Особенности систем управления государственной службой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение особенностей систем управления государственной службой в России и за рубежом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1. «Открытая» система государственной службы......................................4
2. «Закрытая» система государственной службы.......................................8
3. Черты «открытой» и «закрытой» систем в российской системе государственной службы......................................................................................13
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................18
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................19

Файлы: 1 файл

Контрольная СГМУ.docx

— 33.70 Кб (Скачать файл)

     Наряду с упомянутыми элитными школами во Франции действуют еще более 70 различных типов учебных заведений для подготовки государственных служащих различного уровня и профессиональной специализации.

    Общие правила конкурсного замещения должностей обычно не распространяются на высший слой профессиональных государственных служащих. Служебное перемещение в верхнем эшелоне осуществляются в соответствии с потребностями правительства (при условии, что не ущемляются профессиональные и материальные интересы самих служащих).

     Достойна внимания практика Индии, в которой высшее чиновничество организационно объединено во всеиндийскую Административную службу. Члены службы регулярно перемещаются между постами в центральном правительстве и в правительствах штатов. Находясь на службе в провинции, чиновники остаются в двойном подчинении – Центру и Штату. В том, что касается контроля центрального правительства над администрацией регионов, эта система идет значительно дальше других систем в федеративных государствах. Она дает возможность администрации штатов регулярно пополняться опытными квалифицированными чиновниками, а Центру – в определенной степени контролировать местные власти, обеспечивать более строгое следование закону на местах, предотвращать коррумпирующее воздействие на аппарат со стороны местных политиков и бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Черты «открытой» и «закрытой» систем в российской системе государственной службы

Теоретический и сравнительно-правовой анализ современной государственной  службы позволил установить следующее. В современной мировой практике и теории административного права  большинства развитых стран, ориентирующихся  на идеалы правового государства, государственная  служба рассматривается как особая профессиональная деятельность, осуществляемая в интересах государства и  финансируемая из средств государственного бюджета. При этом выделяют две основные системы государственной службы. Одна – система найма, или открытой госслужбы, когда подбор и деятельность государственных служащих осуществляются по тем же принципам и в тех  же формах, которые свойственны трудовой деятельности в сфере гражданского общества.

Другая – система карьеры, или закрытой госслужбы, при которой  подбор и деятельность госслужащих  строятся на принципе верности, а сами они предстают в качестве постоянных элементов государственной власти. В условиях правового государства система открытой госслужбы в полной мере не обеспечивает необходимой степени разграничения государства и гражданского общества. В данной системе широко используются достижения современного менеджмента, что позволяет значительно повысить эффективность отдельных трудовых операций. Однако широкое проникновение отношений гражданского общества в сферу политической власти создает предпосылки ее приватизации, использования в узких групповых интересах и развития масштабной коррупции. Как показывает опыт Германии, Франции и ряда других стран ЕС, на которые исторически ориентируется российская политическая элита, система закрытой госслужбы в наибольшей мере отвечает принципу разделения гражданского общества и государства, эффективному разделению властей и обеспечению безусловного приоритета публичных интересов в деятельности государственных служащих при минимизации коррупционных проявлений.

Но закрытая госслужба  подвержена бюрократизации, косности в использовании передовых технологий управления и доминированию аппаратных интересов, которые далеко не всегда совпадают с общезначимыми публичными интересами. Поэтому в современных  странах развитой демократии обычно используется сочетание закрытой и  открытой систем госслужбы, применяемых  в той или иной государственной  структуре в зависимости от уровня государственного управления, важности решаемых задач и характера функций  органов государственной власти, государственных учреждений и организаций. Повышение значимости публичного интереса обычно влечет за собой тенденцию  к переходу к закрытой госслужбе, напротив, там, где интересы эти сближаются с интересами субъектов гражданского общества, превалирует открытая госслужба или ее муниципальные аналоги. Современная отечественная система государственной службы пока является смешанной и распространяется лишь на гражданскую службу и службу в Государственном комитете по контролю над незаконным оборотом наркотиков, которая сформирована недавно, а система службы в нем прямо основана на новом Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» и отнесена к правоохранительной государственной службе.

Сложившаяся на практике гражданская  государственная служба лишь содержит элементы системы закрытой службы, но в целом в ней преобладают  те, что характерны для открытой госслужбы. Это явно проявляется  в том, что прием на службу осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не специального административного  договора. Между тем базовые положения  упомянутого нового закона о системе  государственной службы нацелены как  раз на обратное – на построение всей системы по единым принципам  преимущественно закрытой службы. При  этом предполагаемая контрактная система  приема на службу трансформируется в  административно-правовую.

Развитие закрытой государственной  службы тесно связано с происходящими  в России преобразованиями общества и государства в направлении  демократии и рыночной экономики. При  этом совершенно явной становится своего рода инверсия трудовых отношений в  отношения государственной службы, которая наступает там и тогда, где и когда происходит реальное разделение гражданского общества и  государства.

Деятельность в рамках первого, гражданского общества, получает тяготение к гражданско-правовому  регулированию, куда, пусть и медленно, начинает двигаться современное  трудовое законодательство. Деятельность же, происходящая в рамках второго, государства, в связи с реализацией  его полномочий облачается в правовой режим, своего рода мундир, государственной  службы и становится государственной  службой как таковой, характеризуемой  множественными режимами ее осуществления  – видами государственной службы. Режимы эти имеют общие основания  и специфические проявления, отвечающие своеобразию той или иной сферы государственного управления. По своей природе режимы государственной службы являются административно-правовыми. Они пока лишь потенциально принадлежат к числу тех, что имеют сквозной характер в отношении всех государственных органов, однако в дальнейшем этот недостаток должен быть устранен в ходе начавшейся в стране реформы государственной службы. Режимы эти относятся к классу комплексных, что подразумевает вариативность форм и методов осуществления базовых элементов режима, установленных Федеральными законами «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О системе государственной службы Российской Федерации» в конкретных государственных органах. Режим государственной службы имеет многомерный характер, в его составе функционирует целый ряд комплексных режимов, имеющих также общий характер в отношении государственных органов. Кроме того, требования режима в их конкретном воплощении напрямую связаны с основным режимом построения системы управления тем или иным государственным органом, в котором конкретизируется их должностная структура, распределение властных полномочий и механизм их реализации. Режимы государственной службы являются объектами государственного управления, что предусмотрено действующим законодательством. Сложившаяся система управления режимом государственной службы в известной мере отклонилась от своей нормативной модели в сторону расширения реальных полномочий Президента Российской Федерации. Последнее обстоятельство объясняется необходимостью централизации управления режимом в период его становления, развития и, особенно, предстоящего реформирования.

Динамика взаимодействия всех режимов и иных элементов  государственной службы, действующих  в конкретном государственном органе, образует режимную организацию протекающей в нем государственной службы. Специальные компоненты режимной организации государственной службы могут быть разделены на две группы. Первая состоит в дополнительных обременениях (ограничениях и обязанностях), которые накладывает на государственных служащих соответствующий общий или специфический (свойственный отдельным государственным органам) режим государственной службы. Вторые – в особых мерах льготного характера, которые выступают своего рода компенсациями государственным служащим за принятие на себя обременений, связанных с деятельностью в рамках режима государственной службы. Подобные обременения проявляются в особом характере прохождения государственной службы, специальной дисциплинарной ответственности, в ограничениях, которые должен принимать на себя государственной служащий, в том числе и в отношениях, выходящих за рамки непосредственных обязанностей государственной службы. Напротив, компенсаторные элементы режимной организации госслужбы предусматривают наличие целого ряда социальных льгот и особых условий обеспечения государственной службы. 
Режим государственной службы обладает собственными функциями, отличными от основных функций органов, в которых протекает эта служба. Ведущей функцией режима государственной службы является конституирующая, которая обеспечивает подчиненность всех компонентов государственной службы и деятельности любого госслужащего единым в принципиальном отношении требованиям, вытекающим из положений Конституции Российской Федерации. Обеспечение законности является органической функцией государственной службы. Данная функция вытекает не только из подчиненности государственной службы праву, но и ее нацеленности на неуклонное исполнение требований Конституции Российской Федерации и основанной на них системе действующего права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав различные системы управления государственной службой на примере нескольких стран можно сделать вывод о том, что российская система управления государственной службой представляет собой смешанный тип системы, сочетающий в себе некоторые особенности номенклатурной системы управления, распространенной в советском союзе, и по сути своей являющейся закрытым типом системы управления государственной службой и открытой системы, элементы которой начали проникать во время образования и становления Российской Федерации.

Учитывая исторические корни  русской государственной службы, а также традиционную близость правовых систем России, Германии, Франции есть основания полагать, что для нашей  страны наиболее оптимален вариант  системы государственной службы континентального образца (стабильность государственной службы, высокий  социальный статус государственного служащего, сложная процедура увольнения) и  отдельные элементы англосаксонской  модели (открытость государственной  службы, внедрение конкурсного механизма  подбора кадров). Такой вариант  позволил бы сохранить элементы преемственности  и стабильности российской государственной  службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

    1. Федеральный закон «О системе государственной службы российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ .

    2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2004.

   3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие для вузов - М.: Логос, 1998

  4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2006.

  5. Государственная служба / Под ред. А.В.Оболонского. - М.: «Дело», 2009.

  6. Государственная служба: теория и организация /Под ред. В.Е.Охотского и В.Г.Игнатова. - Ростов н/Д., 1998.

 

 

 


Информация о работе Особенности систем управления государственной службой