Парламент: понятие, мировой и Российский опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие парламента и его история. 5
1.1 Занчение парламента 5
1.2 История парламента 7
2. Понятие и сущность парламента в РФ. 9
3. Парламент в зарубежных странах 15
3.1 Общая характеристика зарубежных парламентов. 15
3.2 Порядок формирования, полномочия парламентов в зарубежных странах.. 16
3.2 Правовое положение депутатов. 22
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

СГУ курс.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

 

Федеративные государства имеют обычно двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).   Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные

(Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Нижние или единственные палаты часто именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия). Верхние палаты, пожалуй, в большинстве стран, где они существуют, именуются Сенатами, а в некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо название субъектов данной федерации. Так, в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеративный (или Союзный) совет (именно так переводится «Бундесрат»), в Швейцарии – Совет кантонов, в Индии – Совет штатов.

 

Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.

 

Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Исключений из этого правила очень немного, наиболее серьезный пример – это Всекитайское

собрание народных представителей, которое избирается Собраниями народных

представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения и собраниями представителей военнослужащих. Срок полномочий нижних или однопалатного парламента – обычно составляет 4-5 лет с полным одновременным обновлением. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а так же для женщин. Эти места замещаются путем непрямых выборов (для женщин – в Бангладеш, для приверженцев индуистских религий – в Пакистане, для ассирийцев в Иране и т.д.) В Египте половина мест резервируется для депутатов – рабочих и крестьян. В Бутане, Тонго, Брунее в однопалатных парламентах значительное число мест занимают лица по должности- находящиеся на службе у короля, и представители знати.

Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент (на практике – создаваемая палатой мандатная комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избирательный трибунал.

 

Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США, (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвенных выборов выбирается сенат во Франции, где избирательную коллегию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территориальной единице) составляют члены нижней палаты от данного региона и советники различных муниципальных

округов. В Испании сочетаются прямые и косвенные выборы: часть сенаторов

избирается непосредственно гражданами, а часть – представительными органами автономий. В Бельгии часть сенаторов избирается прямыми выборами, часть назначается, часть избирается косвенными выборами – провинциальными советами.

Полностью назначаются верхние палаты главой государства в Канаде, Иордании, Таиланде, Ямайке, Барбадосе, Белизе (во многих из них генерал-губернатором – представителем короны Великобритании). В Зимбабве часть сенаторов избирается нижней палатой, часть назначается президентом. Своеобразен порядок формирования германского Бундесрата, который хотя фактически выполняет функции верхней палаты парламента, формально такой не считается (равно как и Сенат в Польше).

«Бундесрат состоит из членов правительства германских земель, делегируемых

этими правительствами. Смена правительства в той или иной земле автоматически влечет смену представительства этой земли в Бундесрате».

В Великобритании места в палате лордов занимают по наследству дворяне (пэры), имеющие титул не ниже барона (с 1963 г. – и женщины), а также лица, которым такой титул был пожалован королевой по представлению кабинета министров, епископы и архиепископы, члены, избираемые шотландскими и ирландскими лордами, апелляционные (судебные) лорды.

 

Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный, чем у нижних палат, обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 через три года). Хотя встречаются случаи (например, в Бельгии, Италии, Польше) когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

 

Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой) но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолен последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).

 

  1. Правовое положение депутатов.

 

Депутатами именуются обычно только члены нижних палат, члены верхних палат в большинстве стран – сенаторы, в Великобритании – лорды.

 

Члены парламентов обладают специальной право- и дееспособностью. У избираемых членов парламентов срок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже – с законодательно или даже конституционно установленной даты, например, «США – с полудня 3 января». Правда в конституциях нередко предусматривается необходимость проверки полномочий выборного члена парламента той палатой, в состав которой он входит.

 

Задача парламентария – участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других функций. В связи с этим в большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны (в Бразилии – приблизительно 150 тыс. долл. США в год, в США – 133 тыс., в Великобритании – около 31 тыс. ф. Ст. в год, в Германии 16 тыс. марок в месяц. Депутаты имеют право на пенсионные льготы, в США они имеют право на пенсию с 50 лет и, становясь пенсионерами, получают до 80% оклада, что зависит от стажа пребывания в конгрессе (лицо, бывшее членом конгресса 30 лет, может получать 106 тыс. долл. в год).

 

В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу (парламентская деятельность не считается таковой), хотя некоторые депутаты все же могут быть освобожденными. Депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая лишь небольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов. Считается, что сохранение прежнего рабочего места дает депутату в отличие от профессионального парламентария возможность поддерживать постоянную связь с населением, знать его нужды, не отрываться от простого народа. Депутаты могут сохранять прежнее место работы и в некоторых демократических странах, но в этом случае депутатское вознаграждение будет уменьшено (в Австрии – на 20%). Однако определенные места на государственной службе, в советах предприятий, занимающихся извлечением прибыли, и не которые другие нельзя сочетать с депутатством. Парламентарий должен ежегодно, а также после избрания и прекращения срока полномочий подавать декларацию о доходах (иногда только в первом случае, а иногда только в двух последних). Нельзя быть одновременно членом обеих палат парламента. Эти правила в большинстве государств жестко соблюдаются.

