Особенности законодательства в социальном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов в Республике Казахстан произошли значительные перемены во всех сферах общественной жизни, которые повлекли за собой изменение сущности самого государства. После принятия в 1995 г. Конституции Республики Казахстан, закрепившей наше государство в качестве социального, изменился и подход к социальной деятельности государства. Общественные блага, объекты социальной сферы в РК формально провозглашались общенародными, однако именно государство выполняло все функции по их производству и перераспределению, определяло посредством планирования развитие экономики и социальной сферы. В конституционных нормах РК закреплялась главенствующая роль государства в предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Однако в этот период обсуждение социальных вопросов в научной литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства.
В Республике Казахстан проходит правовая реформа, предусматривающая, с одной стороны, демократизацию и развитие системы защиты прав человека, а с другой стороны - создание нормативно-правовой базы для эффективного развития и функционирования рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

2)                 по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3)                 кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4)                 в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Кодификационные акты -это, прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др. 

 

           2.2 Система права и система законодательства

 

Все старые законы уже не могут регулировать новые отношения. В Казахстане, так же как и в других странах СНГ, создан практически новый правовой массив, построена новая система права.

При этом надо учитывать следующие обстоятельства.

1. При самой резкой смене социально-экономической ситуации в стране какое-то время продолжает действовать старое законодательство, так как при отсутствии вообще законов в стране наступает полный хаос. Законы СССР действовали в Казахстане до принятия законов РК при условии, что законы СССР не противоречили законодательству РК.

2. Широкое распространение получило модельное законодательство стран СНГ. Это была попытка сохранить при создании нового законодательства единое экономическое и правовое пространство.

3. Поскольку Казахстан остался в правовой семье романо-германского права, естественно, что в его правовой системе сохранились основные принципы и отраслевое деление континентального права, и в первую очередь то, что эти страны - это страны гражданского кодекса.

В момент возникновения государства и права единственным объективным критерием построения системы права было деление его на право публичное и право частное. Государство закрепляло в нормативных установлениях те из родовых обычаев, табу и предписаний, которые были направлены, с одной стороны, на развитие частной собственности и договорных отношений, а с другой - на усиление принудительного репрессивного аппарата для охраны зарождающихся частных отношений.

В разных странах правовые системы складывались по-разному. Но везде закреплены такие правовые институты, как право собственности, юридическое лицо, договор, с одной стороны, и органы управления, юстиция, суд, армия и т.п. - с другой. Сложившаяся в каждой стране правовая система выступает как единое целое, системно организованное образование, и в этом смысле она может рассматриваться как объективное явление.

Это обстоятельство, тем не менее, не опровергает утверждения, что система права не познается законодателем, и именно строится им. Поскольку законодательство является внешней формой права и ни в чем ином (я отбрасываю пока иные источники права, такие как обычай, прецедент), кроме как в законодательстве, выражаться не может. Поэтому неверны утверждения, что система права объективна, а система законодательства субъективна. Объективны и та и другая. Нельзя систему права оторвать от системы законодательства.

Разумеется, при принятии новых законов законодатель связан существующей системой права и законодательства. Новый закон должен быть встроен в существующую систему права, иначе он принесет больше вреда, чем пользы, или вообще не будет работать.

Например, в 1998 г. по инициативе Национальной комиссии по ценным бумагам РК был принят разработанный американскими юристами Закон об акционерных обществах. Закон был нашпигован американскими понятиями и инструментами, направленными на построение акционерного общества не как производственного предприятия, а как спекулятивного образования, участника рынка ценных бумаг. Этот закон сразу забуксовал, практически не работал, и те же люди, теперь уже в Национальном банке, инициировали разработку нового закона, соответствующего принципам континентальной системы права, который и был принят в 2003 г. и действует до сих пор.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

    Конституции РК устанавливает, что Республика Казахстан есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

   Социальное государство - организация политической власти общества, деятельность которой всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития.

     В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства "всеобщего благоденствия".

      Конституционно - правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных "управленцев", развития технологичности государственного аппарата. Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных правовых нормах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Конституция Республики Казахстан Алмата, 2012

2. Булгакова Д.А. Теория государства и права, учебное пособие Алматы                 2011 - 114с.       

3. Дулатбеков Н.О., Амандыкова С.К., Турлаев А.В.

4. Ибраева А.С., Сапаргалиев Ғ. Теория государства и права, Астана 2011 – 360с.

5. Какимова М.Ш. Теория государства и права, Астана 2007 – 256с.

6. Малько А.В. Малько Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях, Москва ,2008 – 144с.

7. Назаренко Г.В. Теория государства и права, учебное пособие  - Москва 2001- 180с.

8.Н.Дулатбеков, Ж.Артыкбаев, З.Тайшыбаев , Хрестоматия по истории государства и права, Алматы 2000 – 144с.

9. Сырых В.М. Теория государства и права, Былина 2000 – 512с.

10. Хропанюк В.Н. Теория государтсва и права, Москва 2000 – 375с.

11. Булгакова Д.А. Теория государства и права, учебное пособие Алматы 2011 – 114с.

12. Попова А.В. Теория государства и права, Питер, 2010 – 208с.

13. Хропанюк В.Н. Теория государтсва и права, Москва 2000 – 375с.

 

 



Информация о работе Особенности законодательства в социальном государстве