Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:41, контрольная работа
Определение должно раскрывать сущность партии и помогать прогнозировать ее будущее, ее сильные и слабые стороны. Поэтому можно дать следующее определение: политическая партия есть организация, соединяющая некоторые общественные движения и некоторые течения общественно-политической мысли. Иными словами, партия содержит, по крайней мере, три компонента: общественное движение, течение политической мысли, организацию.
1. Политические партии в зарубежных странах: понятие, виды, функции. Законодательство о политических партиях…………………………………3
2. Выборная монархия в Малайзии, ОАЭ: понятие, характеристика………13
Список использованной литературы…………………………………………16
Содержание
1. Политические партии в зарубежных странах: понятие, виды, функции. Законодательство о политических партиях…………………………………3
2. Выборная монархия
в Малайзии, ОАЭ: понятие, характеристика……
Список использованной литературы…………………………………………16
Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", означающего "часть". Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Ряд определений явно смешивает функцию и сущность партии: говорят, например, что партия есть организация, стремящаяся к власти и т.д.
Определение должно раскрывать сущность партии и помогать прогнозировать ее будущее, ее сильные и слабые стороны. Поэтому можно дать следующее определение: политическая партия есть организация, соединяющая некоторые общественные движения и некоторые течения общественно-политической мысли. Иными словами, партия содержит, по крайней мере, три компонента: общественное движение, течение политической мысли, организацию. Вместе с тем партия является представительством определенных экономических, социальных, культурных и прочих интересов, но представительством на политическом уровне, т.е. на обобщенном и на общегосударственном. В этом отношении партия отличается от различных общественных организаций и движений, которые представляют частные, профессиональные, корпоративные, т.е. узкие интересы.
Партии существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме, и в Средние века, но, как правило, лишь там, где режим управления государством имел сколько-нибудь выраженные демократические признаки. Лишь при этих условиях партии могли выражать какие-либо социальные интересы В условиях же деспотических, абсолютистских, тоталитарных режимов существование нормальных партий невозможно; здесь формируются лишь неформально действующие группы влиятельных сановников, основанные на общности их личных (карьерных и т. п.) интересов.
Политические партии в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей. Первоначально в партии объединялись, с одной стороны, сторонники монарха и феодалов, а с другой – защитники равноправия и политической свободы. Впоследствии стали появляться партии, отстаивающие интересы отдельных социальных и региональных групп общества. С усилением классовой дифференциации, углублением социальных противоречий, по мере вовлечения в политику все более широких слоев общества роль партий возрастала, и они стали основным субъектом политики и необходимым элементом демократической государственности.
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка
программных установок,
- формирование
общественного мнения, политическое
образование и политическая
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
В рамках указанных функций возможно выделение более частных, конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
В разных странах существуют разные подходы к организации работы политических партий. В России и многих других странах существует фиксированное членство, в то же время в США фиксированного членства в партиях нет. В России структура партии строится по примерно одинаковой системе на трёх уровнях: партия — региональные отделения — местные отделения. На уровне самой партии высшим органом является съезд, который формирует постоянно руководящие органы, на уровне региона — собрание (конференция) и руководящие органы регионального отделения.
Возрастание роли политических партий в обществе, усложнение форм и методов их деятельности, как уже отмечалось, закономерно ведет к расширению и углублению двух взаимосвязанных процессов: конституционализации и институционализации политических партий. Известно, что конституции XIX века ни одним словом не упоминали о политических партиях. Принятые же после II – ой Мировой войны демократические конституции содержат в разном объеме положения о политических партиях. Так, согласно ст.21 Основного закона ФРГ «Партии участвуют в формировании политической воли народа. Они основываются свободно. Их внутренний строй должен соответствовать демократическим принципам. Они должны публично давать отчет о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе. Партии, которые по своим целям или по поведению своих сторонников стремятся нанести ущерб основам свободного демократического строя или устранить его или поставить под угрозу существование ФРГ, противоконституционны. Вопрос о противоконституционности решается Федеральным конституционным судом». Установленные в конституциях принципы получают свою конкретизацию в специальных законах о политических партиях.
Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов политических партий:
понятие политической партии, определение места и роли партий в политической системе и государственном механизме;
условий и порядка создания и прекращения политических партий;
требований к идеологии и программным положениям партий;
требования к их организационному строению и порядку деятельности;
финансово-экономической базы партий;
взаимоотношений
с публичной властью, прежде всего,
участия в выборах и в
в Болгарии, Хорватии и других странах законы о политических партиях предписывают создание партийных структур только по территориальному принципу, фактически запрещая создавать их по производственному принципу, т.е. по месту работы. Данный принцип партийного строительства, как известно, распространен в социалистических странах;
законодательство о политических партиях ряда стран определяет порядок использования партиями средств массовой информации, прежде всего, электронных (Франция, Германия, Индия, Великобритания);
конституции и законодательство о политических партиях демократических государств устанавливают, что внутренняя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам демократии и национального суверенитета, т.е. недопустимость зарубежного влияния. Принцип демократии означает, что прием в партию не должен ограничиваться в зависимости от расы, национальности, религии, пола; устав и программа должны быть приняты на съезде членов партии, периодически должны созываться собрания, конференции, съезды партии для определения ее политики;
в деятельности партий должна соблюдаться гласность – означающая, что устав и программа партии должны быть опубликованы, граждане страны должны быть проинформированы о лицах, составляющих руководство партии, а также об источниках и использовании партиями финансовых средств;
в соответствии с демократическими конституциями и законодательством о партиях они организуются и действуют свободно.
