Отраслевое деление системы российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 10:56, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучение теоретических основ системы российского права.
Для реализации поставленной цели исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить и обобщить имеющуюся научно-правовую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные элементы системы российского права;
3. Рассмотреть отраслевое деление российского права;
4. Охарактеризовать отрасли российского права.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие системы права и ее структурные элементы 4
1.1. Основные характеристики системы права 4
1.2 Структурный состав системы российского права 7
2. Отраслевое деление системы российского права 11
2.1. Критерии отраслевого деления российского права 11
2.2 Общая характеристика отраслей российского права 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

РефЕРАТ.docx

— 51.28 Кб (Скачать файл)

В правовой науке все юридические  нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы  права регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъективных прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. Процессуальные нормы права определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы.

Регламентируя различные  стороны общественных отношений, правовые нормы предопределяют деление права  на отрасли. Такая дифференциация является следствием  закономерного явления, происходящего в праве, как результат выполнения правовыми предписаниями разносторонних нагрузок в регулировании различных сфер общественной жизни.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу  общественных отношений. Объективная  необходимость  предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь юридически оформляет эту потребность.

Для образования самостоятельной  отрасли права имеют значение следующие условия:

  • степень своеобразия тех или иных отношений;
  • их удельный вес;
  • невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
  • необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую  отрасль права. И, напротив, наличие  или отсутствие той или иной отрасли  права зависит от наличия или  отсутствия соответствующих общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль «не придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Каждой отдельной отрасли  присущ свой режим правового регулирования. Одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений. Особенностью системы права является то, что  входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а, наоборот, дополняют друг друга, охватывая  своим воздействием разнородный  слой общественных отношений.

Поскольку каждая отрасль  права имеет свои специфические  черты и характерные признаки в зависимости от регулируемых общественных отношений, то внутри отдельных отраслей права выделяют так называемые подотрасли – совокупности специальных норм и институтов, направленных на регулирование  специфичной области общественных отношений[7].

В рамках отрасли права  юридические нормы группируются в определенные блоки – институты  и субинституты. Под институтом права  принято понимать совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права.

Правовой институт характеризуется  наличием некоторых обязательных признаков, а именно:

  • однородностью регулируемой сферы общественных отношений;
  • самостоятельным предметом правового регулирования;
  • единой функцией;
  • наличием норм, сходно регулирующих данное отношение;
  • юридическим единством норм.

Следует отметить, что в  каждой отрасли правовых институтов множество, и при этом они обладают относительной автономией, поскольку  касаются в известной мере самостоятельных  вопросов.

Правовые институты классифицируются по следующим основаниям:

1. По сферам распространения.  Отраслевые институты – сравнительно  небольшая общность норм, специфика  и автономность которой не  выходит за рамки одной отрасли  права (например, институт потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого  в уголовно-процессуальном праве). Межотраслевые институты существуют  и действуют в рамках двух  или более отраслей права;

2. По правовому характеру.  Материальные институты – регулируют  реально складывающиеся между  людьми отношения по поводу  производства, распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации  субъектами общественных отношений  своих прав и свобод.  Процессуальные – регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы, которые имеют важное значение и тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав, например, такие как порядок разрешения споров и конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений;

3. По выполняемым функциям. Регулятивные институты – регулируют  соответствующие общественные отношения.  Учредительные институты – закрепляют  правовой статус субъекта общественных  отношений. Охранительные правовые  институту – охраняют нормальный  ход и развитие общественных  отношений, оберегают от пагубного  воздействия от чей-либо стороны;

4. По внутренней структуре.  Простые правовые институты –  не содержат в себе каких-либо  внутренних образований. Сложные  – имеют в составе мелкие  самостоятельные элементы – субинституты.

Определенные части правового  института, регулирующие какие-либо фрагменты  юридически значимой деятельности, нередко  образовывают самостоятельные подразделения  называемые субинститутами.

Таким образом, система российского  права определяется совокупностью  взаимосвязанных между собой  юридических норм права, институтов и отраслей права, которые в свою очередь характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

 

2. Отраслевое деление системы  российского права

 

 

2.1. Критерии  отраслевого деления российского  права

 

 

Многие исследователи  права уделяли внимание такой  правовой категории, как отрасль. Поскольку  именно отрасли права играют определяющую роль в системе права, несмотря на то, что первичным элементом выступает  норма права. В науке до настоящего времени нет единых универсальных  критериев разделения системы права  по отраслям. Но, несмотря на разные подходы  к определению отраслей и критериев  деления права на отрасли, в науке  давно замечено, что все отрасли  права обособлены в силу объективно присущих качеств каждой отрасли, причем все отрасли, с одной стороны, взаимно исключают друг друга, а  с другой взаимозависимы и образуют части целого. Возможно лишь их частичное  пересечение в комплексных отраслях права. Поэтому в науке давно  возникла необходимость поиска объективных  критериев разграничения системы  права на отдельные отрасли[8].

Первая дискуссия по вопросам системы права, прошедшая в 1938-1940 гг., выявила первый и единственный критерий деления права по отраслям – предмет правового регулирования. В результате данной дискуссии в  науке было определено девять отраслей права.

В развернувшейся второй дискуссии  по проблемам системы права в  послевоенный период было признано и  обосновано использовать два критерия в качестве основы деления права  по отраслям: предмет и метод правого  регулирования. Следует отметить, что  предмет и метод правового  регулирования в качестве критериев  деления права по отраслям используется в правовой науке и сегодня  в качестве основных критериев.

В третьей дискуссии по системе права в 1982 г. вновь не менее остро встали вопросы о  критериях деления системы права. Одни исследователи, среди которых  были В.Д. Сорокин, В.В. Лаптев, В.П. Шахманов предлагали отказаться от метода правового  регулирования. Другие исследователи, среди которых были Т.Е. Абова, В.Н. Кудрявцева предлагали отказаться не только от метода правового регулирования, но и от предмета. Третья группа ученых предлагала вообще отказаться от отрасли  права и перейти к отрасли  законодательства. Однако дискуссия  не принесла изменений в теории о  праве. Предмет и метод правового  регулирования так и оставались долгие годы единственными критериями деления системы права на составные  части.

И в настоящее время  М.Н. Марченко считает, что существует только два критерия деления на отрасли  права: это предмет и метод, причем первый является главным, а второй вспомогательным[9].

Рассмотрим более подробно предмет и метод правового  регулирования как критерии отраслевого  деления российского права.

Предмет правого регулирования  – это общественные отношения  регулируемые отраслью права, и социальные связи, выступающие объектом воздействия  права. При этом вышеуказанные отношения  должны соответствовать определенным требованиям, а именно[10]:

1) отношения должны быть  устойчивыми, типичными, т.е. характеризоваться  повторяемостью событий и действий  людей;

2) отношения должны обладать  способностью воспринимать правовые  требования и допускать возможность  контроля за ними со стороны  общества, государства и личности. Право регулирует отношения через  волю и сознание человека;

3) в правовом регулировании  отношений должно быть заинтересовано  государство.

Таким образом, предмет правового  регулирования формируется в  связи с необходимостью правового  регулирования опосредования определенных отношений, заинтересованности государства  в их правовом регулировании и  практической возможности такого регулирования.

Структуру предмета правового  регулирования составляют следующие  элементы:

1. Субъекты общественных  отношений – индивидуальные или  коллективные, групповые;

2. Содержание общественных  отношений – поведение, поступки, действия;

3. Объекты общественных  отношений – предметы, явления  окружающего мира, по поводу которых  люди вступают во взаимоотношения  друг с другом и к которым  проявляют свой интерес;

4. Социальные факты –  события, обстоятельства, выступающие  непосредственными причинами возникновения  или прекращения соответствующих  отношений.

Регулируя общественные отношения, право не может прямо или непосредственно  влиять на поведение их участников. Для этого необходимо повлиять на их волю и сознание с помощью целого комплекса средств и методов, стимулирующих или ограничивающих их социально значимые поступки.

Предмет правового регулирования  не может быть единственным критерием  деления права на отрасли. Во-первых, общественные отношения, его составляющие чрезвычайно разнообразны. Во-вторых, нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и  к тому же различными способами. Поэтому вторым, дополнительным критерием выступает метод правового регулирования.

Метод правового регулировании  – это совокупность юридических  средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно  однородных общественных отношений.

Каждый метод правового  регулирования, учитывая сложный характер предмета регулирования и специфику  действующих субъектов, по своему содержанию является своеобразной комбинацией  средств и способов регулятивного  воздействия на сознание и поведение  участников регулируемых отношений.

К факторам, определяющим содержание метода правового регулирования, относятся  следующие:

1) общее взаимоположение  субъектов (равноправное или подвластное);

2) порядок возникновения  прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

3) степень определенности  предоставленных прав (допускающие  и не допускающие свободу усмотрения  адресатов);

4) способ и средства  обеспечения реализации прав  и обязанностей субъектов (уголовное  наказание, материальная ответственность  и т.д.).

Среди основных методов правового  регулирования выделяют такие, как:

1. Императивный метод  (централизованный авторитарный, метод  субординации, административный метод). Данный метод применяется для  регулирования властеотношений,  для которых свойственно неравенство  сторон. Под властеотношениями следует  понимать отношения, в которых,  с одной стороны, участвуют  лица (или органы), наделенные государством  властными полномочиями, а с другой  – лица (физические или юридические), которые обязаны им повиноваться. При этом отношения регулируются  императивными нормами права,  которые четко фиксируют властные  предписания государства для  участников, а именно их права  и обязанности;

2. Диспозитивный метод  (децентрализованный автономный, гражданский,  демократический, метод координации). Данный метод предоставляет самим  участникам регулируемого правом  общественного отношения возможность,  дозволение самостоятельно по  взаимному согласованию определять  варианты поведения в отношениях  друг с другом и только при  недостижении такого соглашения  выполняется вариант, установленный  законом. Данный метод в основном  используется в гражданском, семейном  праве для урегулирования отношений между равноправными субъектами, не связанными отношениями власти и подчинения;

3. Метод поощрения. Суть  данного метода правового регулирования  заключается в том, что стимулирования  социально активного и полезного  для общества поведения, используются  поощрительные нормы права, содержащие  так называемые позитивные, т.е.  поощрительные, «санкции», указывающие  на благоприятные последствия  такого поведения. Источниками  подобных норм являются, например, различные премиальные системы,  применяемые в трудовом праве  и направленные на стимулирование  более эффективной трудовой деятельности;

Информация о работе Отраслевое деление системы российского права