 

Согласно конституциям демократических государств, парламенты и всех их члены являются представителями всей нации, и никто не вправе давать им обязывающих наказов. Они связаны лишь конституцией и своей совестью, которая должна им подсказывать, каким образом в конкретных случаях следует решать те или иные общенациональные и местные проблемы. Это принцип так называемого свободного мандата. В странах тоталитарного социализма депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирателей.

 

Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом, т.е. неприкосновенностью. Депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат застигнут на месте преступления.

В Германии без разрешения парламента нельзя предъявлять депутату даже гражданские иски. Иммунитет может распространяться на все время избрания

(Германия, Испания, Италия), а иногда только на  период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США). В целом тенденции развития конституционного права в демократических странах характеризуются ослаблением депутатского иммунитета. В авторитарных государствах, институт депутатского иммунитета выполняет позитивную роль ограждая парламентария от уголовного преследования со стороны исполнительной власти под ложными предлогами.

 

Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Этот термин имеет два значения.

  • « неответственность за свои выступления впарламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут, затем признаны противоправными».

Неответственность за такие действия, совершенные в течение парламентского срока депутата, имеет пожизненный характер (Испания). В Германии и Белоруссии (по конституции 1996 г.) индемнитет не распространяется на клевету, оскорбления, совершенные в ходе заседания палаты. Гарантии деятельности депутатов, бесспорно являются изъятием из общего принципа равенства граждан перед законом. Однако «эти гарантии не подрывают права, свободы и обязанности граждан, а создают наилучшие условия для выполнения депутатами своих полномочий, выражения ими интересов народа в

законодательном собрании, достижения идеи правового государства».

Как граждане депутаты обладают всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными в конституции и текущем законодательстве.

  • это депутатское вознаграждение , о котором было сказано выше.

 

В интересах лучшего выполнения депутатом своих задач конституционное право наделяет его рядом необходимых прав и обязанностей.

Депутат в праве участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его (путем устного или письменного обращения); он вправе получать первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них. Депутат имеет право на оплаченных за счет государства помощников, секретарей (в США на конгресс, состоящий из 635 членов, работает около 31 тыс. государственных служащих), а также на бесплатный транспорт, служебную переписку, телефонные переговоры, на оплачиваемое государством жилище и др.

 

Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов). Во многих странах все парламентарии обязаны состоять в какой-либо комиссии, иногда депутаты состоят в нескольких комиссиях. Если депутат не участвует в работе парламента без уважительных причин, он может быть лишен депутатского мандата (в Намибии – за пропуск 10 заседаний подряд). В Греции согласно ч.3 ст.63 Конституции, если депутат в течении месяца неоправданно пропустил более пяти заседаний, из его ежемесячного вознаграждения удерживается 1/30 часть за каждый случай отсутствия. Парламентарий может быть лишен мандата при переходе в другую партию (в Индии – по решению спикера), за совершение определенных правонарушений и за нарушение этических норм. Такие решения принимаются самой палатой парламента, обычно квалифицированным большинством голосов (2/3 в Аргентине, США, Японии, в Таиланде, 5/6 в Финляндии).   Также депутат может быть привлечен и к дисциплинарной ответственности, прекратить свои полномочия в результате добровольной отставки, а в некоторых странах – отзыва избирателями (Китай, КНДР, Куба). Отзыв депутата из законодательных собраний субъектов федераций возможен лишь в отдельных случаях.

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели одну из основных структур законодательной власти – парламент, раскрыли понятие парламента и виды парламентов в зарубежных странах и в РФ, изучили порядок формирования палат парламента, их внутреннюю структуру и организацию, рассмотрели вспомогательные органы при зарубежных парламентах.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

В разветвленной системе органов государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции.

Во-первых, как орган народного представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты Федерации. Тем самым, Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.

Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную законодательную функцию. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой.

В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч.3 ст.80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов Федерации, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения.

В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.

В-пятых, парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полу президенте кой, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета и т.д.

Функционированию народного представительства препятствует отсутствие в современной России какого-либо механизма влияния избирателей на деятельность депутатов и других выборных лиц. После принятия Конституции РФ 1993 г., по существу, оборвалась обратная связь между ними. В результате российские избиратели были лишены возможности влиять на деятельность своих представителей в процессе осуществления ими законодательных и иных депутатских полномочий.

Информация о работе Парламент: понятие, мировой и Российский опыт