Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 00:02, реферат
Под политической системой общества понимается сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и общественная власть.
Политическая система включает в себя, во-первых, характеристику социального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическим строем; во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, через которые осуществляется власть и регулируются политические отношения; в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности.
2. Государство и общественные объединения
Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство характеризуется как демократическое, поскольку оно способствует реализации важнейшего права человека — права на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. с целью выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.
Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.
В юридической литературе выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:
— информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;
— совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;
— законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.
Государство же в свою очередь контролирует:
— законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;
— законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.
Оно может приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с послед, изм. и доп.) общественное объединение представляет собой объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Их деятельность обеспечивает различные гарантии, которые закрепляются в особом законе. Это позволяет реально использовать предоставленные им права.
Выделяются следующие признаки общественного объединения:
1) добровольное объединение;
2) некоммерческое;
3) негосударственная структура;
4) действует на основании устава.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
1. Общественная организация (основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан).
2. Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).
3. Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).
4. Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения).
5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).
6. Политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Общественные объединения подразделяются не только по своей организационной принадлежности, но и по территориальной сфере деятельности, т.е. территории, в пределах которой общественное объединение правомочно осуществлять свою деятельность:
1. Международные общественные объединения (имеют организации, филиалы или представительства в РФ, а равно общественные объединения, имеющие хотя бы одно из своих подразделений в иностранных государствах).
2. Общероссийские общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения — отделения, филиалы или представительства).
3. Межрегиональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность па территориях менее половины субъектов РФ).
4. Региональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территории одного субъекта РФ).
5. Местные общественные объединения (действуют в пределах территории органа местного самоуправления).
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. По данным американского политолога К. Лоусона, если в конце 70-х годов XX века более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий, то ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к одной тысяче.
Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы социальных, экономических, политических преобразований, достижения неких целей и идеалов, а также осуществления прямых и обратных связей между обществом и государством. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль — выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. По мнению исследователя из США С. Элдерсвельда, партии представляют собой «главные структуры политики в современных обществах». Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.
Политические партии обладают внутренней структурой, в которой могут быть выделены следующие элементы:
а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности.
К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
В определениях российских исследователей акцент обычно делается на социально-классовые основы и функциональные характеристики партий. Политическая партия определяется как «наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы. Политические партии возникли после раскола общества на классы и являются высшей формой классовой организации. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества».
Можно сказать, что в основе определения современной политической партии взаимодействуют четыре критерия:
1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на такой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей;
2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством;
3) нацеленность руководителей
центральных и местных
4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов иди других способов.
Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют с другими общественно-политическими организациями ряд общих черт. Среди них:
а) наличие определенной организации и аппарата власти и управления;
б) существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников;
в) фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены открыто или существовать скрыто, только для посвященных;
г) наличие массовой базы в лице членов и сторонников.
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, право формирования государственной политики и руководство осуществлением государственной власти.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик:
а) каков социальный состав партии;
б) кто руководит, кто возглавляет партию;
в) чьи интересы объективно представляет и защищает руководящий центр партии;
г) какова объективная направленность ее политических действий.
Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды и каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают потребностям прогрессивного развития.
Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных — социальных, национальных и т.д. — слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии.
Вопрос о функциях политической партии в обществе имеет не меньшее значение, чем изучение ее характера, членского состава, особенностей функционирования. Их целесообразно группировать по сходным признакам, с тем чтобы дать им общую социально-политическую и системную характеристику.
Первая группа функций характеризует связи партий с представляемыми социальными группами и обществом. При этом необходимо иметь в виду, что приводимая группировка функций политических партий весьма условна. В ней можно выделить следующие: представительства, интеграции и идеологическую функцию. Основополагающей является функция представительства интересов, характеризующая ее связь с интересами социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.