Политическая, идеологическая и территориальная организация империй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Начало XXI века - уникальный период в развитии государств и народов: уточняются механизмы и модели международной интеграции, меняются тенденции экономического, политического и культурного взаимодействия. Едва ли не ключевую роль в этом процессе играет динамика единства и противоборства национального и интернационального, особенного и общего. «Понятие Государства-Нации, по-разному интерпретируемое правителями и народами, становится настоящим пятым всадником Апокалипсиса, которого не предвидел святой Иоанн», - пишет Ж.Бодсон .

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика империи как сложно-организованной формы государства ……………………………………….......5
1.1. Понятие формы государства …………………………………………5
1.2. Понятие и характерные черты империи…………………………...11
Глава 2. Политическая, идеологическая и территориальная организация империй ……………………………………………………………15
2.1. Политическая и идеологическая организация общества в империи ……………………………………………………………………………15
2.2. Территориальная организация империй …………………………..21
Заключение ………………………………………………………………... 28
Библиографический список ……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

империя как форма государства.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Однако, в любом  случае, конкретные варианты распределения  суверенных полномочий между верховной  имперской властью и местными властями весьма сильно разнятся от территории к территории в соответствии с  ее спецификой и статусом в рамках империи. К суверенным правам имперской власти всегда относятся вопросы обороны (вопросы войны и мира), внешней политики (международные дела) и все, что с ними связано. Достаточно глубокой унификации подвергается культурная политика империи, основными инструментами которой являются: единообразная система образования: унифицированная во многих (но не во всех) сферах и областях жизни система права; общая идеология и контроль над символами; господство единого общегосударственного языка. Во всех остальных вопросах вполне возможна существенная степень автономии многих территориальных подразделений империи.

В то же время  суверенные прерогативы имперского центра в отношении внешней политики позволяют ему достаточно эффективно контролировать также внутреннюю политику своих «союзников», протекторатов и сателлитов непрямыми методами, при помощи установления и навязывания им определенной политической программы действий, практически без использования прямого принуждения и насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие  выводы.

Империя представляет собой такое политико-территориальное  устройство, которое сочетает жесткий  стратегический централизм (единая вертикаль  власти, централизованная модель управления вооруженными силами, наличие общего для всех гражданского правового кодекса, единая система сбора налогов, единая система коммуникаций и т.д.) с широкой автономией региональных социально-политических образований, входящих в ее состав        (многонациональный состав, широко развитая система местного самоуправления, возможность сосуществования различных локальных моделей власти - от племенной демократии до централизованных княжеств или даже королевств).

Наличие наследственной или выборной монархии признаком империи не является, но может быть ее атрибутом.

Империя может  состояться только при наличии единства веры и общих духовных ценностей. Если общая идея отсутствовала, то империи  просто не было, а если империя существовала, то только при условии, что была объединена общими религиозными верованиями, даже древними.

При определенных обстоятельствах духовной средой, скрепляющей  многообразие народов и культур  на некоторое время становиться  светские идеологические постулаты, как  произошло в СССР - марксистско-ленинская идеология обладала в определенный период даже определенными чертами религии, поэтому уместно и правильно говорить о существовании российской государственности в форме советской империи.

По внутреннему  структурированию территории империи  могут выступать и как унитарные государства, имеющие различные автономные территории, и как союзные или федеративные государства.

При этом основным направлением эволюции имперской государственности  является стойкая тенденция к  унитаризму посредством использования  различных промежуточных форм: союзов, содружеств, автономий, муниципий и т. д. Данная тенденция никогда не достигает своего логического завершения, оставаясь только лишь направлением развития империи.

Основной особенностью осуществления верховной власти империи является господство непрямых форм и методов правления. Верховная власть империи всегда осуществляет непосредственное управление какой-то достаточно обширной частью территории - национальным ядром имперской организации и некоторыми другими территориями.

В отношении  остальных периферийных частей имперский  центр позволяет существовать двум важным элементам непрямого правления: 1) сохранение их государственного либо иного политического статуса; 2) признание  их формальной независимости и существующего  в них образа правления (организации власти и управления).

Однако, в любом  случае, конкретные варианты распределения  суверенных полномочий между верховной  имперской властью и местными властями весьма сильно разнятся от территории к территории в соответствии с  ее спецификой и статусом в рамках империи. К суверенным правам имперской власти всегда относятся вопросы обороны, внешней политики и все, что с ними связано. Достаточно глубокой унификации подвергается культурная политика империи, основными инструментами которой являются: единообразная система образования: унифицированная во многих (но не во всех) сферах и областях жизни система права; общая идеология и контроль над символами; господство единого общегосударственного языка. Во всех остальных вопросах вполне возможна существенная степень автономии многих территориальных подразделений империи.

В то же время  суверенные прерогативы имперского центра в отношении внешней политики позволяют ему достаточно эффективно контролировать также внутреннюю политику своих «союзников», протекторатов и сателлитов непрямыми методами, при помощи установления и навязывания им определенной политической программы действий, практически без использования прямого принуждения и насилия.

Библиографический список

 

  1. Бодсон Ж. Европа апатридов / Пер. с франц. СПб., 1996;
  2. Буровский А.М. Крах империи: Курс неизвестной истории.  Красноярск, 2007;
  3. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009;
  4. Ильин И.А. Наши задачи. - М., 1994;
  5. Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2009. - № 1;
  6. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Норма, 2008;
  7. Колесников В.И. Правовой статус бывших протекторатов Российской империи после установления советской власти // История государства и права. - 2006. - № 10;
  8. Красильников С.В. Формирование органов местного самоуправления и система выборов в Российской империи в XVIII веке // История государства и права. - 2008. - № 8;
  9. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби. М., 2009;
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М,: Маркет ДС, 2007;
  11. Мигунова Т.Л. Особенности административной реформы Екатерины II (по материалам «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года // История государства и права. -  2008. - № 16;
  12. Переслегин С. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: основные понятия геополитики // Классика геополитики, XIX век: Сб. М., 2007;
  13. Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова,  А.В.Малько. - М.: Юрист, 2009;
  14. Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007;
  15. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М., 2009;
  16. Смолин М. Апология русского империализма // Меньшиков М.А.  Национальная империя. М., 2008;
  17. Солоневич И. Народная монархия. М., 2006;
  18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005;
  19. Теория государства и права / Под ред. В.К.Бабаева.  - М. Норидж, 2010;
  20. Теория государства и права / Под ред. М.И. Абдулаева. – М.: Магистр Пресс, 2007;
  21. Теория государства и права. / В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2006;
  22. Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008;
  23. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2007;
  24. Фельдман Д.М. Россия и Восточная Европа: от «холодной войны» к новому мировому порядку // Революция 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы: Взгляд через десятилетие. М., 2001;
  25. Фомин С.В. О трусости, измене и обмане. И.П. Якобий и его книга «Император Николай II и революция» // Император Николай II и революция. СПб., 2007;
  26. Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права. - М.: Наука, 2005;
  27. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Юрист, 2006;
  28. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1995.  - №  8.

1 Бодсон Ж. Европа апатридов / Пер. с франц. СПб., 1996. - С. 31.

2 Теория государства и права / Под ред. В.К.Бабаева.  - М. Норидж, 2010. - С. 55; Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права. - М.: Наука, 2005. – С. 71.

3 Ильин И.А. Наши задачи.-М., 1994. - С. 39.

4 Теория государства и права / Под ред. М.И. Абдулаева. – М.: Магистр Пресс, 2007. – С. 187.

5 История политических и правовых учений. Учебник / под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Норма, 2008. – С.78,81,83.

6 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Юрист, 2006. - С. 54 - 55.

7 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1995.  - № 8. – С. 33.

8 Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 1995.  - № 8. – С. 33.

9 Теория государства и права. / В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2006. – С. 134.

10 Ильин И.А. Наши задачи. - М., 1994. - С. 41.

11 Там же.

12 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М,: Маркет ДС, 2007. – С. 78.

13 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 134.

14 Иноземцев В.А. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль. - 2009. - № 1. - С. 27.

15 Политология для юристов / Под ред. Н.И. Матузова,  А.В.Малько. - М.: Юрист, 2009. – С. 112.

16 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34.

17 Фельдман Д.М. Россия и Восточная Европа: от «холодной войны» к новому мировому порядку // Революция 1989 года в странах Центральной (Восточной) Европы: Взгляд через десятилетие. М., 2001. - С. 56.

18 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 34.

19 Переслегин С. Самоучитель игры на «мировой шахматной доске»: основные понятия геополитики // Классика геополитики, XIX век: Сб. М., 2007. - С. 690.

20 Смолин М. Апология русского империализма // Меньшиков М.А.  Национальная империя. М., 2008. - С. 8.

21 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2007. - С. 77.

22 Солоневич И. Народная монархия. М., 2006. - С. 10.

23 Рибер А. Сравнивая континентальные империи //Российская империя в сравнительной перспективе. Сб. статей / Под ред. А.И. Миллера. М., 2007. - С. 39.

24 Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби. М., 2009. - С. 175.

25 Там же.

26 Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с франц. Екатеринбург, 2010. - С. 102, 103.

27 Буровский А.М. Крах империи: Курс неизвестной истории.  Красноярск, 2007. - С. 17

28 Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. М., 2009. - С. 19.

29 Красильников С.В. Формирование органов местного самоуправления и система выборов в Российской империи в XVIII веке // История государства и права. - 2008. - № 8. – С. 45.

30 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 74.

31 Мигунова Т.Л. Особенности административной реформы Екатерины II (по материалам «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года // История государства и права. -  2008. - № 16. – С. 45.

32 Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008. – С. 145.

33 Мигунова Т.Л. Особенности административной реформы Екатерины II (по материалам «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года // История государства и права. -  2008. - № 16. – С. 45.

34 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Норма, 2005. - С. 61.

35 Колесников В.И. Правовой статус бывших протекторатов Российской империи после установления советской власти // История государства и права. - 2006. - № 10. – С. 34.

36 Тимошенко В.П. Эволюция территориального устройства России Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. Екатеринбург, 2008. – С. 145.

37 Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Волгоград, 2009. – С. 134.


Информация о работе Политическая, идеологическая и территориальная организация империй