Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Категория парламент находится в неразрывной связи с понятием парламентаризм. Парламентаризм – это специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанной на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламентов в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности [7, с. 180]. Феномен парламентаризма в идеологии любого государства, в том числе белорусского государства, играет важное значение, т.к. определяет основные общественные ценности (идеалы), представления об основных общественных и политических институтах (демократии, социальной справедливости и т.п.).

Файлы: 1 файл

Parlament.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный медицинский университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра  социально-гуманитарных наук

Реферат по курсу: «Основы  идеологии белорусского государства»

На тему:

«Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса,

лечебного факультета,

24 группы,

Филипчик Марины Владимировны

 

 

 

 

 

2013 

Парламент в современном обществе является одним из важнейших субъектов идеологической деятельности. Именно парламент определяет в большей степени определяет концептуальные идеи, направления и модели развития, нормы в государстве и обществе.

Категория парламент находится  в неразрывной связи с понятием парламентаризм. Парламентаризм –  это специфическая система государственной  власти, структурно и функционально  основанной на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей  роли парламентов в целях утверждения  и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности [7, с. 180]. Феномен парламентаризма в идеологии любого государства, в том числе белорусского государства, играет важное значение, т.к. определяет основные общественные ценности (идеалы), представления об основных общественных и политических институтах (демократии, социальной справедливости и т.п.).

Понятие парламент происходит от французского слова «parler», которое переводится как «говорить», и определяется как высший представительный и законодательный орган власти. История возникновения и существования парламента берет свои начала с первого в истории органа сословного представительства, являвшегося результатом компромисса между дворянством и зарождающейся буржуазией парламент, появившегося в Англии в XIII веке. К числу старейших парламентов относятся также испанские Кортесы, исландский альтинг, который собирается с 930 г. [6, с. 381]. Однако современный вид и место в структуре разделения властей парламенты приобрели после буржуазных революций, происходивших в Англии и Франции в XVII-ХVIII веках. В первой половине XIX века парламенты стали органами народного представительства и в других европейских странах.

Слово «парламент» универсально для всех государств. Однако в разных странах исторически сложились  свои названия парламента. К примеру, Конгресс – в США, Венесуэле, Филиппинах; Национальный конгресс – в Чили; Палата депутатов – в Люксембурге; Национальное собрание – в Португалии, Иордании, Панаме, Южной Корее, Республике Беларусь; Федеральное Собрание – в России; Риксдаг – в Швеции; Альтинг – в Исландии; Фолькетинг – в Дании; Стортинг – в Норвегии; Кортесы – в Испании. По структуре парламенты подразделяются на однопалатные (Турция, Украина, Швеция, Норвегия, Дания и др.) и двухпалатные (США, Великобритания, Россия, Республика Беларусь и др.) [8, с. 257]. Каждый парламент или каждая палата парламента формирует комитеты (комиссии) для ведения законотворческой работы и контроля за деятельностью исполнительной власти. Партийные объединения депутатов называют фракциями. В некоторых странах партийные фракции называют парламентскими группами (Франция, Италия), парламентскими партиями (Великобритания). В ряде стран существуют такие структурные части парламента, как контролеры, ревизоры, омбудсмены («народные защитники»). Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному и др. признакам. По традиции руководителя нижней палаты чаще всего называют спикером, иногда председателем или президентом. Кроме спикера депутаты избирают одного или двух вице-спикеров или вице-председателей.

В компетенцию большинства  парламентов входят полномочия законодательного характера (принятие Конституции, законов, их изменений и дополнение); утверждение  бюджета и отчета правительства  о его исполнении; контроль за деятельностью правительства (депутатские запросы, интерпелляция); формирование других органов власти (особенно в парламентских республиках).

В истории суверенной Беларуси парламентаризм претерпел ряд изменений. Согласно первой редакции Конституции  Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, высшим представительным и законодательным  органом был Верховный Совет. Это был однопалатный парламент, состоящий из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. После референдума 1996 года название и структура белорусского парламента были изменены.

В настоящее время Парламент  Республики Беларусь называется Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Национальное собрание является высшим представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Срок полномочий белорусского парламента составляет 4 года. Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по мажоритарной системе на всеобщих выборах и представляет интересы всех граждан Республики Беларусь.

Совет Республики является органом территориального представительства  и состоит из 64 депутатов (по 8 депутатов  избирается от каждой области и г. Минска путем тайного голосования  на заседаниях депутатов местных  Советов базового уровня, 8 депутатов  назначает Президент). Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит Президиумам местных  Советов базового уровня и г. Минска совместно с исполкомами. Кандидатуры  обсуждаются на заседаниях собраний депутатов местных Советов базового уровня.

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах – спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси – это председатели палат. Суть их деятельности сводится к ведению заседаний палат, представление парламента и его палат в отношениях с другими органами и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, организация работы аппарата, контроль за расходованием финансовых средств.

В свою очередь место, роль и компетенция парламента определяется формой государственного правления (республика (президентская, парламентская и  смешанная) или монархия). Наибольшую роль и круг полномочий парламент  имеет в парламентских республиках, так как он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д.

Представляется, что для  более глубокого понимания места  и роли парламента и его депутатов в сфере идеологической деятельности необходимо рассмотреть основные функции, которые парламент выполняет в жизни настоящего общества. Данное представление обусловлено тем, что по своей сути именно функции отражают основные направления воздействия, развития, деятельности, что в значительной степени позволяет раскрыть сущность парламента и его деятельности в контексте идеологии белорусского государства.

Основная функция парламента, которая определяет его сущность и роль в жизни общества и государства, - законотворческая. Депутаты в рамках работы парламента разрабатывают, обсуждают  и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед  обществом и государством.

Именно в парламентах  представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и  национальных групп и территориальных  общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды [7, c. 185]. Право представительства, выражающееся в том, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, - это важнейший признак современного парламентаризма.

Законотворчество по своей  сути является процессов создания законов, которые являются нормативными правовыми  актами со всеми характерными им признаками (общеобязательность, распространение  на неопределенный круг лиц на территории всего государства, исходят от компетентного  органа, наделенного законодательной  властью, имеет строгий порядок (процедуру) принятия или издания). В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [5] закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Любой законопроект рассматривается  вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые  законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство  от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты  становятся законом, если их подписывает  Президент или не возвращает назад  в течение двух недель. Законопроекты  могут быть возвращены на повторное  обсуждение.

Полномочия Палаты представителей изложены в ст. 97 Конституции Республики Беларусь [1]. К их числу относятся:

1. Полномочия в области  законотворчества:

  • рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о ее толковании;
  • рассматривает проекты законов, в том числе и программных законов, таких как утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, о военной доктрине (программные законы принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 от полного состава палат, в то время как для принятия обычных законов необходимо более половины голосов от полного состава палат).

2. Контрольные полномочия  по отношению к исполнительной  власти:

  • выражает вотум недоверия Правительству (вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен на обсуждение в течение одного года после одобрения программы его деятельности);
  • заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
  • рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
  • обращается с депутатским запросом к Премьер-министру, членам правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом (ч. 3 ст. 103 Конституции Республики Беларусь [1]);
  1. Полномочия по отношению к Президенту:
  • назначает выборы Президента;
  • принимает отставку Президента;
  • выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей от полного состава решение о смещении Президента с должности (импичмент).

4. Кадровые полномочия:

  • дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра.

Согласно ст. 94 Конституции Республики Беларусь [1], полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены: 1) по инициативе Президента (при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству; двукратном отказе в даче согласия на назначение должности Премьер-министра); 2) на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Полномочия Совета Республики изложены в ст. 98 Конституции Республики Беларусь [1]. Их можно подразделить на следующие группы:

1) Полномочия в законодательной  сфере:

  • одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции, проекты иных законов;
  • отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок принимает соответствующее решение.

2) Кадровые полномочия:

  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда;
  • избирает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

3) Контрольные полномочия:

  • принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
  • рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований (большинством не менее двух третей от полного состава) принимает решение о смещении Президента с должности.

Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены только по результатам заключения Конституционного Суда ввиду грубого или систематического нарушения Конституции Республик Беларусь. Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период постановки вопроса об импичменте Президенту или досрочном освобождении его от должности, а также в течение первого года работы Парламента.

Безусловно, очень важной функцией белорусского парламента Национального  собрания Республики Беларусь – является идеологическая функция. С одной  стороны, депутаты убеждают своих избирателей  в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.п., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом случае, когда  необходимы существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов [7, c. 186]. Идеологическую составляющую деятельности депутатов можно также отметить во встречах депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации.

Конструктивное влияние Национального Собрания Республики Беларусь на формирование и становление идеологии Белорусского государства является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

Информация о работе Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства