Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:53, реферат
Институт отзыва - это специфический институт народовластия, выражающий взаимоотношения выборных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является формой их ответственности перед населением и избирателями. Поэтому очевидной является связь данного института с избирательным правом.
Но в нашей стране система принятия таких законов по этому вопросу почему- то хромает, а ведь их принятие необходимо, возможно органам власти и неизвестно в чем конкретно нуждается народ, значит нужны постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, что позволяет органам местного самоуправления выявить и удовлетворить нужды и потребности населения.
Введение 2
Глава 1. Понятие термина «отзыв» 3-5
Глава 2. Отзыв и природа мандата депутата, выборного должностного лица 6-8
Глава 3. Процедура отзыва 9-10
Глава 4. Основания для отзыва депутатов и выборных должностных лиц 11-12
Глава 5. Современная ситуация 13-14
Заключение 15
Список литературы 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Представленная работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного конституционализма, а именно, становлению и развитию такой формы непосредственной демократии, как отзыв депутатов и выборных должностных лиц.
Институт отзыва - это специфический
институт народовластия, выражающий взаимоотношения
выборных лиц с населением и их
избирателями. Досрочное прекращение
полномочий выборных лиц является формой
их ответственности перед
Но
в нашей стране система принятия
таких законов по этому вопросу
почему- то хромает, а ведь их принятие
необходимо, возможно органам власти
и неизвестно в чем конкретно
нуждается народ, значит нужны постоянные
контакты депутатов и выборных должностных
лиц с населением, что позволяет
органам местного самоуправления выявить
и удовлетворить нужды и
Глава 1. Понятие термина «отзыв».
Институт отзыва - совокупность норм права, регулирующих принятие гражданами публично-властных решений по досрочному прекращению деятельности депутата, выборного должностного лица.
В XIX столетии институт отзыва должностных лиц был закреплен в конституциях некоторых кантонов Швейцарии, в начале XXв. - в конституциях нескольких штатов США (Орегон, Аризона, Колорадо, Невада, Вашингтон, Мичиган, Канзас и Луизиана). В период с 1920 по 1978 г. отзыв был предусмотрен конституциями еще шести североамериканских штатов (Северная Дакота, Висконсин, Айдахо, Аляска, Монтана, Джорджия). По крайней мере, еще в 36 штатах институт отзыва существует на окружном и муниципальном уровнях. В XX веке он был предусмотрен конституциями Австрии, Японии, Латвии. Отзыв допускался конституциями всех социалистических стран, а в настоящее время сохранился в основных законах КНР, Вьетнама, Кубы.
В нашей стране институт отзыва впервые был закреплен в законодательстве еще в советский период - в 1917 г. Декретом ВЦИК от 23 ноября 1917 года "О праве отзыва делегатов". Он предусматривался Конституцией СССР 1936 года. В последующем был принят Закон СССР (от 30 октября 1959 года) "О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР" и Закон РСФСР (от 26 ноября 1959 года) "О порядке отзыва депутата Верховного Совета РСФСР". В СССР и в союзных республиках были приняты также законы, предусматривавшие отзыв депутатов местных советов. В СССР и в РСФСР отзыву могли подлежать судьи и народные заседатели. В 20-30 годы отзыву мог подлежать весь состав краевых, областных, сельских советов.
Отзыв депутатов в СССР
был общим принципом
В Конституции Российской
Федерации, принятой в 1993 г., институты
отзыва и роспуска не упомянуты. Однако
с середины 90-х годов они стали
закрепляться на региональном и муниципальном
уровнях. Правовой основой их использования
явились нормы Конституции РФ.
В частности, в ч.1 ст.77 закреплено
право субъектов Федерации
Поскольку соответствующий
федеральный закон до октября 1999
года не был принят, субъекты Федерации
осуществляли правовое регулирование
в этой сфере самостоятельно. Наибольше
распространение получил
Глава 2. Отзыв и природа мандата депутата, выборного должностного лица.
Отзыв в теории конституционного права и политической практике часто связывают с природой мандата выборного лица. Довольно устойчивым является мнение: если избиратели имеют право не только избирать, но и досрочно отозвать избранное ими лицо, то оно обладает так называемым императивным мандатом. Если же у избирателей есть только право избирать и нет права отозвать избранное ими лицо, то оно обладает свободным мандатом.
Относительно свободного и императивного мандатов существует долгая дискуссия, которой столько же лет, сколько существуют выборы, предварительные органы, депутаты и иные выборные должностные лица.
Императивный мандат связывают с тремя главными характеристиками:
Таким образом, воля избирателей обязательна (императивна) для избранного лица, отсюда и пошло наименование мандата.
Зародился императивный мандат в средние века, когда стали создаваться представительные учреждения. При их формировании часто использовалась система сословного представительства. Для защиты своих интересов сословия, направляя своего депутата в представительный орган, давало ему инструкции с которым надлежало выступить. Наряду с сословным существовало и территориальное представительство. В этом случае избранный представитель обязан был руководствоваться в своей деятельности интересами соответствующей территории. Существовали трения между представителями сословий и территорий.
Ситуация обострилась в период становления буржуазного строя. Постепенно вводятся всеобщие выборы, когда депутаты избираются всеми гражданами, проживающими на соответствующей территории.
В этих условиях депутаты и иные выборные лица уже не хотят быть заложниками инструкций избирателей. Они желают быть более свободными в своей деятельности, хотя и с учетом пожеланий и интересов избирателей.
Так порождается теория свободного мандата, которой можно связать со следующими чертами:
Свободный мандат был призван освободить депутатов и выборных должностных лиц от узких интересов отдельных категорий граждан в пользу общих государственных либо территориальных задач. Но свободный мандат показывает и свою оборотную сторону – реальный отрыв выборных от избирателей. Если учесть еще, что в формировании представительных учреждений активно участвует капитал, поддерживания избрание тех лиц, которые будут защищать его материальные интересы, то становится очевидным: вопрос о свободном либо об императивном мандате может стать вопросом политической борьбы.
Во всяком случае ряд буржуазных государств, признавая на общественном уровне свободный мандат, на местных уровнях допускал и допускает применение такого элемента императивного мандата, как отзыв избирателями своих депутатов.
Глава 3. Процедура отзыва.
Отзыв депутатов и выборных
должностных лиц
Инициатор должен сформулировать основания отзыва. Федеральные законы, допускающие отзыв, исходят в регулировании оснований из упоминающегося постановления Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. Например, в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить его конкретные противоправные решения или действия в случае их подтверждения в судебном порядке.
Глава 4. Основания для отзыва депутатов и выборных должностных лиц.
М.А. Краснов полагает, что нет необходимости относить к основаниям для отзыва грубое нарушение Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта Федерации: «Поскольку речь идет о нарушении правовых норм, постольку правовую оценку этому могут дать только юридически квалифицированные люди ... – должностные лица, которые не только вправе, но и обязаны контролировать деятельность органов государственной власти в сфере законности и реагировать на нарушения». По его мнению, «за нарушение закона органы власти должны отвечать юридически перед государством, а не перед народом или населением».
Казалось бы,
отзыв депутата
В следующем
Постановлении по данному
Основаниями отзыва депутата, выборного должностного лица:
а) невыполнение депутатских полномочий, служебных и должностных обязанностей выборного должностного лица;
б) нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона), законов области, а для депутатов представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления - также устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах компетенции органов местного самоуправления.
Информация о работе Отзыв депутатов и выборных должностных лиц