Особенности управления развитием территорий в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:37, курс лекций

Описание работы

Развитие - это движение вперед, формирование новых целей, становление новых системных, структурных характеристик. Развитие означает рост, расширение, улучшение, совершенствование.
Развитие - это изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния. Любой объект может приобрести новые черты в техническом, экономическом, социальном, физиологическом, функциональном, эстетическом, экологическом или любом другом смысле. Новое может проявляться в усилении имеющихся или в построении новых структурных связей. Структурная перестройка, обнаруживающая новое свойство, часто становится ведущим критерием развития объекта управления.

Содержание работы

Глава 1 Управление развитием
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов

Глава 3 Методы управления развитием территорий

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ В РФ.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

       В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая из них - ослабление межрегиональных связей под воздействием спада производства, поскольку широта этих связей вследствие отраслевой специализации российских регионов сопоставима с масштабами производства в них. Вторая тенденция, имеющая в своей основе исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства, также приводит к ослаблению хозяйственных связей между регионами, но по другой причине вследствие увеличения экспорта российской продукции ресурсного назначения.

       Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением  экспорта производственных ресурсов на сокращение связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная "бартеризация" экономики. Однако для большинства регионов воздействие этих факторов, несомненно, существенно слабее, чем указанных выше основных тенденций.

       Как повлияет ослабление хозяйственных  связей между регионами на их экономику? Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от их внешних связей была разработана специальная экономико-математическая модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую 18-отраслевую модель межотраслевого баланса регионов России. ( Информационной базой для расчётов по этой экономико-математической модели послужили отчётные межотраслевые балансы 11 крупнейших экономических регионов России за 1997 год, подготовленные Госкомстатом РФ). С её помощью устанавливается зависимость изменения объёма внутреннего конечного продукта региона от уровня изменения его внешних связей. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:

            , i=1.18,

       В уравнении модели приняты следующие обозначения:

       Xi – объём производства продукции отрасли i данного региона (i=1.18);

       Y – величина внутреннего конечного  продукта региона;

       aiy – коэффициенты матрицы прямых затрат межотраслевого баланса региона;

       si – показатель доли отрасли i  в отраслевой структуре внутреннего

конечного продукта региона;

            - сальдо вывоза-ввоза отрасли i данного региона;

       с – параметр характеризующий меру "ослабления" внешних связей региона: при с=0 – полное сохранение связей региона, с=1 – внешние связи региона отсутствуют;

            - объём производства отрасли i при с=0.

       Результаты расчетов для всех регионов могут быть представлены в виде следующей линейной зависимости:

                 ,         

       где k – коэффициент зависимости внутреннего  конечного продукта от внешних связей, показывающий величину изменения Y (в %) при изменении его внешних связей на 1%.

       В результате расчетов по модели были получены значения коэффициента зависимости k для каждого региона России, представленные в таблице 2.

       Анализ полученных результатов позволяет объединить все регионы России в три группы. В первую группу попадает наиболее независимый регион Уральский, где объем конечного продукта наименее зависим от внешних связей. При их изменении на 1% внутренний конечный продукт изменяется менее чем на 0,5%.

       Вторую  группу образуют Западно-Сибирский, Поволжский, Центральный, Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский и Северо-Западный регионы. У них при изменении внешних связей на 1% конечный продукт изменяется на 0,6—0,8%. Третью группу образует самый зависимый Центрально-Черноземный регион, у которого каждый процент уменьшения внешних связей снижает его внутренний конечный продукт более чем на 0,9%.

            Коэффициенты экономической зависимости регионов России

                                                 Таблица 1.                       

           

Регион Коэффициент зависимости        Регион Коэффициент зависимости
Уральский        0,49 Восточно-Сибирский        0,74
Зап.- Сибирский        0,62 Дальневосточный        0,71
Поволжский        0,65 Северо-Ка вказский        0,75
Центральный        0,67 Волго-Вятский        0,49
Северный        0,69 Северо-Западный        0,78
ЦентральноЧерноземный        0,92                  

 

       Рассмотрим  стратегическое планирование развития регионов России в условиях ослабления хозяйственных связей между ними. Из таблицы 1 видно, что для всех российских регионов выполняется условие:

                                                                      О < k < 1 .

       Это означает, что выбор стратегических целей экономического развития для любого региона России будет происходить в диапазоне между двумя предельными альтернативными стратегиями:

            • региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального развития без внешних связей (k=0),

            • регионального фритредерства, которое предполагает максимальную открытость региона (k= 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с внешним рынком, так и с российскими регионами.

       Выбор объективно обусловлен реально существующими  различиями в уровнях экономического развития регионов, в их отраслевой специализации, обеспеченности природными ресурсами, климатических условиях, пространственно-географическом расположении.

            Проблема "запад-восток" в экономике современной России.

       Для оценки степени зависимости экономики  регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов этого выбора при планировании развития каждого из 11 макроэкономических регионов России используются соответствующие экономико-математические модели, устанавливающие величину объема продукции каждой и отрасли и внутреннего продукта региона при различных стратегических установках.

            1.Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. Величина общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравнивается в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза ввоза продукции по каждой из 18 отраслей также равно нулю.

       Формализованная запись экономико-математической модели теперь примет вид:

            , i=1.18, Y max,

       Неизвестные величины: .

            2.Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритрейдерства применима в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближнем зарубежьем, но и с остальными регионами России. Следовательно, суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнение примет вид:

               i=1.18,

            - сальдо вывоза-ввоза отрасли i конкретного региона;

            - индекс пересчёта внутренних цен во внешнеторговые.

       Моделирование поведения российских регионов в  соответствии со сформулированными выше стратегиями дало результаты, приведённые в таблице 2.

       Они представлены в виде сопоставления  макроэкономических показателей, достигаемых каждым из регионов в ходе реализации той или иной стратегии, с соответствующими показателями исходного состояния регионов в составе целостного экономического пространства России.

                                                                              Таблица 2

           

Стратегия региональной автаркии Регионы России Стратегия регионального фритредерства
В % к исходному состоянию региона В % к исходному  состоянию региона
Внутренний конечный продукт региона Совокупный  общественный продукт региона Внутренний конечный продукт региона Совокупный  общественный продукт
31,0 34,8 Северный        90,1        98,3
21,8 26,6 Северо-Западный        84,1        98,6
32,7 38,6 Центральный        88,4        98,8
24,3 26,0 Волго-Вятский        96,5        99,6
7,9 8,7 Центрально-Черноземный        74,3        84,8
34,6 33,9 Поволжский        100,3        73,3
24,8 28,2 Северо-Кавказский        81,0        98,0
51,3 49,2 Уральский        100,3        58,0
38,5 41,8 Западно-Сибирский        100,2        41,3
25,5 31,5 Восточно-Сибирский        90,0        98,4
28,6 37,6 Дальневосточный        72,5        89,0

 

       Из  таблицы 2 следует, что с позиции стратегического планирования реализация стратегии региональной автаркии для любого региона России будет иметь катастрофические последствия, поэтому ни один из них самостоятельно не пойдет на это. Вместе с тем ослабление связей между российскими регионами делает стратегию регионального фритредерства привлекательной для решения задач стратегического планирования развития ряда регионов России — в первую очередь для Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского. При переходе к этой стратегии в них даже несколько увеличивается внутренний продукт, прежде всего за счет продажи продукции нефтегазовой промышленности по мировым ценам. Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии. 

            Задачи федерального и регионального управления в современных условиях

       Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она обеспечит целостность экономического пространства России в современных условиях.

       В основу анализа этой системы легли  результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российской экономики.

       Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования  функций федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российского экономического пространства:

       • дальнейшее осуществление донорства  востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

       • использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);

       • обеспечение большей равномерности  в образовании общего положительного сальдо регионами-донорами востока и в его распределении между регионами- реципиентами России.

       Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

Информация о работе Особенности управления развитием территорий в РФ