Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Категория парламент находится в неразрывной связи с понятием парламентаризм. Парламентаризм – это специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанной на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламентов в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности [7, с. 180]. Феномен парламентаризма в идеологии любого государства, в том числе белорусского государства, играет важное значение, т.к. определяет основные общественные ценности (идеалы), представления об основных общественных и политических институтах (демократии, социальной справедливости и т.п.).

Файлы: 1 файл

Parlament.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

По мнению С.Н. Князева и С.В. Решетникова [7, c. 186] в качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее: во-первых, совершенствование  социальных  отношений  и  политической  системы общества  на  основе формирования гражданского общества, совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной  защиты,  повышения  социально-политической  активности  различных  структур  белорусского общества; во-вторых, обогащение  духовной  жизни  граждан  республики,  их  политической,  нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны; в-третьих, развитие производства, повышение благосостояния людей, участие граждан в совершенствовании производственных отношений, развитие всех форм собственности и т. д.

Одним из главных факторов, влияющим на формирование определенных взглядов, идеалов, ценностей, принципов, концепций, является политическая жизнь, которая является одним из основных, если не основным объект законодательного регулирования парламентов всех стран мира.

Политическая жизнь является важнейшей сферой деятельности современного общества. Она выражает сущность свойственных только ей общественных отношений и социальной структуры во всем богатстве и разнообразии форм их правления и свойств.

Содержанием  политической жизни  является особая  форма  взаимоотношений  между социальными слоями и группами, нациями и конфессиями, политическими партиями и личностями по сознательному использованию политической власти, направленной на удовлетворение основных интересов. Причем все это определяется и регулируется при помощи законов, принимаемых законодательными органами страны.

Политическая жизнь, рассматривая под углом взаимодействия политики и идеологии, выступает как взаимосвязанная система следующих основных факторов:

  • взаимосвязь  политических  и  идеологических  отношений,  проявляющихся,  например,  в идеологической деятельности государств, политических партий, их программ, теорий, концепций, конкретных действий;
  • идеологические функции политических субъектов, структурных элементов политической системы, входящих в нее политических субъектов;
  • политическое сознание, политическая культура, политическая идеология как система взглядов и представлений, формируемых как под воздействием целенаправленной субъективной деятельности, так и под влиянием окружающей среды.

Следует также подчеркнуть, что современное государство  обладает целой системой организационных структур, которые по основному предназначению призваны решать идеологические проблемы через комплекс взаимодействующих друг с другом политических организаций и институтов. К ним относятся политические партии и органы самоуправления, образования, культуры, науки; средства массовой информации, литературы, кино и т.д.  Через них государство формирует политическую культуру и политическое сознание людей, обеспечивает законность и правопорядок, права и свободы граждан, определяет идеологические нормы и установки. Все они функционируют в рамках закона, принимаемых парламентами.

Предметом  особого  внимания  парламентариев  является  личность,  с  одной стороны,  как один  из важнейших субъектов политической жизни, с другой стороны, как объект законотворческой деятельности. Целый ряд законодательных актов Республики Беларусь детерминируют развитие определенных человеческих качеств, очень важных для вхождения в общественную жизнь. Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» [4] не только определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства, не только регламентирует основание и порядок приобретения, сохранения и прекращения гражданства Республики Беларусь,  принятия,  исполнения  и  обжалования  решений  по  вопросам  гражданства,  но  и  способствует формированию чувств патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине — Республике Беларусь.

В цивилизованных странах  постоянно растет роль политических партий как важнейших субъектов гражданского  общества.  Политическая  партия  —  это  основанный  на  идеологических  и  политических ценностях добровольный союз людей, представляющий интересы определенных социальных слоев и групп, стремящихся к реализации их коренных интересов путем завоевания политической власти или участия в ней.

Одной  из  важнейших  функций  политических  партий  является  разработка  идеологий  и  политических установок (доктрин), отражающих интересы общественных групп, внедрение их в широкие народные массы.

Закон  Республики  Беларусь от 5 октября 1994 г. N 3266-XII «О  политических  партиях» [3] регламентирует  деятельность  данных политических  структур,  гарантирует  гражданам  Республики  Беларусь  право  на  свободу  объединения  в политические  партии,  отмечает,  что  политические  партии  Республики  Беларусь  действуют  на  основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия.

В идеологической деятельности парламента особое место занимает законодательное регулирование духовной жизни. Духовная жизнь общества — это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.

Одним  из важнейших объектов законодательной  деятельности в сфере духовной жизни является образование. Наряду с овладением системы знаний, формированием политической и правовой культуры образование  вырабатывает  общее  мировоззрение,  формирует  эстетические  взгляды  человека,  его нравственные принципы, закладывает основы культуры в обществе, семье, в быту,  на  производстве, в отношениях между людьми.

В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов. Основным, системообразующим является Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З [2]. Согласно этому Кодексу каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного  среднего  специального  и  высшего  образования  в  учреждениях  образования.

Обобщая приведенные выше основные теоретические и законодательные  положения, отражающие сущность парламента и его деятельности в контексте идеологии белорусского государстве, представляется возможным считать парламент важным идеологическим органом, от деятельности которого во многом зависит, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения.

Учитывая то обстоятельство, что общество является динамичной системой, по роль парламента в  формировании  и укреплении  идеологии белорусского  государства  будет расти вместе с развитием государства и общества. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : 2007. – 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 янв. 2011 г., № 243-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.05.2012 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. О политических партиях : Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994 г., № 3266-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь, 08.11.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  4. О гражданстве Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З : в ред. Закона Респ. Беларусь, 04.01.2010 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  5. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь, 02.07.2009 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  6. Большая энциклопедия школьника / пер. с англ. У.В, Сапциной, А.И. Кима, Т.В. Сафроновой и др. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001. – 664 с.
  7. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004. – 690с.
  8. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2008. – 607 с.

Информация о работе Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства