Парламент - национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь.
Структура и функции Парламента. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Парламент.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Парламент - национальное собрание Республики Беларусь в контексте  идеологии белорусского государства

 

Этапы становления  парламентаризма в Республике Беларусь

 

Одними из важнейших  субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения.

В настоящее время  парламентаризм представляет собой сложный социально-политический, государственно-правовой и идеологический феномен современного общества. Именно парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. В нем проявляются особенности исторического развития государств, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов.

Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации  в составе СССР и как суверенного  демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного можно выделить следующие этапы развития парламентаризма в Беларуси.

 

I этап — советский (1919 год — конец 80-х — начало 90-х годов).

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. В Конституции развивались идеи представительной демократии, было провозглашено: «Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах»; «Верховная власть Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами — Центральному Исполнительному Комитету». Именно Съезд Советов в период своей деятельности являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год.

Вторая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики была принята в апреле 1927 года на VIII Всебелорусском съезде Советов. К этому времени был образован СССР, принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиканских законов. Важнейшими нововведениями Конституции 1927 года стали определение возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, более полная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК.

Важное значение для  развития парламентаризма имела  Конституция БССР 1937 года (принята 19 февраля 1937 года). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. В ней провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. Высшим органом государственной власти республики провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и образовывал правительство — Совет Народных Комиссаров БССР. Существенным образом менялась избирательная система.

 

 

Организация высших органов  государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование  система съездов Советов. Законодательная  власть стала принадлежать Верховному Совету БССР.

Верховный Совет работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Сессии созывались два раз в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета.

В случае необходимости  в период между сессиями Верховного Совета БССР его Президиум имел право внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. В Конституции БССР 1978 года прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР — высший орган государственной власти БССР – стал «правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР»; была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон страны 1978 года отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти.

 

II этап — постсоветский (1991 год — настоящее время).

27 июля 1990 года была  принята Декларация Верховного  Совета БССР «О государственном  суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

Декларация стимулировала  принятие целого ряда новых законодательных  актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты  разрабатываемых нормативных правовых актов  (например, 27 февраля 1991 года был принят Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь»). 25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.

 

Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепила за высшим представительным органом право  принимать законы, принимать и  изменять Конституцию.

Необходимость конституционной  реформы в 1996 году была обусловлена  целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов.

 

В результате внесения изменений  и дополнений в Конституцию Республики Беларусь законодательная власть больше не находится в привилегированном  положении. Парламент приобрел более  совершенную структуру, которая  соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Высшим представительным и законодательным органом в  структуре институтов власти является парламент. Представительный — это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избираемые народом (частично назначаемые) его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный — это означает, что основная задача парламента — принятие законов.

В историческом аспекте  парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и  США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой  реакции, феодальной идеологии, ценностей  и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные.

Однопалатная  парламентская система — это структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), исключающая их деление на палаты. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств.

Можно привести целый  ряд примеров:

  • Великое национальное собрание — однопалатный парламент Турции;
  • Верховная рада — однопалатный законодательный орган (парламент) Украины;
  • Меджлис — однопалатный законодательный орган (парламент) Ирана; Народное собрание — однопалатный парламент в Болгарии и Албании;
  • Риксдаг — однопалатный парламент Швеции;
  • Собрание республики — однопалатный парламент Португалии;
  • Стортинг — однопалатный парламент Норвегии;
  • Фолькетинг — однопалатный парламент Дании;

 

Двухпалатная  система — структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку.

Примеры двухпалатной системы:

  • Национальный конгресс — двухпалатный парламент в Бразилии, Доминиканской Республике и Чили;
  • Конгресс США — двухпалатный парламент США;
  • Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации;
  • Федеральное собрание — двухпалатный парламент Австрии и Швейцарии.

 

Структура и функции  Парламента

В Беларуси парламент  также состоит из двух палат. Парламент  Великобритании состоит из Палаты общин  и Палаты лордов, Франции — Национального  собрания и Сената, конгресс США  — Палаты представителей и Сената, Федеральное Собрание России — Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь — Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных  по мажоритарной системе на всеобщих выборах.

Совет Республики является палатой  территориального представительства  и осуществляет наряду с законодательной  функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции  Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.

Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области  и города Минска на заседаниях местных  Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах  — спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси — это председатели палат. Они  ведут заседания палат, представляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

Для более глубокого  понимания роли депутатов в сфере  идеологической деятельности важно  рассмотреть основные функции, которые  выполняют парламенты в жизни современных обществ.

Основная функция парламента — законотворческая. Именно для  этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают  и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед  обществом.

Именно в парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды.

 Право представительства — важнейший признак современнейшего парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства.

Очень важной функцией современных  парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент.

Идеологическим целям  служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Важной функцией практически  всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц. Причем следует особо отметить, что деятельность законодательной власти, хотя по форме и содержанию она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неверному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию идеологии государства.

Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, правительству, депутатам, а также  гражданам в количестве не менее  пятидесяти тысяч человек.

Представительство в  парламентах интересов различных  социальных групп, наличие депутатов  различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции.

Информация о работе Парламент - национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства