-разделение властей; 
- гарантия прав и свобод личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.         Основы права. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2012. – 288 с.

2.         Правоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., Улезько С.И. – Ростов – на Дону: «Феникс», 2011 г.

3.         Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009 г.

4.         Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2010 г.

5.         Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». – 2011 г.

6.         Правоведение. Учебник для вузов/ Под ред. д.ю.н., проф. С.Н. Бабурина. – М.: Изд. «НОРМА», 2010 г.

7.         Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: «ИНФРА-НОРМА». 2013г.

 

1 Правоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. ред. Власов В.И., Улезько С.И. – Ростов – на Дону: «Феникс», 2011 г.

 

2 Основы российского права: Учебное пособие/ Под ред. Е.Н. Гордиенко. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009 г.

3 Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2010 г.

4 Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». – 2011 г.

5 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: «ИНФРА-НОРМА». 2013г.

 


 



Информация о работе Особенности процесса формирования правового государства в современной России