Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:15, реферат
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.
Введение…………………………………….................................................................3
1. Понятие перераспределительной функции государства……………….………..4
2. Инструменты реализации перераспределительной функции…………...............8
Заключение…………………………………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………..18
АВТОНОМНАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Реферат
студента 5 курса Ф-561 учеб. гр. факультета
экономики и управления
Защищена
«__»___________2013г.
Оглавление
Введение……………………………………........
1. Понятие перераспределительной функции государства……………….………..4
2. Инструменты реализации
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые являются характерными чертами государства, отличающими его от других элементов системы общества.
Одной из таких важнейших функций является функция перераспределения. Через перераспределительную функцию государство формирует жизненный уровень населения, воспроизводит человеческий капитал, оказывает социальные услуги и развивает социальную инфраструктуру на федеральном, региональном и местном уровнях.
Я считаю, что вопрос перераспределения в нашем государстве стоит очень остро, экономисты современности до сих пор спорят по поводу эффективности перераспределения и его масштабов.
Объект исследования работы – перераспределительная функция государства в современный период времени, а также формы и методы ее осуществления и ее роль в жизни общества.
1. ПОНЯТИЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Одна из серьезных проблем, которые постоянно беспокоят общество в современном мире, - неравенство людей. Государство, как важнейший институт общества, пытается решить эту проблему с помощью одной из своих функций, а именно, перераспределительной.
Функция государства - это основное направление его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. С помощью функций государства представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Итак, что же такое перераспределительная функция государства?
Перераспределительная функция государства - это совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировка резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг.
Основным моментом в этом определении является то, что данная функция призвана удовлетворять социальные потребности населения и корректировать резкие различия в доходах населения. Другими словами, государство, обладая рядом исключительных прав и инструментов, среди которых можно выделить меру государственного принуждения, может улучшать благосостояние одних членов общества, изымая их у других.
Под изъятием я не имею в виду насильственное отчуждение у собственников их материальных средств, а подразумеваю использование государством таких инструментов как налоговая система и социальные трансферты, которые являются дополнением друг к другу. Сначала государство изымает у населения часть его доходов в виде различных налогов, а затем перераспределяет эти средства на социальные нужды.
Перераспределение средств – это изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.
Итак, перераспределение средств является инструментом перераспределительной политики государства. В свою очередь, ее эффективность и финансовые возможности её реализации определяются в основном эффективностью функционирования реального сектора экономики и уровнем экономического развития страны. Вместе с тем, перераспределительная политика оказывает огромное воздействие на эффективность развития национального хозяйства.
Но не всегда
Эгалитарный. Считается справедливым уравнительное распределение доходов: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, одинаково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределение поровну. Но, то, как определить это равенство является большой проблемой в рыночных условиях.
Роулсианский. Справедливым будет считаться такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества. Для обоснования своего подхода Джон Роулс, американский философ, чье имя дало название рассматриваемой концепции, использует специфическую мысленную конструкцию, известную в экономической теории под названием “вуаль неведения”. “Вуаль неведения” означает, что при формировании принципов справедливого распределения нужно абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния. Роулс утверждает, что в условиях “вуали неведения” каждый предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.
Утилитаристский принцип (его разработал во второй половине XIX века английский экономист и правовед Иеремия Бентам) считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.
Рыночный принцип. Считается справедливым распределение доходов, основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом. В этом смысле этот принцип точно описывает Ф. Хайек: «Эволюция не может быть справедливой. При подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен».
Чтобы осуществить перераспределительную политику государству требуется своевременная и точная информация о располагаемых доходах населения, о налоговых поступлениях, социальных выплатах и другой подобной статистической информации. Поиском и обработкой ею занимается Федеральная служба государственной статистики.
Итак, государству необходимо
обеспечивать хотя бы
В России применяется несколько вариантов расчета этого показателя. Например, министерство труда РФ определяет соотношение элементов потребительской корзины следующим образом: продукты питания – 68%; непродовольственные товары – 19%; различные услуги - 7%; налоги и другие обязательные платежи – более 5%.
В современной Росси существует ряд проблем осуществления перераспределительной функции. И в первую очередь, это связано с тем, что экономические системы не в состоянии автоматически, только за счет действия механизма спроса и предложения и других рыночных законов и механизмов, без государственного вмешательства, обеспечить концентрацию части богатства не в руках немногих граждан, а у основной части населения, которая сегодня пребывает в бедности и нищете.
2. ИНСТРУМЕНТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
Государство реализует перераспределительную функцию с помощью ряда инструментов. Главными среди них являются налоговая система и социальные трансферты. Рассмотрим их.
Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль.
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Известный экономист Джозеф Стиглиц в своей книге «Экономика государственного сектора» выделяет пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства:
- экономическая эффективность;
- справедливость;
- административная простота;
- гибкость в изменяющихся экономических условиях;
- политическая ответственность.
Более подробно я остановлюсь на такой характеристике как справедливость.
При определении понятия “справедливость налоговой системы” принято рассматривать два его аспекта:
1. Горизонтальное равенство налоговой системы обеспечивается в том случае, если одинаковые во всех отношениях индивиды несут равную налоговую нагрузку. Данное правило соблюдается в том случае, если налоговая система не содержит элементов, дискриминирующих одного налогоплательщика по отношению к другому. Но в действительности абсолютно одинаковых людей не существует. Поэтому при практическом применении принципа горизонтального равенства возникает ряд трудностей. Необходимо определить, какие различия в доходах, вкусах и привычках индивидов позволяют считать их абсолютно равными перед лицом налоговой системы. Этот выбор должен учитывать предпочтения общества в отношении равенства и перераспределения доходов.
2. Принцип вертикального равенства предусматривает, что определенные категории налогоплательщиков должны иметь больший или, наоборот, меньший уровень налоговых обязательств. Можно выделить три различных критерия, позволяющие определить, кто должен платить больше налогов и насколько:
а) возможность уплачивать налоги. Уровень платежеспособности людей определяется получаемым ими доходом. Если государство стремится обеспечить одинаковое снижение полезности в результате уплаты налогов для бедных и богатых членов общества, налогообложение доходов последних должно осуществляться по более высоким ставкам;
б) уровень экономического благосостояния. Оценить данную величину можно с помощью показателей дохода и потребления. Два человека, обладая одинаковыми способностями, уровнем образования и иными стартовыми возможностями распоряжаются ими по-разному, то у одного может быть много свободного времени, а у другого его может не оставаться и вовсе. А ведь источником полезности для человека является не только рабочее время, приносящее доход, но и свободное время. Но, если приложение труда может быть объектом налогообложения (например, с путем введения налогов на доходы типа заработной платы), то свободное время таковым не является. При этом суммарный уровень полезности заработной платы и досуга для людей, работающих полное и неполное рабочее время, может быть вполне сопоставим. Одним из вариантов решения данной проблемы является правило Корлетта-Хейга, в соответствии с которым блага, являющиеся дополняющими по отношению к свободному времени, должны облагаться по более высоким ставкам;
в) выгоды, получаемые от государственных расходов. Налоги формируют бюджет государства, который в свою очередь расходуется на финансирование различных общественных программ. Однако не все налогоплательщики получают от этих программ одинаковые выгоды.
Информация о работе Перераспределительная функция государства