Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа
В начале 90-х годов в Республике Казахстан произошли значительные перемены во всех сферах общественной жизни, которые повлекли за собой изменение сущности самого государства. После принятия в 1995 г. Конституции Республики Казахстан, закрепившей наше государство в качестве социального, изменился и подход к социальной деятельности государства. Общественные блага, объекты социальной сферы в РК формально провозглашались общенародными, однако именно государство выполняло все функции по их производству и перераспределению, определяло посредством планирования развитие экономики и социальной сферы. В конституционных нормах РК закреплялась главенствующая роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Однако в этот период обсуждение социальных вопросов в научной литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.
В Республике Казахстан проходит правовая реформа, предусматривающая, с одной стороны, демократизацию и развитие системы защиты прав человека, а с другой стороны - создание нормативно-правовой базы для эффективного развития и функционирования рыночной экономики.
Конституция Республики Казахстан, определившая Казахстан как социальное государство, несомненно, требует значительных изменений в законодательстве о социальном обеспечении и его дальнейшего развития. Это вытекает из особых обязанностей, возлагаемых Конституцией на государство с тем, "чтобы права человека охранялись властью закона".
Основой для такого развития можно считать закрепление в Конституции новых подходов, связанных с признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина. Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении - соблюдение принципа преемственности в праве обусловлена, таким образом, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов.
1.3 Законодательство зарубежных стран
Законодательную практику зарубежных стран можно условно разделить на три группы: страны, в которых международное частное право кодифицировано, страны, в которых приняты специальные кодификационные законодательные акты по международному частному праву; страны, в которых международное частное право вообще не кодифицировано и лишь в отдельных актах содержатся его отдельные нормы. Развитие международного частного права по пути специальной кодификации является характерной тенденцией для европейских стран. I одних странах (Австрии, Венгрии, Италии, Польше, Турции, Чехии, ФРГ, Швейцарии, Югославии) уже приняты специальные законы по международному частному праву, в других (Бельгии, Нидерландах, Франции) ведутся кодификационные работы.
Одним из первых кодификационных актов были Закон о международном частном праве и процессе, принятый в ЧССР в 1963 г. (продолжает действовать на территории Чехии). Он характеризуется широкой регламентацией частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом. Наряду с нормами, устанавливающими общие положения международного частного права (оговорка о публичном порядке, обратная отсылка и др.), в законе содержатся коллизионные нормы о право- и дееспособности физических и юридических лиц, форме юридических актов, вещных правах, о различного рода гражданско-правовых обязательствах, нормы по трудовым, наследственным и семейно – брачным отношениям, а также довольно детальные нормы по международному гражданскому процессу.
В Чехии в 1991 г. был принят Торговый кодекс (заменен Кодекс Международной торговли 1963 г. Чехословакии, который продолжает действовать в Словакии), содержащий главу III «Специальные положения для обязательственных отношений в международной торговле». Она состоит из материальных гражданско-правовых норм, направленных на регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с международной торговлей. Но подобного рода нормы, как говорилось в предыдущей главе, не входят в нормативную систему международного частного права, а являются специальными нормами гражданского права. Как таковые они наряду с другими нормами чешского гражданского права применяются к отношениям с иностранным элементом только тогда, когда коллизионная норма отсылает к гражданскому праву этой страны. Это находит прямое подтверждение в тексте самого Кодекса, ст. 729 которого устанавливает, что нормы Кодекса применяются тогда, когда «эти отношения регулируются чехословацким правовым порядком». В 1994 г. в Чехии был принят Закон об арбитраже в Международных торговых отношениях и об исполнении арбитражных решений.
В Польше основным источником является Закон о международном частном праве 1965 г. Он начинается с общих положений международного частного права, а затем следуют коллизионные нормы по широкому кругу вопросов гражданского, трудового и семейного права. Так как согласно официальной доктрине в систему международного частного права не входят нормы международного гражданского процесса, то они кодифицированы в соответствующем отраслевом законодательном акте - в Гражданско-процессуальном кодексе 1964 г. (ст. 1097-1153).
В Австрии действует Закон о международном частном праве 1978 г. Он состоит из восьми частей и содержит коллизионные нормы в области гражданского и семейного права. В первой части решаются общие вопросы международного частного права: установление содержания иностранного права, обратная отсылка, оговорка о публичном порядке, личный статут и его изменение, пределы автономии воли. Затем решаются коллизионные вопросы личного статуса (право- и дееспособности, признания умершим и др.). Последующие части содержат коллизионные нормы семейного, наследственного, вещного права. Очень подробно решаются коллизионные вопросы обязательственного права (седьмая часть), в том числе банковских операций, биржевых сделок, договоров относительно интеллектуальной собственности и т. д.
В Венгрии в 1979 г. был принят детально разработанный Закон о международном частном праве. Прежде всего, закон содержит правила по общим вопросам международного частного права, многие из которых в других странах решаются только на доктринальном уровне (проблемы квалификации, взаимности, установления содержания иностранного права, отсылки, публичного порядка и др.). Вместе с тем закон предусматривает широкую, детализированную систему коллизионных норм по лицам (физическим и юридическим, а также по государству как субъекту гражданских отношений с иностранным элементом), по собственности, в том числе по интеллектуальной, по обязательствам, по наследственным, семейным и трудовым отношениям. Три последние главы посвящены международному гражданскому процессу (гл. 1Х-Х1). Это одна из самых полных кодификаций международного частного права. Однако излишняя детализация приводит к перегруженности коллизионных норм, испытывающих трудности в их толковании и единообразном применении.
В Югославии в 1982 г. принят Закон о разрешении коллизий (у законом и нормами иностранного права в определенных правоотношениях. Он содержит коллизионные нормы гражданок ого и семейного права (вторая глава), а также нормы международного гражданского процесса (главы третья и четвертая)
Становление западной (доминирующей) концепции государства началось еще в глубокой древности, с аристотелевского понимания государства как политической ассоциации (объединения) свободных и равных граждан. В таком понимании государство практически не выделялось из общества. Концепция Аристотеля впоследствии поддерживалась Цицероном, Ф. Аквинским, М. Падуанским, Г. Гропием, Дж. Локком, И. Кантом и др. На рубеже XVI—XVII вв. видение государства постепенно приобрело новые черты. Оно стало ассоциироваться, в большей степени, со специальным аппаратом, публичной властью (Ж. Бодэн, Т. Гоббс, В. Гумбольт, К. Маркс, В. Ленин и др.).
В XVII в. были четко сформулированы основы концепции естественных прав человека и договорной теории государства. XVIII век связал эти два элемента в единую систему либерального государства, призванного защищать индивида от произвола (Руссо, Монтескье, Гумбольт). Научные изыскания XIX в. привели к теоретическому обоснованию основ правовой государственности (Р. Моль). В том же XIX в. зародились и практически весь XX в. воплощались в жизнь идеи социалистического (пролетарского, общенародного) государства. В прошлом веке также существовало государство фашистского типа.
В различные эпохи человеческой истории появлялись и совершенно фантастические в своей гармоничности концепции общественного и государственного строя. Возникали представления об альтернативном обществе, в котором устранены все виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения абсолютной справедливости, свободы, равенства и других идеалов. Разновидности государств:
- тоталитарное государство, максимально вмешивающееся в жизнь граждан и их объединений, насаждающее единство мнений и оценок, политической организации и экономики. Такое государство поглощает все общество. Тоталитарное государство — это диктатура государства;
- авторитарное государство характеризуется излишней опекой общества и отдельных граждан, вмешательством во все их внутренние дела, мелочной регламентацией общественных отношений;
- правовое государство, которое не только закрепляет, но и гарантирует реализацию и защиту основных прав и законных интересов, признает личность свободной и полноправной;
- социальное государство — государство, в котором имеются конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина (особенно социально незащищенных слоев населения), а их надлежащая реализация является важнейшей обязанностью государства; это государство, основанное на законодательно закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
В Российской Федераций охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”.
- светское государство — это государство, свободное от какого- либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни; светское государство нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода от религии и атеизма. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
- корпоративное государство является одной из государственных форм авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, строго отобранных правительством (например, фашистская Италия в 1926—1943 гг.).
Таким образом, сущность современного государства состоит в том, что оно является организующей силой общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
В настоящее время продолжают существовать также теократические и клерикальные государства. В теократических государствах, где государственная власть в значительной мере принадлежит церковной иерархии, ее высшие органы практически полностью повторяют структуру церковной организации (Саудовская Аравия, Ватикан). В клерикальных государствах верховная власть не принадлежит церковной иерархии, но сама церковь, посредством своих законодательно установленных институтов, самым активным образом воздействует на функционирование власти государственной (например, Иран)
2 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов
Для того чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.
Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Михаил Михайлович Сперанский, который говорил, что "приведение Законов в один состав" является "одною из первых Государственных нужд". Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: "Ученое законоведение... не может основаться, если законы не будут прежде приведены в правильный состав". Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.
Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов который представляет собой:
а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
б) источник официального опубликования;
в) собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения.
Консолидация – это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся один, укрупненный нормативно – правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием;
2) проводится только правотворческими органами, лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату, подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой сложную и совершенную форму систематизации;
Информация о работе Особенности законодательства в социальном государстве