Пленум и Президиум Верховного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Посредством разрешения конкретных дел правосудие в сфере гражданской юрисдикции ежедневно осуществляют тысячи российских судей судов общей и арбитражной юрисдикции, каждый с индивидуальными способностями и уровнем теоретической подготовки, с различным опытом работы, со своим сформировавшимся правосознанием. Для обеспечения защиты действительно нарушенных или неправомерно оспариваемых прав на каждом из них лежит обязанность рассмотреть дело правильно и своевременно, т.е. в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Пленум и Президиум Верховного Суда РФ ……………………………5
Постановления Пленума Верховного Суда РФ в системе источников гражданского и арбитражного процессуального права………………………8
Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в механизме правового регулирования имущественных отношений в семье ………........12
Заключение ………………………………………………………………18
Список литературы ……………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Пленум Верховного Суда РФ.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………. 3

Пленум и Президиум Верховного Суда РФ ……………………………5

Постановления Пленума Верховного Суда РФ  в системе источников гражданского и арбитражного процессуального права………………………8

Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ в механизме правового регулирования имущественных отношений в семье ………........12

Заключение ………………………………………………………………18

Список литературы ……………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Посредством разрешения конкретных дел правосудие в сфере гражданской юрисдикции ежедневно осуществляют тысячи российских судей судов общей и арбитражной юрисдикции, каждый с индивидуальными способностями и уровнем теоретической подготовки, с различным опытом работы, со своим сформировавшимся правосознанием. Для обеспечения защиты действительно нарушенных или неправомерно оспариваемых прав на каждом из них лежит обязанность рассмотреть дело правильно и своевременно, т.е. в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.

Сделать это не просто даже при условии самого добросовестного соблюдения судьей всех предусмотренных законом правил судопроизводства.

В процессуальных кодексах содержатся общие правила рассмотрения гражданских дел с дифференциацией части процессуальных норм в зависимости от вида. Сами по себе процессуальные правила не всегда однозначны для их применения в той или иной конкретной ситуации, но при этом обусловленные индивидуальностью конкретного дела сложности усугубляются и неоднородностью гражданских дел даже в рамках одного производства.

Разбросанность процессуальных норм в различных источниках, их взаимосвязь с нормами материального права приводят иногда к несогласованности законодательного регулирования, порождают дополнительные трудности по поиску подлежащих применению норм и уяснению смысла содержащихся в них правил судопроизводства. К этому следует добавить нередкие случаи принятия законодателем дефектных норм, наличие пробелов в законодательном регулировании. При всем том судами страны должно быть обеспечено единообразное применение норм процессуального права, единство процессуального статуса внутри соответствующей категории субъектов судопроизводства. Иное бы в противоречие с принципом равенства всех перед законом и судом приводило к различиям в уровне процессуальных гарантий в разных судах, размывало федеральные и международные стандарты в сфере правосудия.

Для преодоления указанных трудностей неоценима роль Президиума и Пленума Верховного Суда РФ. Не разрешая конкретных дел они рассматривают материалы изучения и обобщения судебной практики и с учетом этого дают разъяснения по вопросам применения законодательства в судебной практике, которые оформляются их постановлениями. Принятию таких постановлений всегда предшествует большая аналитическая работа, к обсуждению их проектов привлекаются не только судьи, но и представители других юридических профессий, ученые-правоведы.

Постановления Пленумов принимаются как по вопросам применения законодательства при рассмотрении отдельных категорий дел, так и по самым общим вопросам судебной практики. Они не только являются формально-юридическим источником права, содержащим правовые нормы, отсутствующие в законодательстве, но и оказывают существенное влияние на законотворческий процесс, тем более что высшие суды страны наделены правом законодательной инициативы . Это дает им возможность оформлять в виде законопроектов сформулированные в постановлениях Пленумов и апробированные судебной практикой правоположения и по собственной инициативе вносить их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Соответственно деятельность Пленумов названных высших судов страны по разъяснению вопросов судебной практики относится к числу содержательных источников российского права.

