Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы. Начало XXI века - уникальный период в развитии государств и народов: уточняются механизмы и модели международной интеграции, меняются тенденции экономического, политического и культурного взаимодействия. Едва ли не ключевую роль в этом процессе играет динамика единства и противоборства национального и интернационального, особенного и общего. «Понятие Государства-Нации, по-разному интерпретируемое правителями и народами, становится настоящим пятым всадником Апокалипсиса, которого не предвидел святой Иоанн», - пишет Ж.Бодсон .
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5
1.1. Понятие формы государства …………………………………………5
1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11
Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15
2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15
2.2. Территориальная организация империй …………………………..21
Заключение ………………………………………………………………... 28
Библиографический список ……………………………………………...30
Однако, в любом случае, конкретные варианты распределения суверенных полномочий между верховной имперской властью и местными властями весьма сильно разнятся от территории к территории в соответствии с ее спецификой и статусом в рамках империи. К суверенным правам имперской власти всегда относятся вопросы обороны (вопросы войны и мира), внешней политики (международные дела) и все, что с ними связано. Достаточно глубокой унификации подвергается культурная политика империи, основными инструментами которой являются: единообразная система образования: унифицированная во многих (но не во всех) сферах и областях жизни система права; общая идеология и контроль над символами; господство единого общегосударственного языка. Во всех остальных вопросах вполне возможна существенная степень автономии многих территориальных подразделений империи.
В то же время суверенные прерогативы имперского центра в отношении внешней политики позволяют ему достаточно эффективно контролировать также внутреннюю политику своих «союзников», протекторатов и сателлитов непрямыми методами, при помощи установления и навязывания им определенной политической программы действий, практически без использования прямого принуждения и насилия.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Империя представляет
собой такое политико-
Наличие наследственной или выборной монархии признаком империи не является, но может быть ее атрибутом.
Империя может состояться только при наличии единства веры и общих духовных ценностей. Если общая идея отсутствовала, то империи просто не было, а если империя существовала, то только при условии, что была объединена общими религиозными верованиями, даже древними.
При определенных обстоятельствах духовной средой, скрепляющей многообразие народов и культур на некоторое время становиться светские идеологические постулаты, как произошло в СССР - марксистско-ленинская идеология обладала в определенный период даже определенными чертами религии, поэтому уместно и правильно говорить о существовании российской государственности в форме советской империи.
По внутреннему структурированию территории империи могут выступать и как унитарные государства, имеющие различные автономные территории, и как союзные или федеративные государства.
При этом основным направлением эволюции имперской государственности является стойкая тенденция к унитаризму посредством использования различных промежуточных форм: союзов, содружеств, автономий, муниципий и т. д. Данная тенденция никогда не достигает своего логического завершения, оставаясь только лишь направлением развития империи.
Основной особенностью осуществления верховной власти империи является господство непрямых форм и методов правления. Верховная власть империи всегда осуществляет непосредственное управление какой-то достаточно обширной частью территории - национальным ядром имперской организации и некоторыми другими территориями.
В отношении остальных периферийных частей имперский центр позволяет существовать двум важным элементам непрямого правления: 1) сохранение их государственного либо иного политического статуса; 2) признание их формальной независимости и существующего в них образа правления (организации власти и управления).
Однако, в любом случае, конкретные варианты распределения суверенных полномочий между верховной имперской властью и местными властями весьма сильно разнятся от территории к территории в соответствии с ее спецификой и статусом в рамках империи. К суверенным правам имперской власти всегда относятся вопросы обороны, внешней политики и все, что с ними связано. Достаточно глубокой унификации подвергается культурная политика империи, основными инструментами которой являются: единообразная система образования: унифицированная во многих (но не во всех) сферах и областях жизни система права; общая идеология и контроль над символами; господство единого общегосударственного языка. Во всех остальных вопросах вполне возможна существенная степень автономии многих территориальных подразделений империи.
В то же время суверенные прерогативы имперского центра в отношении внешней политики позволяют ему достаточно эффективно контролировать также внутреннюю политику своих «союзников», протекторатов и сателлитов непрямыми методами, при помощи установления и навязывания им определенной политической программы действий, практически без использования прямого принуждения и насилия.
Библиографический список
1 Бодсон Ж. Европа апатридов / Пер. с франц. СПб., 1996. - С. 31.
2 Теория государства и права / Под ред. В.К.Бабаева. - М. Норидж, 2010. - С. 55; Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права. - М.: Наука, 2005. – С. 71.
3 Ильин И.А. Наши задачи.-М., 1994. - С. 39.
4 Теория государства и права / Под ред. М.И. Абдулаева. – М.: Магистр Пресс, 2007. – С. 187.
5 История политических и правовых учений. Учебник / под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Норма, 2008. – С.78,81,83.
6 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Юрист, 2006. - С. 54 - 55.
7 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1995. - № 8. – С. 33.
8 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1995. - № 8. – С. 33.
9 Теория государства и права. / В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2006. – С. 134.
10 Ильин И.А. Наши задачи. - М., 1994. - С. 41.
11 Там же.
12 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М,: Маркет ДС, 2007. – С. 78.
13 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 134.
14 Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2009. - № 1. - С. 27.
15 Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. - М.: Юрист, 2009. – С. 112.
16 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34.
17 Фельдман Д.М. Россия и Восточная Европа: от «холодной войны» к новому мировому порядку // Революция 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы: Взгляд через десятилетие. М., 2001. - С. 56.
18 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34.
19 Переслегин С. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: основные понятия геополитики // Классика геополитики, XIX век: Сб. М., 2007. - С. 690.
20 Смолин М. Апология русского империализма // Меньшиков М.А. Национальная империя. М., 2008. - С. 8.
21 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2007. - С. 77.
22 Солоневич И. Народная монархия. М., 2006. - С. 10.
23 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 39.
24 Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби. М., 2009. - С. 175.
25 Там же.
26 Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Екатеринбург, 2010. - С. 102, 103.
27 Буровский А.М. Крах империи: Курс неизвестной истории. Красноярск, 2007. - С. 17
28 Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М., 2009. - С. 19.
29 Красильников С.В. Формирование органов местного самоуправления и система выборов в Российской империи в XVIII веке // История государства и права. - 2008. - № 8. – С. 45.
30 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 74.
31 Мигунова Т.Л. Особенности административной реформы Екатерины II (по материалам «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года // История государства и права. - 2008. - № 16. – С. 45.
32 Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008. – С. 145.
33 Мигунова Т.Л. Особенности административной реформы Екатерины II (по материалам «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года // История государства и права. - 2008. - № 16. – С. 45.
34 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005. - С. 61.
35 Колесников В.И. Правовой статус бывших протекторатов Российской империи после установления советской власти // История государства и права. - 2006. - № 10. – С. 34.
36 Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008. – С. 145.
37 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 134.
Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй