Политическая, идеологическая и территориальная организация империй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Начало XXI века - уникальный период в развитии государств и народов: уточняются механизмы и модели международной интеграции, меняются тенденции экономического, политического и культурного взаимодействия. Едва ли не ключевую роль в этом процессе играет динамика единства и противоборства национального и интернационального, особенного и общего. «Понятие Государства-Нации, по-разному интерпретируемое правителями и народами, становится настоящим пятым всадником Апокалипсиса, которого не предвидел святой Иоанн», - пишет Ж.Бодсон .

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5
1.1. Понятие формы государства …………………………………………5
1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11
Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15
2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15
2.2. Территориальная организация империй …………………………..21
Заключение ………………………………………………………………... 28
Библиографический список ……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

империя как форма государства.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

- менталитет  населения, выражающийся в «терпимости»  по отношению к власти;

- зарубежный  опыт;

- уровень жизни  населения;

- степень влияния  бывших метрополий на выбор  государственной формы в ранее  зависимых от них странах;

- роль мирового  сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие  и характерные черты империи 

 

Само понятие  «империя» (Imperium) пришло от римлян, которые так называли отражение высшей государственной власти, принадлежавшей народу, в полномочиях сначала царей, затем старших магистратов, то есть консулов, преторов, диктаторов, проконсулов, пропреторов, префекта городского и преторианского, цензоров. Младшие магистраты империи не имели. Империя магистрата в зависимости от ее вида давала широкие военные и гражданские полномочия. Высшая степень империи давалась в республике только диктатору12. С течением времени смысл понятия «империя» изменился, так стали называть территорию, на которую распространяются правомочия, связанные с этой властью.

В науке существуют сложности в определении понятия  «империя». К примеру, в энциклопедии Британика тридцатилетней давности в соответствующей словарной  статье приводилось перечисление великих империй. Энциклопедия отказывалась от общего определения. В последние десятилетия феномен империи стал предметом самостоятельных исследований. Ученые, работающие в этой области, говорят о возникновении особой дисциплины - империологии. Однако, проблема общезначимого определения данного понятия не решена до сих пор. Дело в том, что империя - сложный феномен. Она имеет как субъективно внутреннее, так и объективное внешнее измерение. Точно так же обстоит дело с понятием «свобода». С одной стороны, свобода понимается как некоторая характеристика человеческой личности описывающая духовное измерение человека. С другой - свобода имеет измерения внешнее, понимается как сущность юридически-правовая детерминированная социально.

С понятием «империя» происходит нечто подобное. В самом общем смысле империя определяется как крупное многонациональное, а вернее полиэтническое государство, возникшее в результате военной экспансии и объединенное сильной централизованной авторитарной властью13.

В.А. Иноземцев определяет империю как политическую систему, которая отличается в первую очередь жестким разграничением центра и периферии, а также четким пониманием господства и подчиненности, то есть центра и зависимых территорий14.

В политологии  империя представляет собой одну из исторических форм монархических государств. Понятие имперской власти трактовалось как сосредоточение государственного суверенитета, «высшее» политическое единство. Имперская политика ассоциировалась с высокой централизацией власти в больших государствах, независимых от какого-либо внешнего политического влияния15.

Но это внешние  определения. Идеологи империи отстаивают духовную, а вернее идеологическую суть империи. Если вывести за скобки империи древности (Ассирийскую, Персидскую, Римскую на первом этапе ее существования), то, начиная с эпохи монотеистических религий, империя это Идея16.

Империя возникает  в тот момент, когда большие  массы людей уверуют в некоторую  идею, притязающую на статус универсальной  истины и принимают решение создать  праведное и справедливое общество. А дальше они несут эту идею до краев Вселенной, навязывая ее всем тем, кто еще пребывает в косности неведения. Идея универсальной империи мыслится ее адептами как всемирная. Цель империи - приобщение народов, спасение души подданных. В IV веке, в эпоху между императорами Константином и Феодосием, Римская империя как силовая модель интеграции опирающаяся только на силу и блага цивилизации обручились с Идеей. С тех пор разворачивается история универсальных империй. Универсальной империей была Византия. По этой модели строился Халифат, империи Габсбургов, Московия, СССР.