 

 

 

 

 

 

Пленум и Президиум Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. В его состав входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя и судьи Верховного Суда

РФ. Соответственно Пленум Верховного Суда РФ формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Между тем почти невозможно один раз в четыре месяца, а именно с такой частотой должен заседать Пленум, собрать вместе всех судей Верховного Суда РФ. Поэтому в законе закреплено правило, согласно которому заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициативе в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ — судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы  изучения и обобщения судебной  практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ;

при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению  Председателя Верховного Суда  РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждать по представлению  Председателя Верховного Суда  РФ Научно-консультативный совет  при Верховном Суде РФ;

4) рассматривать и решать  вопросы о внесении представлений  в Государственную Думу Федерального  Собрания РФ в порядке осуществления  законодательной инициативы, и о толковании законов РФ;

5) заслушивать сообщения  о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

6) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

7) осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют точному и единообразному применению как материального так и процессуального закона, укреплению законности и правопорядка в государстве.

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ специально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя по должности и утвержденные Советом Федерации Федерального Собрания РФ судьи Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями:

1) в пределах своей  компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

2) рассматривает материалы  изучения и обобщения судебной  практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы  организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; 4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие  полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

— в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам — на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (п. 5 ст. 403 УПК);

— рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК);

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам постановления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановления Пленума Верховного Суда РФ  в системе источников гражданского и арбитражного процессуального права

Постановления Пленума принимаются как по вопросам применения законодательства при рассмотрении отдельных категорий дел, так и по самым общим вопросам судебной практики. Например, Постановление от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержит разъяснение процессуальных норм, применяемых при разрешении трудовых споров, а Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" посвящено разъяснению требований ГПК к судебному решению по гражданским делам любой категории, еще более общий характер носят постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Для предупреждения возможных ошибок в случаях существенных изменений в законодательстве принимаются постановления и при отсутствии судебной практики по применению соответствующих правил осуществления судопроизводства. К числу таких постановлений относятся, например, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

Постановления Пленумов двух названных высших судов страны в обязательном порядке публикуются соответственно в "Бюллетене Верховного Суда РФ" или "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ (ВВАС РФ). Учитывая их большое значение для обеспечения правильного применения законодательства и единства судебной практики, для повышения эффективности судопроизводства и внедрения в практику судов вытекающих из требований Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права стандартов судебной защиты прав, соответствующая публикация осуществляется также в "Российской газете". Таким официальным опубликованием содержание соответствующих правовых актов доводится до всеобщего сведения.

Сформулированные в постановлениях Пленумов высших судов страны правоположения (правовые позиции) применяются судами не только в силу авторитета Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, но и потому, что в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ они наделены полномочиями по осуществлению судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики. Данные конституционные правомочия уже сами по себе порождают обязанность всех других судов следовать этим разъяснениям, поскольку иное обессмысливало бы соответствующие положения Основного закона страны, но они к тому же нашли конкретизацию и в других законодательных нормах.

Обязательность для судов постановлений Пленумов Верховного Суда РФ не противоречит принципам независимости и самостоятельности судей при осуществлении ими правосудия. При рассмотрении и разрешении судебных дел они обязаны применять нормативные положения правильно, обеспечивая равную защиту прав и свобод на территории всей страны. На достижение этих целей и направлены названные конституционные полномочия высших судебных органов страны. Независимость и самостоятельность судебной власти не предполагает, что судьи при осуществлении правосудия могут полагаться лишь на свое усмотрение, напротив, они должны прежде всего действовать адекватно выявленной воле законодателя, которая применительно к правилам судопроизводства по гражданским делам находит выражение в федеральных законах. На подчинение судей при осуществлении правосудия по гражданским делам Конституции РФ и федеральному закону прямо указывается в ст. 120 Конституции РФ, а также в ч. 1 ст. 8 ГПК и ч. 1 ст. 5 АПК.

В соответствии с конституционными полномочиями Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в постановлениях Пленумов дают разъяснение по вопросам судебной практики, т.е. осуществляют официальное толкование нормативных актов, применяемых судами при осуществлении правосудия. Цель такого толкования состоит в обеспечении точного и единообразного понимания и одинакового применения норм права всеми судами страны при рассмотрении и разрешении судебных дел. В соответствии с этим толкованием должны соблюдаться правила судопроизводства и всеми лицами, участвующими в деле. Очень часто в результате такого толкования формулируются правоположения (правовые позиции), которые содержат нормы, отсутствующие в самом законе. Игнорирование правоположений, сформулированных в постановлениях Пленумов высших судов страны, порождает санкции, которые выражаются в неблагоприятных последствиях для нарушителей.

Информация о работе Пленум и Президиум Верховного Суда РФ