Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:49, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение особенностей систем управления государственной службой в России и за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. «Открытая» система государственной службы......................................4
2. «Закрытая» система государственной службы.......................................8
3. Черты «открытой» и «закрытой» систем в российской системе государственной службы......................................................................................13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................18
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. «Открытая» система
государственной службы........
2. «Закрытая» система
государственной службы........
3. Черты «открытой» и
«закрытой» систем в
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной контрольной
работы является рассмотрение
особенностей систем
В процессе изучения темы контрольной работы будут выполнены следующие задачи:
1) Рассмотрение «открытой»
системы государственной
2) Рассмотрение «закрытой»
системы государственной
3) Изучение
присутствия черт «открытой»
и «закрытой» систем в
Что же собой представляет система управления государственной службой? За ответом мы обратимся к федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы российской Федерации».
Система управления государственной
службой создается на федеральном
уровне и на уровне субъектов Российской
Федерации в целях координации
деятельности государственных органов
при решении вопросов поступления
на государственную службу, формирования
кадрового резерва, прохождения
и прекращения государственной
службы, использования кадрового
резерва для замещения
1. «Открытая» система государственной службы
В системе найма (система открытой службы) работа на юридическое лицо публичного права приравнивается к занятию любой другой профессией. Должности в администрации рассматриваются как и в частном секторе. Они классифицируются в зависимости от необходимой квалификации, от выполняемых работ и от применяемых ставок оплаты. Служащий нанимается на конкретную должность и привязан к этой должности. В случае ликвидации должности служащий подлежит увольнению. Он может оставить административный орган по своему желанию, а администрация может его уволить. Служащий не осуществляет свою профессиональную карьеру в рамках службы, он может перемещаться между общественным и частным секторами. Муниципальные служащие в системе найма рассматриваются как объекты частного (трудового) права и находятся в ненадежном положении. Нанятый на определенную должность, он остается прикрепленным к ней, не имеет перспектив карьеры и может быть уволен, например, в силу сокращения штатов. Однако система найма в России никогда в чистом виде не применялась – она в некоторых отношениях смягчается нормами, взятыми из системы карьеры. Служащий местного органа власти как чиновник поставлен в легальное нормативное положение, он не обсуждает ни условия найма, ни условия работы, хотя иные характеристики его положения вытекают из норм частного (трудового) права.
Основные характеристики открытой системы государственной службы:
1) отсутствие единой четко организованной системы органов исполнительной власти, создание органов для решения какой-либо конкретной задачи, с поручением им в последующем сходных по содержанию задач;
2) слабое нормативно-правовое регулирование служебных отношений, что во многом предопределено господством системы общего права с особой ролью прецедента;
3) принятие административных решений с максимальным учетом всей совокупности факторов, исходя из текущей ситуации, а не из предписаний правовых норм;
4) гибкая конкурсная система набора претендентов на государственную службу;
5) зависимость оплаты труда и продвижения по службе от результатов работы государственного служащего;
6) преобладание специалистов общегуманитарного профиля («дженералистов»).
Наиболее широкое
Характерные черты модели
государственной гражданской
1) Высокая роль политических назначений в системе государственной гражданской службы.
2) Наличие "системы заслуг"; зависимость оплаты труда и продвижения по службе от результатов работы государственного гражданского служащего.
3) Упрощенные процедуры увольнения государственных гражданских служащих.
4) Высокая децентрализация системы государственной службы, что связано с наличием и федеральной государственной службы, и государственной службы субъектов федерации (законы субъектов федерации о государственной службе совпадают в общих чертах друг с другом и с законами федерации).
5) Дифференциация в системе государственной гражданской службы: существуют публичные служащие, под которыми понимаются все работающие по найму в учреждениях США, правительственные служащие – высшие политические назначенцы, гражданские служащие – профессиональные несменяемые чиновники, составляющие до 60% госслужащих.
В 1993–1999 годах в США
была проведена очередная реформа
государственной службы, которой
руководили не кадровые служащие, а
политические назначенцы. В 1992 году была
проведена "общенациональная проверка
результатов деятельности", на основе
которой в 1993 году был принят Закон
о показателях и результатах
деятельности органов государственной
власти. Результатами реформы стало
совершенствование критериев, по которым
оценивается эффективность
2. «Закрытая» система государственной службы
Закрытая (карьерная) модель государственной службы предусматривает иерархическое построение системы, доступ куда открыт исключительно для перспективных кандидатов в начале их карьеры. Традиционно данный термин относился к высшей элите государственных служащих в отдельных восточно-азиатских странах; в своем более современном смысле он относится к профессиональному корпусу власти, который также включает чиновников низшего и среднего уровня. Комплектование кадрами проводится централизованно и весьма избирательно, обычно на основании итогов строгого вступительного экзамена. Отобранные кандидаты назначаются на лучшие должности с перспективой быстрого роста. Эти кандидаты, в большинстве своем специалисты широкого профиля, принимаются на работу в карьерный «поток», а не под конкретные должности. Наилучшие примеры элитарной системы - Франция и Япония.
Основными характеристиками карьерной модели организации государственной гражданской службы являются:
1) Иерархическая организация системы государственной службы с четкой, нормативно закрепленной компетенцией каждого уровня государственной службы и твердо закрепленными принципами должностной субординации;
2) Конкурсная система отбора кадров для государственной службы;
3) Очень высокая элитарность государственной службы, которая при конкурсной системе отбора поддерживается за счет «образовательной монополии» нескольких учебных заведений на подготовку государственных служащих;
4) Развитая система гарантий правовой и социальной защищенности служащего;
5) Зависимость карьерного роста и оклада государственного служащего от стажа службы и должности
В карьерной модели сложились принципы выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев. Для карьерной модели характерна стройная система подготовки кадров. Она включает:
- университетскую подготовку;
- подготовку без отрыва от производства;
- стажировки по определенным программам под руководством квалифицированных специалистов;
- непрерывную подготовку, складывающуюся из самостоятельной работы на службе и вне ее.
В странах, реализующих карьерную модель государственной службы, особое внимание уделяется формированию высшего слоя профессиональных служащих. В Японии, Германии, Франции, Англии и ряде других стран этот слой формируется в основном не за счет отбора из всей массы чиновников, а путем целенаправленного выращивания молодых кадров, специально предназначенных для вхождения в элиту. Особое значение придается выявлению специалистов, способных выполнять руководящие функции. Для определения пригодности к такой деятельности применяются нормализованные, выверенные методики.
Путь наверх начинается со сложных экзаменов, к которым допускаются лица определенного возраста (чаще всего до 30 лет), имеющие высшее образование. Основную массу отобранных таким образом кандидатов составляют выпускники нескольких ведущих учебных заведений страны (в Японии – Токийского, в Англии – Оксфордского и Кэмбриджского университетов, во Франции – несколько престижных государственных училищ). Тщательный отбор кандидатов возможен благодаря престижу высшей государственной службы и интенсивной конкуренции среди выпускников лучших вузов за места кандидатов на зачисление в эту службу. Количество отбираемых кандидатов весьма ограничено.
Например, ежегодный прием во Французскую национальную школу администрирования составляет около 80 человек, в Англии в программе подготовки кандидатов на высшие посты ежегодно участвует 250-300 человек, в США – 250 человек. Причем лишь часть этих кандидатов выдерживает все испытания.
Основной акцент в процессе обучения элиты делается не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большими организациями, развитие способности точно анализировать практические проблемы и разрабатывать стратегию их решения. В целом обучение нацелено на подготовку «генералистов» (специалистов широкого профиля) высокого класса, способных легко сменить место деятельности и круг решаемых проблем. В Японии, Германии, Англии подготовка будущих руководителей носит характер продолжительных стажировок в различных подразделениях государственного аппарата с оценкой их результатов. Токийский университет в Японии готовит национальную управленческую элиту, большая часть которой имеет юридическое или широкопрофильное образование, иногда дополненное технической подготовкой «на рабочем месте». Варианты данной системы можно обнаружить в Сингапуре, где подающие надежды кандидаты выявляются в двухгодичных училищах, и в Германии, где система «практикумов» предлагает отличившимся учащимся обучение «без отрыва от производства».
Так, в Германии кандидат после сдачи отборочных экзаменов должен стажироваться в течение 2,5 лет, после чего вторично сдает экзамены. Затем следует трехлетняя испытательная служба на руководящем посту среднего уровня и в случае положительной оценки – зачисление в руководящий состав на постоянной основе.
Во Франции обучение элиты осуществляется в государственных учебных заведениях – национальной школе администрирования и Политехнической школе. Хотя программы этих школ включают и теоретические курсы, основной упор делается на знакомство с практикой управления в государственных учреждениях и в частных фирмах. В Национальной школе администрирования будущие высокопоставленные чиновники проходят годичный курс подготовки, после чего в течение пятнадцати месяцев готовят дипломную работу.
Определенный процент лучших выпускников названных школ пожизненно зачисляется в один из нескольких «больших корпусов», которые служат основным источником кадров для высших постов в государственном аппарате. Члены «больших корпусов» зачастую в ходе своей карьеры вполне успешно руководят банками, крупными предприятиями, страховыми фирмами и т.д., не имея глубоких специальных знаний в соответствующих сферах хозяйствования.
Информация о работе Особенности систем управления государственной службой