Империями назывались Римское государство (30 г. до Р.Х. - 395 г.), позднее - Западная Римская империя (395–476 гг.) и Византия (395-1453 гг.), Франкское  государство (начиная с коронации Карла Великого в 800 г.), Священная Римская империя германской нации (962-1806 гг.).

Россия называлась империей с 1721 по 1917 год, Франция - в 1804-1814, в 1815 и в 1852-1870 гг., Австрия - с 1804 (с 1868 - Австро-Венгрия) по 1918 год, Германия - с 1871 до 1918 года.

Империями были Мексика в 1821-1822 и в 1863-1867 гг., Бразилия в 1822-1889 гг. В 1804-1806 гг. называл себя императором  монарх Гаити.

В 1858 году, после  упразднения формально существовавшей в Индии империи Великих Моголов, титул императора был перенесен на английского короля, Великобритания стала именоваться Британской империей. С точки зрения формы правления империями были Оттоманская Турция до революции 1922 года, Китай - до революции 1912 года, Корея с 1897 года и до ее присоединения к Японии в 1910 году. Япония до сих пор остается империей.

Помимо традиционных империй, есть еще один класс империй  – империи колониальные. Их создавали  нормальные буржуазные нации. Колониальная империя - политическое предприятие, предполагающее коллективную эксплуатацию колониальных территорий в интересах нации, создавшей такую империю. Одна из отличительных особенностей колониальных империй - территориальная разделенность колоний и метрополии. Колониальные империи создали Голландия, Англия, Франция. Есть и более сложные случаи, скажем, Испания и Португалия. Это были вполне средневековые государства создавшие традиционные империи, которые вдохновлялись принципом религиозной истины. В Испании и Португалии нации начали формироваться лишь на закате империи. Классические колониальные империи формировали собственную мифологию, говорили о «бремени белого человека», который несет покоренным народам блага цивилизации. Но все эти построения не идут в сравнение с идейными комплексами универсальных империй.

К началу ХХ века большая часть территории земного  шара и большая часть ее населения  жили в имперских границах. В течение  века рассыпались традиционные империи, рассыпались империи колониальные

Итак, империи  выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная  организация империй 

2.1. Политическая  и идеологическая организация  общества в империи 

 

Говоря от имперском типе политической организации общества, Д.М. Фельдман выделил следующие его черты: «обширная территориальная основа; сильная централизованная власть; стремящиеся к экспансии элиты; асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; разнородный этнический, культурный и национальный состав; наличие общего политического проекта, стоящего как бы над интересами конкретных групп»17. Но анализ Д.М. Фельдмана имеет явно негативный налет, хотя и включает попытку предложить составные элементы империи как явления. Кроме того, весьма неясной остается характеристика отношений между центром и периферией как отношений асимметричного господства и подчинения. Между центром и регионами не может не быть отношений власти и подчинения. А что означает тогда «симметричное» господство и подчинение в этих отношениях? И для А.Рибера империи - это «государственные устройства, в которых одна этническая группа устанавливает и сохраняет контроль над другими этническими группами в границах определенной территории18.  

 С. Переслегин  предложил следующие черты империи:   

- осознанная и отрефлектированная ассоциированность с одной из самостоятельных геополитических структур («Америка для американцев»);   

- на ее территории существует один или несколько этносов, соотносящих себя с данным государством;  

- хотя бы одним из этих этносов проявлена пассионарность (идентичность) в форме господствующей идеологии;  

- у государства наличествует определенное место в мировой системе разделения труда;  

- государство смогло сформировать собственную уникальную цивилизационную миссию, иными словами, оно способно ответить на вопрос, зачем оно существует19.

Относя к  «обобщенным Империям» только США, Японию, Китай, приравнивая к ним  Европейский союз и Россию, С. Переслегин оперирует, как мы видим, только психолого-этническим, экономическим и цивилизационным критериями, что не может быть достаточным.

М.Б. Смолин утверждает, что империя - это высшее состояние государства, рождающееся из иерархии человеческих союзов (семьи, рода, сословия) и перерастающее свои национальные границы как проект государственного и культурного объединения для внешних народов20.

