Парламент: понятие, мировой и Российский опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие парламента и его история. 5
1.1 Занчение парламента 5
1.2 История парламента 7
2. Понятие и сущность парламента в РФ. 9
3. Парламент в зарубежных странах 15
3.1 Общая характеристика зарубежных парламентов. 15
3.2 Порядок формирования, полномочия парламентов в зарубежных странах.. 16
3.2 Правовое положение депутатов. 22
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

СГУ курс.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

факультет управления

кафедра государственного и муниципального

управления и менеджмента

 

Курсовая работа

по дисциплине «Система государственного управления»

на тему «Парламент: понятие, мировой и Российский опыт »

Студента очной формы обучения

Специальности: государственное и муниципальное управление

Учебная группа: У- 32

ФИО: Жуков М.Ю.

Руководитель ФИО: Вечтомова Ю.Е.

Дата сдачи на проверку:_____

Оценка после защиты: ____





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2012

 

Содержание

 

 

 

Введение

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов: национальное (народное) представительство учреждается конституцией; нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть; с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.; член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

Объект исследования: парламент и его формы.

Предмет исследования: парламент в России, парламент в других странах.

Цель работы: анализ работы парламента как на территории Российской Федерации так и в мире в целом.    

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

    • определение сущности понятия парламента;
    • рассмотреть Российский опыт работы парламента;
    • рассмотреть Мировой опыт работы парламента;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:

  • Сравнительный метод
  • Аналитический метод
  • Метод группировки
  • Метод систематизации    
  •  
  1. Понятие парламента и его история.
  1. Значение парламента

Парламент (от лат. parlare ; фр. parler -  говорить, разговаривать)- термин, применяемый в конституционном праве для обозначения наименования высшего органа государства.

      В каждой  стране парламент имеет своё  собственное название, отражающее  национальные особенности, традиции  и предпочтения: Конгресс (США), Генеральные  кортесы (Испания), Ассамблея Республики (Португалия), Народное собрание (Болгария), Рикстаг (Швеция), Эдускунта (Финляндия) и т.д.

В ряде стран термин «парламент» используется как собственное наименование высшего представительного органа: Парламент Греции, Италии, Чехии, Японии и др.

Современное понимание парламента включает такие основные его признаки, как:

1) парламент - общегосударственный орган;

2) орган представительный;

3) орган, осуществляющий  в системе разделения властей  законодательную власть.

      Положение парламента в системе  органов власти определяется  формой правления:

1) в парламентской  республике, в парламентской монархии  парламент олицетворяет народный  суверенитет. Формирует и контролирует  правительство;

2) в президентской  республике, в дуалистической монархии  парламент делит власть с главой  государства, который сам формирует  и контролирует правительство.

Значение парламента велико. Оно связывается, прежде всего, с представлениями о народовластии, демократии, о государственном органе, призванном выражать волю народа. Народ без парламента - порабощённый народ - всеми признанная аксиома. 

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение вполитических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.   

 

  1. История парламента

Парламент имеет глубокие исторические корни. Он берёт своё начало с 930 г., когда был создан парламент Исландии - Альтинг. Затем, в 979 г., последовало возникновение парламента на острове Мэн, получившего название Тинвальд. В современном понимании первым был парламент Англии. Он был образован в ХIII в., когда власть британского суверена-монарха была ограничена сословно-представительным собранием крупных феодалов, духовенства и представителями городов. Полноценное название приобрёл после буржуазных революций.     

       В западных  странах отношение к парламенту  постепенно изменялось.  Он подвергался  изменениям от первоначального  признания суверенитета парламента  в законодательной сфере до  современного его статуса, когда  парламентский суверенитет не  столь абсолютен.

       В ХХ  в. суверенитет парламента был  потеснён:

1)     делегированным  законодательством;

2)     созданием  органов конституционного контроля;

3) иными конституционно - правовыми методами ограничения  законодательных полномочий парламента (например, фиксированной законодательной  компетенцией – «домен закона»  и установлением регламентарной  власти правительства во Франции (ст.34), правилами «законодательной  необходимости» в ФРГ и т.п.)

4)  фактическим напором  более динамичной и оперативной  исполнительной власти.

     Как показывает  исторический опыт отдельных  стран, в ХХ в. фактическая роль  парламента могла снижаться и  вновь возрастать. Так, например, во  Франции при Ш. де Голле власть  парламента была сильно ослаблена, после его ухода и, особенно, при  президенте Ф. Миттеране отмечалась  тенденция восстановления роли  парламента.

      Но процесс  ослабления роли парламентов  и выдвижения на первое место  в системе государственных органов  правительств (глав государств в  президентских и полупрезидентских  республиках) не является постоянным.

Он чаще всего характерен для периода кризиса в экономической и социально-политической жизни той или иной страны. На определённом этапе, например, после Второй мировой войны и в современный период, парламент вновь отвоёвывает свои позиции, и тогда начинает в полной мере вновь проявляться парламентаризм. Для некоторых же стран, к числу которых относятся Скандинавские, в силу особой расстановки политических сил нынешнее столетие вообще ознаменовалось постепенным укреплением парламентаризма.

      Положение  парламента в освободившихся  странах неодинаково. В некоторых  из них он играет значительную  роль в осуществлении государственной  власти (Индия, Малайзия, Сингапур). Однако  в большинстве таких государств, особенно при монократических, диктаторских  политических режимах, парламент  занимает незначительное место  в системе высших государственных  органов, выполняя функции регистрационной  палаты (например, Пакистан, Индонезия).

 

  1. Понятие и сущность парламента РФ.

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Информация о работе Парламент: понятие, мировой и Российский опыт