Особенности управления развитием территорий в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:37, курс лекций

Описание работы

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.
Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Содержание работы

Глава 1 Управление развитием
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов

Глава 3 Методы управления развитием территорий

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ В РФ.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

       Устойчивость  проявляется как системное качество и может быть раскрыта по разным основаниям, например экономическому, социальному, политическому, экологическому и т.п. содержанию устойчивости.

       Устойчивость  может быть присуща не только фиксированному состоянию системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить:

        устойчивость развития, характеризующуюся систематическим приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

        перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе положительные проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

        гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к развитию маловосприимчивы, не способны адаптироваться к изменениям, в том числе и необходимым положительным.

       Повышение устойчивости территориальной системы  означает повышение степени активного преодоления ею неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций внешней среды. Высшей формой устойчивой организации системы является такая, при которой система способна устойчиво развиваться, саморегулироваться, самоуправляться, самосовершенствоваться, максимально используя внутренние, а также заемные ресурсы.

            Устойчивое социально-экономического развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории.

       Таким образом, устойчивое развитие региона  характеризуется его способностью, во-первых, удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате территориального разделения труда; во-вторых, организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества; в-третьих, создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям.

       За  нижними пределами реальной устойчивости возникает неустойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации.

       Катастрофы  обычно связываются с потерей управляемости со стороны государства, региональных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.

       Проблемы  устойчивости регионов России в настоящее  время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориентируются на обоснование региональной, отраслевой и межотраслевой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодоления системного кризиса в Российской Федерации в целом.

            Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических образований РФ

       Угрозы  устойчивому развитию регионов страны разнообразны по источникам возникновения, формам проявления, силе воздействия, времени действия и т.п.

       Поэтому они могут быть классифицированы по различным основаниям.

            Глобальные угрозы связаны прежде всего с экономической реорганизацией мирового сообщества и возникновением новых территориальных экономических центров, необходимостью улучшения экологической обстановки, переходом цивилизации к новой, постиндустриальной фазе и др.

       Одна  из них заключается в том, что  человечество перешло пороговый  уровень таких угроз хозяйственной емкости биосферы, т.е. допустимый предел потребления продукции биосферы. В современном мире постоянно исчезают виды животных и растений, уменьшаются леса, увеличиваются пустыни и площади территорий, на которых нарушено естественное природное равновесие.

       В ближайшей перспективе во всех странах  мира, в том числе и в России, существенно возрастут экологические ограничения, политическими, экономическими и административными мерами будут сдерживаться производства, ориентированные на экстенсивное использование природных ресурсов и загрязняющие экосистему.

            Национальные угрозы устойчивости страны также разнообразны. Среди них:

       • крайняя незначительность позитивных изменений в экономике, высокая затратность всех факторов производства (труда, капиталов, материалов, энергии) и, как следствие, низкая эффективность отечественного народного хозяйства;

       •    низкий уровень качества управления;

       • техническая отсталость и технологическое  несовершенство большей части предприятий, ослабление научно-технического потенциала России;

       • неэффективная структура производства, низкий уровень инвестиций в основные фонды и человеческий капитал;

            непомерно высокая долговая нагрузка на отечественную экономику;

       • возрастающая доля теневого сектора  экономики;

       • утечка капиталов за рубеж, растущий диктат иностранных производителей на внутреннем рынке России и др.

       Особое  значение имеет включенность регионов в территориальное разделение труда, которое формировалось десятилетиями и опирается на использование естественных (природных) экономических преимуществ конкретных территорий. С учетом этих преимуществ создавались соответствующие мощности и иные необходимые условия, закреплялась экономическая специализация региона. Потенциал этого фактора весьма значителен, но значительна и угроза специализации региона.

       Исходным  для обеспечения устойчивости было и остается признание того, что регион может надежно функционировать в том случае, если обеспечит максимально возможный вывоз и реализацию в других районах своей конкурентоспособной или же уникальной продукции, а также закупку всего необходимого для организации своего жизнеобеспечения.

       Из  Республики Бурятии, например, вывозится 2/3 объема продукции промышленного производства и ввозится из других регионов 80% потребляемой в республике промышленной продукции. Рассчитывать на такое взаимодействие и взаимопонимание, опираться на помощь других регионов можно только при условии общей согласованной стратегии, эквивалентных и возмездных отношений между регионами.

       Существенные  угрозы устойчивому социально-экономическому развитию могут заключаться в потере внутреннего рынка региона. Такая потеря обычно ведет к недогрузке производственных мощностей и, как следствие, к разрушению технологического потенциала, истощению доходной части бюджета.

            Социальные угрозы устойчивости регионов России также разнообразны. Наиболее общими из них являются угрозы со стороны негативных демографических тенденций. Численность населения страны продолжает снижаться - со 148,3 млн. в 1991 г. до 146,5 млн. человек в 1998 г. Согласно прогнозам, к 2013 г. число россиян может уменьшиться до 138 млн. человек. Угрожающе возрастает смертность. Она превышает рождаемость в 70 субъектах Федерации, при этом в 24 из них число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся (средний показатель по РФ составляет 1,7 раза).

       При сохранении нынешнего уровня смертности в республиках Карелии, Коми, Тыва, Краснодарском крае, Ленинградской, Магаданской, Псковской и Сахалинской областях до пенсионного возраста смогут дожить менее половины мужчин, вступивших в трудовую деятельность. Кроме того, в ряде регионов в последнее время отмечается интенсивный отток населения, особенно из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, играющих важную экономическую, политическую и военно-стратегическую роль.

            Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов

       Факторы-гаранты  социально-экономической устойчивости регионов многочисленны и разнообразны.

       Для регионов с достаточно диверсифицированной  структурой производства, значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами (республики Башкортостан, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) благоприятные перспективы заключаются в сохранении спроса на продукцию отраслей их специализации, в усилении ориентации на развитие эффективных секторов экономики.

       Существенно иная обстановка в республиках Коми, Саха (Якутия), Хакасии, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Оренбургской, Томской и Тюменской областях. Их относительное благополучие обусловлено экспортной специализацией сырьевых отраслей. Основные факторы устойчивости этих регионов заключаются в сохранении конъюнктуры внешнего рынка, разрешении экологических, инвестиционных и социальных противоречий. Снижение мировых цен на углеводородное сырье в 1997 1998 гг., резкое сокращение по этой причине валютных поступлений в страну наиболее полно характеризуют риск и угрозы устойчивости недиверсифицированных регионов.

       Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская области к началу реформ располагали мощным производственным потенциалом, инфраструктурой и квалифицированными кадрами.

       Резервы повышения экономической и социальной их устойчивости и устойчивого развития заключаются в ориентации на использование новейших технологий, удовлетворение потенциальных потребностей российского рынка и восстановление утраченных внешнеэкономических позиций, в налаживании новых каналов товародвижения и поставок сырья, в приоритетном развитии городов инновационных точек роста.

       Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область располагают благоприятными условиями для эффективной организации сельскохозяйственного производства. Их использование можно рассматривать как фактор устойчивости регионов и гарант продовольственной безопасности России.

       Отличительной чертой республик Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и Чувашии, Хабаровского края, Брянской, Кировской, Курганской, Псковской и Саратовской областей является значительная связь их экономики с военно-промышленным комплексом страны. Здесь высокотехнологичные и эффективные производства оборонной промышленности соседствуют с устаревшими и неэффективными предприятиями других секторов экономики. Наращивание выпуска конкурентоспособной продукции в этих секторах почти невозможно, так что спад производства ВПК нечем компенсировать. Гарантии повышения устойчивости и устойчивого развития экономики таких регионов заключаются в сохранении высокотехнологичных производств, широком их применении в отраслях и производствах гражданского назначения. Однако для осуществления этой стратегии необходимы крупные инвестиции, в том числе прямое целевое финансирование из федерального бюджета.

       Республики  Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия—Алания составляют группу подверженных наиболее глубокой депрессии регионов, что является результатом действия не только экономических, но и других факторов. Перевод этих республик на путь устойчивого развития сопряжен с государственным урегулированием острейших политических, межнациональных, пограничных и других проблем.

       Включенность  региона в крупнее межрегиональные  системы также содержит потенциал устойчивости. В частности, взаимодействие субъектов Федерации в проведении взаимовыгодной экономической и социальной политики в рамках экономических районов и в пределах действия межрегиональных ассоциаций является дополнительным фактором их устойчивости.

                3. Макроэкономическое региональное  развитие современной России.        

            Схема экономического пространства России

       Экономическое пространство России состоит из различных регионов, различающихся уровнем экономического развития, отраслевой специализацией, природно-климатическими условиями. Вместе с тем эти регионы чрезвычайно сильно взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством. Схема российского экономического пространства в виде стилизованной географической карты России с условно спрямленными очертаниями и выявлением 11 укрупненных экономических районов - макроэкономических регионов России - представлена ниже. На схеме показан удельный вес каждого региона в валовом материальномпродукте России (в %) применительно к 1997 г. 

       В ходе длительного совместного развития российских регионов сложились определенное общественное разделение труда между ними и их отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства России. Для востока России, включающего 6 регионов Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей. В начале 90-х гг. и лих регионах производилось более 80% продукции нефтегазовой промышленности всей России, почти 15% угольной промышленности, свыше 75% черной и почти 90% цветной металлургии, около 60% химической, свыше 65% лесной и лесоперерабатывающей промышленности. На западе России, куда входят 5 регионов Северо-Западный. Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский, в основном сосредоточены ресурсообрабатывающие отрасли. В начале 90-х гг. здесь производилось более 70%) продукции легкой промышленности всей России, свыше 52% машиностроения и пищевой промышленности.

Информация о работе Особенности управления развитием территорий в РФ