Действительно, в состав империи бывают включены как завоеванные территории и народы, так и те, кто добровольно принял тот идеал человеческого общества, которым живет сама империя. В империи как особой форме государственно-территориальной организации, как ни в какой другой, присутствует сущность монархического начала в понимании Л.А. Тихомирова  - верховная власть нравственного идеала21.

И.Л. Солоневич называл  империю внутренним национальным миром22.

Империализм как политическое и социально-экономическое явление  переоценивать задним числом нелепо, но ныне следует выделить в нем  и цивилизационную составляющую, говорящую о закономерности возникновения  империализма, о том, что связан он не только с капиталистическим способом производства, но и с достижением государством как таковым вершины своего развития, со стремлением государства перейти в новое качество.

В правовом отношении империей исторически является монархическое  государство, главой которого является император. С позиции сегодняшнего дня можно выделить следующие признаки империи.

1. Значительные размеры  государственной территории.

2. Включение в территорию  империи территорий многих народов  и государств, порой с сохранением на этих территориях не только автономии, но даже ограниченной государственности.

3. Единое вероисповедание,  ведущее к существованию общего  «национального духа» и торжеству  нравственного идеала.

4. Централизованная система  органов высшей государственной  власти.

5. Сохранение полиэтнического  состава и культурного разнообразия  при развитии общества.

6. Имперские законы имеют  силу на всей ее территории, включая государства, входящие  в состав империи.

Наличие наследственной или  выборной монархии признаком империи не является, но может быть ее атрибутом.

По внутреннему структурированию территории империи могут выступать  и как унитарные государства, имеющие различные автономные территории, и как союзные или федеративные государства.

На историческом опыте  пяти евразийских империй - Габсбургов, Османской, Российской, Иранской и Китайской - А.Рибер выделяет три фактора, способствовавших сплочению, приспособляемости и обновлению евразийских империй: имперскую идею, имперскую бюрократию и защиту границ. Он обоснованно указывает на связь концепций власти в империях с традициями и мифами, ибо такие концепции становились частью нравственных и (или) религиозных представлений23.

Истинная империя может  быть только теократией. Речь при этом не идет лишь о подчинении государственной власти религиозному авторитету. Соглашаясь с А.П. Лопухиным, теократию не следует рассматривать и как какую-либо особенную государственную форму правления в противоположность монархии, олигархии или демократии, как ее понимал Иосиф Флавий, впервые употребивший этот термин. Теократия «выражает только особенное отношение Бога к народу, как к избранному, - отношение, выражающееся в духовном главенстве Его над народом посредством обязательства в сохранении договора и исполнении законодательства»24. А поскольку Бог все свои отношения к народу мог осуществлять только посредством самого народа, посредством своих органов, взятых из народа, то А.П. Лопухин и предложил понимать теократию как «принцип, дающий общую норму общественной жизни, при котором народ имел полную свободу развития и мог бы вырабатывать из себя, по своим потребностям, историческим обстоятельствам и условиям, все частные формы государственной и общественной жизни»25. Главное следствие теократического принципа для государственной жизни - социальное, экономическое и политическое равенство всех в государстве, которое лежит в основе всех государственно-общественных отношений.

Отсюда и суть религиозного фундамента императорской власти, дающейся Божественной инвеститурой (предоставлением  властных полномочий), которая дошла до Рима, а от него - к Москве от Александра Македонского и эллинистических правителей, основа которой - в персидской этической традиции — использование власти имеет целью победить зло. При этом, как признают исследователи, концепция императора, избранного Богом, в принципе исключает любые правила наследования власти26.

В  ХХ веке предпринималась  попытка создать на Балканах империю  Южнославянскую. Этой попытке предшествовал  опыт воплощения вселенского православного  царства в VII–XIII веках в Болгарии и в XII–XV веках в Сербии. С созданием после Первой мировой войны Югославии крепло не только стремление к «Великой Сербии», но стали зарождаться процессы полиэтнического единения государственно объединенных южных славян. Проблема заключалась в трудностях, с которыми столкнулась Сербская Православная Церковь в хорватских и словенских районах проживания католического населения. Противоречивые цивилизационные тенденции были смыты гитлеровским рейхом и возродились уже при коммунистическом режиме И.Броз Тито.

Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй