Парламентская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:48, реферат

Описание работы

Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.
Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие и виды форм правления………………………………………………4
2.Признаки парламентской формы правления………………………………..6
Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики……….9
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

парламентская республика.docx

— 23.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ

НА ТЕМУ: «ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: курсант группы УК-13-1

Елизарова А.А.

Проверил: Васильева О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Понятие  и виды форм правления………………………………………………4

2.Признаки  парламентской формы правления………………………………..6

Особенности, достоинства и недостатки парламентской  республики……….9

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………..13

 

Введение

Форма правления  имеет основополагающее значение для  изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это  не просто абстрактная теоретическая  категория науки, это те основы, с  помощью которых возможно разобраться  в системе органов государственной  власти, учрежденной конституцией.

Республиканская форма правления отличается от монархической  тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного  органа или избирателей. Имеются  три основные разновидности республиканской  формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная  республика.

Как известно, республики существовали еще в Древней  Греции и Древнем Риме. Однако действительно  распространенной республиканская  форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков  в Европе.

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления, при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту.

 

 

 

 

1. Понятие  и  виды форм правления

 

Форма государственного правления - это организация вышестоящих  органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами  правления все государства разделяют  на две больших группы:

- монархии;

- республики.

Монархия - это  такая форма правления, при которой  полномочие верховной власти принадлежат  одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой  форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат  монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем  не отчитывается и не несет юридической  ответственности. Как правило, такие  монархи несут ответственность  только перед Богом.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее  столетие наиболее распространенными  есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что  власть монарха ограничена парламентом  или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая  монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства  сам формирует правительство  и назначает премьер-министра. В  такой монархии действует два  высших государственных органа - монарх и правительство во главе с  премьер-министром. В ней могут  существовать и другие высшие государственные  органы, в частности судебные.

Теократическая  монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной  властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что  рядом с монархом - главой государства  существует какой-нибудь совещательный  представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести  Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при  которой полномочие высших государственных  органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют  монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они  периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую  ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

 

Республики  как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций  в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный  период. Ныне все республики делятся  на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская  республика. Народно-демократическая  республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что  президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой  республике президент формирует  и возглавляет правительство, является главой государства и формально  не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства  избирается народом, так как и  парламент. В такой республике правительство  избирается (назначается) парламентом  по рекомендации президента. Правительство  подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет  правительство и не несет юридической  ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным  положением парламента (законодательная  власть), который избирает главу  государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные  парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 

 

 

2. Признаки  парламентской формы правления

Парламентская республика характеризуется рядом  признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской  основе и его формальная ответственность  перед парламентом. Глава государства  избирается парламентом и занимает в системе государственных органов  скромное место, хотя формально его  полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной  деятельностью и утверждением бюджета  наделяется правом контроля за деятельностью  правительства, которое практически  осуществляет управление страной и  выступает главным органом в  структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом  в государстве. В парламентских  республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных  принципов парламентского правления:

- парламент  избирается гражданами страны  и является единственным выборным  органом в государстве;

- парламент  формирует правительство. Он подбирает  министров для ведения дел  в государстве. При этом большинство  или все члены кабинета являются  и членами парламента, соединяя  исполнительную ответственность  с законодательной работой;

- правительство  сохраняет свою исполнительную  власть до тех пор, пока пользуется  доверием парламента, т. е. опирается  на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно  отправить в отставку один  кабинет и поставить другой. Такая  ситуация квалифицируется как  падение кабинета. В случаях, когда  отсутствие доверия парламента  становится очевидным, кабинет  сам подает в отставку;

- управление  страной осуществляет правительство.  Глава правительства становится  фактически правительством государства.  При определенных обстоятельствах  он может распустить парламент  и назначить новые выборы.

В парламентской  республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской  республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии – канцлер), который и осуществляет правительственную  политику. Премьер и его правительство  подотчетны парламенту. Конституция  Италии (ст.87) гласит: "Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство...". А в  соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит "общей политикой  и несет за нее ответственность". Конституционное право Италии как  парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства – президента. Примерно также решается проблема разграничения  полномочий президента и главы правительства  в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции  ФРГ: "Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство  Федерации". А согласно ст.62 той  же Конституции, "Федеральное правительство  состоит из Федерального канцлера и  федеральных министров" (ст.62). По этой правовой норме фактически президент  не является главой исполнительной власти.

Аналогичным образом определен статус президента в подавляющем большинстве парламентских  республик.

Несколько нехарактерная  для парламентской республики правовая конструкция содержится в Конституции  Австрии, статья 19.1 которой гласит: "Высшими органами исполнительной власти являются федеральный президент, федеральные министры и государственные  секретари, а также члены правительства  земель". Однако достаточно подробное  перечисление Конституцией полномочий президента однозначно показывает, что он является лишь формальной главой исполнительной власти. Такую же нехарактерную ситуацию мы встречаем в ст.26 Конституции Греции, согласно которой "законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики" и "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики и правительством". Однако ст.30 той же Конституции все поставила на свои места, отметив, что "Президент является арбитром институтов республики и избирается Палатой депутатов на пять лет".

В целом вся  логика организации власти парламентской  республики строится на принципе, что  президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как  бы стоять над ними. Это положение  диктует место президента в системе  государственных органов, объем  его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с  другими государственными органами.

В парламентской  республике полномочия президента очень  похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем  эти полномочия носят символический  характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и  т.д.) роль главы государства резко  возрастает, ибо именно он выступает  в качестве института, способствующего  сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

Наиболее  типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Италия, Ирландия, Венгрия  и ряд других стран, а из бывших республик СССР только Латвия избрала  парламентскую форму республиканского правления.

 

 

3. Особенности,  достоинства  и недостатки  парламентской республики

Подобные  парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний  опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем  власти сконцентрирован в руках  одного органа. Для принятия решения  в данном случае требуется большинство  голосов в парламенте. Здесь нет  какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать  решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской  системе хорошо видны пределы  ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует  винить за неудачи и провалы - всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять  свои предвыборные обещания. В тех  системах, где власть "распылена", дело обстоит иначе. Так, в США, при  существовании нескольких независимых  органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности  за проводимую политику: президент  может сослаться на конгресс, конгресс - указать на Верховный суд и  т. д. В-третьих, парламентское правление  поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным "судным днем", где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный  бюллетень, гражданин понимает, что  он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам  такой формы правления, которая  бы не допустила появления новых  диктаторов. Парламентаризм не гарантирует  того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность  избежать его.

Информация о работе Парламентская республика