Партии создаются, как правило, на основе явочного или явочно-регистрационного порядка. Предварительного уведомления или разрешения государственных органов для создания партии не требуется. В то же время конституции и законы о партиях запрещают создание и деятельность партий, проповедующих насилие, разжигание социальной и национальной розни, пропагандирующих человеконенавистническую идеологию, преследующих антиконституционные цели. Недопустимо создание военизированных отрядов при партиях. Во многих развивающихся странах запрещены трайбалистские партии.
Законодательство зарубежных стран, регулирующее юридические процедуры при создании политических партий устанавливает, что членами партии, а также лицами инициирующими создание партии могут быть только граждане данного государства, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Во многих странах в партии не могут состоять военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, иностранных дел и другие. Для создания партии созывается учредительное собрание, которое считается правомочным, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (в Польше и Болгарии – не менее 50 человек; в Венгрии – 10 человек). В некоторых странах установлены дополнительные требования к учредителям и руководителям партии. Так, в Бенине они должны состоять в гражданстве не менее 10 лет.
На учредительном собрании избирается председатель, секретарь, составляется учредительный протокол о создании партии, принимается устав и программа. В большинстве стран после этих действий партия считается созданной.
Однако такая партия не имеет прав юридического лица и соответственно не может приобретать на свое имя имущество, выдвигать кандидатов на выборах. Для того, чтобы партия стала юридическим лицом она должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства – включена в реестр (список) политических партий. Законодательство некоторых стран (Тунис) устанавливает, что партия может действовать только после регистрации. Такой порядок именуется явочно-регистрационный или регистрационно-разрешительный.
Регистрацию политических партий осуществляют различные органы государства. Во Франции и Испании – это Минюст и МВД, в Болгарии, Венгрии, Польше – городской суд столицы, Бразилии – Высший избирательный трибунал, в США – суды штатов.
Для регистрации необходимо представить:
подписанное руководством партии заявление, содержащее название партии, цель, девиз, эмблему партии;
учредительный протокол о создании партии;
список руководителей партии с их адресами, данных удостоверений личности;
несколько копий устава и программы партии.
Существует автоматическая и неавтоматическая регистрация.
Автоматическая
регистрация имеет место, когда
в течение установленного законом
срока (от двух недель до 3-х месяцев
после представления
Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
Неавтоматическая регистрация осуществляется в таких странах как Польша, где для регистрации необходимо представить подписи 1 тысячи граждан с заявлениями о готовности стать членами партии.
В некоторых странах законом установлены такие понятия как условная и окончательная регистрация. Для условной регистрации необходимо представить доказательства того, что партия в течение нескольких лет осуществляет политическую деятельность (проводит собрания). После условной регистрации партии предоставляется право выдвинуть кандидатов на общегосударственных выборах.
Окончательная регистрация осуществляется только при получении на выборах конкретного числа голосов. Так, в Мексике эта планка составляет не менее 1,5%.
Одним из важнейших элементов институционализации политических партий является правовое регулирование финансовых сторон их деятельности. Это направление стало в ряде стран конституционно-правовым институтом.
Громадное значение данной проблемы обусловлено несколькими обстоятельствами:
значительным
усложнением избирательных
ростом политической активности бизнеса, породившим волну «политических инвестиций», откровенной покупке депутатских мандатов;
вытекающим из предыдущих обстоятельств таком явлении как масштабная коррупция политической элиты, что подрывает доверие со стороны избирателей к институтам власти.
Цель законодателя в данной сфере заключается в уменьшении негативных проявлений, связанных с неизбежным участием денег в политике, защита демократических институтов, создание финансовых возможностей участия в выборах для новых партий, обеспечение прозрачности финансовой стороны деятельности политических партий и избирательного процесса.
Существует три основных направления, в которых осуществляется законодательное регулирование финансирования политических партий:
регулирование размеров и порядка предоставления партиям частных пожертвований и взносов;
ограничение предвыборных расходов и контроль за ними;
введение института государственного финансирования политических партий или оказания им прямой помощи за счет бюджета.
Законодательство обычно устанавливает источники финансовых поступлений партиям. Это членские взносы, поступающие в ее адрес пожертвования, доходы от разрешенной хозяйственной деятельности и государственные субсидии.