Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 10:56, реферат
Цель исследования – изучение теоретических основ системы российского права.
Для реализации поставленной цели исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить и обобщить имеющуюся научно-правовую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать понятие и структурные элементы системы российского права;
3. Рассмотреть отраслевое деление российского права;
4. Охарактеризовать отрасли российского права.
Введение 2
1. Понятие системы права и ее структурные элементы 4
1.1. Основные характеристики системы права 4
1.2 Структурный состав системы российского права 7
2. Отраслевое деление системы российского права 11
2.1. Критерии отраслевого деления российского права 11
2.2 Общая характеристика отраслей российского права 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъективных прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. Процессуальные нормы права определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы.
Регламентируя различные стороны общественных отношений, правовые нормы предопределяют деление права на отрасли. Такая дифференциация является следствием закономерного явления, происходящего в праве, как результат выполнения правовыми предписаниями разносторонних нагрузок в регулировании различных сфер общественной жизни.
Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь юридически оформляет эту потребность.
Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:
Качественная однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И, напротив, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль «не придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.
Каждой отдельной отрасли присущ свой режим правового регулирования. Одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений. Особенностью системы права является то, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а, наоборот, дополняют друг друга, охватывая своим воздействием разнородный слой общественных отношений.
Поскольку каждая отрасль
права имеет свои специфические
черты и характерные признаки
в зависимости от регулируемых общественных
отношений, то внутри отдельных отраслей
права выделяют так называемые подотрасли
– совокупности специальных норм
и институтов, направленных на регулирование
специфичной области
В рамках отрасли права юридические нормы группируются в определенные блоки – институты и субинституты. Под институтом права принято понимать совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права.
Правовой институт характеризуется наличием некоторых обязательных признаков, а именно:
Следует отметить, что в каждой отрасли правовых институтов множество, и при этом они обладают относительной автономией, поскольку касаются в известной мере самостоятельных вопросов.
Правовые институты
1. По сферам распространения.
Отраслевые институты –
2. По правовому характеру.
Материальные институты –
3. По выполняемым функциям.
Регулятивные институты –
4. По внутренней структуре.
Простые правовые институты –
не содержат в себе каких-либо
внутренних образований.
Определенные части правового института, регулирующие какие-либо фрагменты юридически значимой деятельности, нередко образовывают самостоятельные подразделения называемые субинститутами.
Таким образом, система российского
права определяется совокупностью
взаимосвязанных между собой
юридических норм права, институтов
и отраслей права, которые в свою
очередь характеризуются
Многие исследователи
права уделяли внимание такой
правовой категории, как отрасль. Поскольку
именно отрасли права играют определяющую
роль в системе права, несмотря на
то, что первичным элементом
Первая дискуссия по вопросам
системы права, прошедшая в 1938-1940
гг., выявила первый и единственный
критерий деления права по отраслям
– предмет правового
В развернувшейся второй дискуссии по проблемам системы права в послевоенный период было признано и обосновано использовать два критерия в качестве основы деления права по отраслям: предмет и метод правого регулирования. Следует отметить, что предмет и метод правового регулирования в качестве критериев деления права по отраслям используется в правовой науке и сегодня в качестве основных критериев.
В третьей дискуссии по
системе права в 1982 г. вновь не
менее остро встали вопросы о
критериях деления системы
И в настоящее время М.Н. Марченко считает, что существует только два критерия деления на отрасли права: это предмет и метод, причем первый является главным, а второй вспомогательным[9].
Рассмотрим более подробно предмет и метод правового регулирования как критерии отраслевого деления российского права.
Предмет правого регулирования – это общественные отношения регулируемые отраслью права, и социальные связи, выступающие объектом воздействия права. При этом вышеуказанные отношения должны соответствовать определенным требованиям, а именно[10]:
1) отношения должны быть
устойчивыми, типичными, т.е.
2) отношения должны обладать
способностью воспринимать
3) в правовом регулировании
отношений должно быть
Таким образом, предмет правового
регулирования формируется в
связи с необходимостью правового
регулирования опосредования
Структуру предмета правового регулирования составляют следующие элементы:
1. Субъекты общественных
отношений – индивидуальные
2. Содержание общественных
отношений – поведение,
3. Объекты общественных
отношений – предметы, явления
окружающего мира, по поводу которых
люди вступают во
4. Социальные факты –
события, обстоятельства, выступающие
непосредственными причинами
Регулируя общественные отношения,
право не может прямо или
Предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли. Во-первых, общественные отношения, его составляющие чрезвычайно разнообразны. Во-вторых, нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому вторым, дополнительным критерием выступает метод правового регулирования.
Метод правового регулировании – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Каждый метод правового регулирования, учитывая сложный характер предмета регулирования и специфику действующих субъектов, по своему содержанию является своеобразной комбинацией средств и способов регулятивного воздействия на сознание и поведение участников регулируемых отношений.
К факторам, определяющим содержание метода правового регулирования, относятся следующие:
1) общее взаимоположение
субъектов (равноправное или
2) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);
3) степень определенности
предоставленных прав (допускающие
и не допускающие свободу
4) способ и средства
обеспечения реализации прав
и обязанностей субъектов (
Среди основных методов правового регулирования выделяют такие, как:
1. Императивный метод
(централизованный
2. Диспозитивный метод
(децентрализованный
3. Метод поощрения. Суть
данного метода правового
Информация о работе Отраслевое деление системы российского права