Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы. Начало XXI века - уникальный период в развитии государств и народов: уточняются механизмы и модели международной интеграции, меняются тенденции экономического, политического и культурного взаимодействия. Едва ли не ключевую роль в этом процессе играет динамика единства и противоборства национального и интернационального, особенного и общего. «Понятие Государства-Нации, по-разному интерпретируемое правителями и народами, становится настоящим пятым всадником Апокалипсиса, которого не предвидел святой Иоанн», - пишет Ж.Бодсон .
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5
1.1. Понятие формы государства …………………………………………5
1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11
Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15
2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15
2.2. Территориальная организация империй …………………………..21
Заключение ………………………………………………………………... 28
Библиографический список ……………………………………………...30
- менталитет
населения, выражающийся в «
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества.
1.2. Понятие и характерные черты империи
Само понятие «империя» (Imperium) пришло от римлян, которые так называли отражение высшей государственной власти, принадлежавшей народу, в полномочиях сначала царей, затем старших магистратов, то есть консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского, цензоров. Младшие магистраты империи не имели. Империя магистрата в зависимости от ее вида давала широкие военные и гражданские полномочия. Высшая степень империи давалась в республике только диктатору12. С течением времени смысл понятия «империя» изменился, так стали называть территорию, на которую распространяются правомочия, связанные с этой властью.
В науке существуют
сложности в определении
С понятием «империя» происходит нечто подобное. В самом общем смысле империя определяется как крупное многонациональное, а вернее полиэтническое государство, возникшее в результате военной экспансии и объединенное сильной централизованной авторитарной властью13.
В.А. Иноземцев определяет империю как политическую систему, которая отличается в первую очередь жестким разграничением центра и периферии, а также четким пониманием господства и подчиненности, то есть центра и зависимых территорий14.
В политологии империя представляет собой одну из исторических форм монархических государств. Понятие имперской власти трактовалось как сосредоточение государственного суверенитета, «высшее» политическое единство. Имперская политика ассоциировалась с высокой централизацией власти в больших государствах, независимых от какого-либо внешнего политического влияния15.
Но это внешние определения. Идеологи империи отстаивают духовную, а вернее идеологическую суть империи. Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя это Идея16.
Империя возникает
в тот момент, когда большие
массы людей уверуют в
Империями назывались Римское государство (30 г. до Р.Х. - 395 г.), позднее - Западная Римская империя (395–476 гг.) и Византия (395-1453 гг.), Франкское государство (начиная с коронации Карла Великого в 800 г.), Священная Римская империя германской нации (962-1806 гг.).
Россия называлась империей с 1721 по 1917 год, Франция - в 1804-1814, в 1815 и в 1852-1870 гг., Австрия - с 1804 (с 1868 - Австро-Венгрия) по 1918 год, Германия - с 1871 до 1918 года.
Империями были Мексика в 1821-1822 и в 1863-1867 гг., Бразилия в 1822-1889 гг. В 1804-1806 гг. называл себя императором монарх Гаити.
В 1858 году, после
упразднения формально
Помимо традиционных империй, есть еще один класс империй – империи колониальные. Их создавали нормальные буржуазные нации. Колониальная империя - политическое предприятие, предполагающее коллективную эксплуатацию колониальных территорий в интересах нации, создавшей такую империю. Одна из отличительных особенностей колониальных империй - территориальная разделенность колоний и метрополии. Колониальные империи создали Голландия, Англия, Франция. Есть и более сложные случаи, скажем, Испания и Португалия. Это были вполне средневековые государства создавшие традиционные империи, которые вдохновлялись принципом религиозной истины. В Испании и Португалии нации начали формироваться лишь на закате империи. Классические колониальные империи формировали собственную мифологию, говорили о «бремени белого человека», который несет покоренным народам блага цивилизации. Но все эти построения не идут в сравнение с идейными комплексами универсальных империй.
К началу ХХ века
большая часть территории земного
шара и большая часть ее населения
жили в имперских границах. В течение
века рассыпались традиционные империи,
рассыпались империи
Итак, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй
2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи
Говоря от имперском типе политической организации общества, Д.М. Фельдман выделил следующие его черты: «обширная территориальная основа; сильная централизованная власть; стремящиеся к экспансии элиты; асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; разнородный этнический, культурный и национальный состав; наличие общего политического проекта, стоящего как бы над интересами конкретных групп»17. Но анализ Д.М. Фельдмана имеет явно негативный налет, хотя и включает попытку предложить составные элементы империи как явления. Кроме того, весьма неясной остается характеристика отношений между центром и периферией как отношений асимметричного господства и подчинения. Между центром и регионами не может не быть отношений власти и подчинения. А что означает тогда «симметричное» господство и подчинение в этих отношениях? И для А.Рибера империи - это «государственные устройства, в которых одна этническая группа устанавливает и сохраняет контроль над другими этническими группами в границах определенной территории18.
С. Переслегин
предложил следующие черты
- осознанная и отрефлектированная ассоциированность с одной из самостоятельных геополитических структур («Америка для американцев»);
- на ее территории существует один или несколько этносов, соотносящих себя с данным государством;
- хотя бы одним из этих этносов проявлена пассионарность (идентичность) в форме господствующей идеологии;
- у государства наличествует определенное место в мировой системе разделения труда;
- государство смогло сформировать собственную уникальную цивилизационную миссию, иными словами, оно способно ответить на вопрос, зачем оно существует19.
Относя к «обобщенным Империям» только США, Японию, Китай, приравнивая к ним Европейский союз и Россию, С. Переслегин оперирует, как мы видим, только психолого-этническим, экономическим и цивилизационным критериями, что не может быть достаточным.
М.Б. Смолин утверждает, что империя - это высшее состояние государства, рождающееся из иерархии человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои национальные границы как проект государственного и культурного объединения для внешних народов20.
Действительно, в состав империи бывают включены как завоеванные территории и народы, так и те, кто добровольно принял тот идеал человеческого общества, которым живет сама империя. В империи как особой форме государственно-территориальной организации, как ни в какой другой, присутствует сущность монархического начала в понимании Л.А. Тихомирова - верховная власть нравственного идеала21.
И.Л. Солоневич называл империю внутренним национальным миром22.
Империализм как политическое
и социально-экономическое
В правовом отношении империей исторически является монархическое государство, главой которого является император. С позиции сегодняшнего дня можно выделить следующие признаки империи.
1. Значительные размеры государственной территории.
2. Включение в территорию
империи территорий многих
3. Единое вероисповедание,
ведущее к существованию
4. Централизованная система
органов высшей
5. Сохранение полиэтнического
состава и культурного
6. Имперские законы имеют силу на всей ее территории, включая государства, входящие в состав империи.
Наличие наследственной или выборной монархии признаком империи не является, но может быть ее атрибутом.
По внутреннему
На историческом опыте пяти евразийских империй - Габсбургов, Османской, Российской, Иранской и Китайской - А.Рибер выделяет три фактора, способствовавших сплочению, приспособляемости и обновлению евразийских империй: имперскую идею, имперскую бюрократию и защиту границ. Он обоснованно указывает на связь концепций власти в империях с традициями и мифами, ибо такие концепции становились частью нравственных и (или) религиозных представлений23.
Истинная империя может быть только теократией. Речь при этом не идет лишь о подчинении государственной власти религиозному авторитету. Соглашаясь с А.П. Лопухиным, теократию не следует рассматривать и как какую-либо особенную государственную форму правления в противоположность монархии, олигархии или демократии, как ее понимал Иосиф Флавий, впервые употребивший этот термин. Теократия «выражает только особенное отношение Бога к народу, как к избранному, - отношение, выражающееся в духовном главенстве Его над народом посредством обязательства в сохранении договора и исполнении законодательства»24. А поскольку Бог все свои отношения к народу мог осуществлять только посредством самого народа, посредством своих органов, взятых из народа, то А.П. Лопухин и предложил понимать теократию как «принцип, дающий общую норму общественной жизни, при котором народ имел полную свободу развития и мог бы вырабатывать из себя, по своим потребностям, историческим обстоятельствам и условиям, все частные формы государственной и общественной жизни»25. Главное следствие теократического принципа для государственной жизни - социальное, экономическое и политическое равенство всех в государстве, которое лежит в основе всех государственно-общественных отношений.
Отсюда и суть религиозного фундамента императорской власти, дающейся Божественной инвеститурой (предоставлением властных полномочий), которая дошла до Рима, а от него - к Москве от Александра Македонского и эллинистических правителей, основа которой - в персидской этической традиции — использование власти имеет целью победить зло. При этом, как признают исследователи, концепция императора, избранного Богом, в принципе исключает любые правила наследования власти26.
В ХХ веке предпринималась попытка создать на Балканах империю Южнославянскую. Этой попытке предшествовал опыт воплощения вселенского православного царства в VII–XIII веках в Болгарии и в XII–XV веках в Сербии. С созданием после Первой мировой войны Югославии крепло не только стремление к «Великой Сербии», но стали зарождаться процессы полиэтнического единения государственно объединенных южных славян. Проблема заключалась в трудностях, с которыми столкнулась Сербская Православная Церковь в хорватских и словенских районах проживания католического населения. Противоречивые цивилизационные тенденции были смыты гитлеровским рейхом и возродились уже при коммунистическом режиме И.Броз Тито.
Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй