Политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: комплекс нормативно – правовых актов, регулирующих вопросы государства, негосударственных образований, политических партий. Предмет исследования: политические партии и общественные организа-ции.
Задачи исследования:
- дать определения понятий политические партии и общественные орга-низации;
- изучить функции, исследовать место и роль политических партий, об-щественных организаций;
- проанализировать особенности, виды политических партий и обще-ственных организаций;

Файлы: 1 файл

Часть 2.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

- умеренная  многопартийность.

2. Двухпартийные  системы:

- несовершенная двух партийность;

- совершенная двух партийность.

3. Многопартийные системы с господствующей партией:

- господствующая партия;

- сверх господствующая партия.

 

 

2 Общественные объединения

2.1 Понятие и сущность.

Общественные  организации и их функции

Изучим понятие, общественные объединения – важное звено в институциональной политической системе общества. Объединения людей с общими взглядами на природу, общество, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, масонские ложи, клубы нового времени. При этом прослеживается чёткая зависимость: чем выше уровень развития демократии и, стало быть, уровень политической культуры, активности членов общества, тем больше возникает в нем разнообразных социальных организаций и движений. Важное значение имеет и конкретно-историческая ситуация в стране. Чем острее противоречия, чем больше трудно разрешимых проблем, тем заметнее рост самодеятельных объединений и движений.

Общественные объединения, как правило, не опосредованы властной волей государства. Именно поэтому общественные объединения, не институированные государством, являются основой гражданского общества. Здесь специфические экономические, этнические, культурные, религиозные интересы граждан реализуются вне сферы деятельности государства, благодаря наличию общественных объединений, которые обеспечивают автономию социально-экономической жизни граждан, их суверенитет.

В отличие от государственных  институтов, общественные объединения  не имеют властных полномочий, т. е. не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения. Отличаются они и от политических партий, не ставя своей целью овладеть государственной властью. В этом смысле они не являются изначально политическими организациями, хотя их деятельность и может приобретать политический характер. Они способствуют осуществлению определённой политики с помощью социального контроля граждан за органами власти, с помощью воздействия на процесс принятия политических решений через общественное мнение, влияния на развитие политических институтов, на корректировку государственного режима. Эффективность и содержание деятельности общественных объединений во многом зависят от их формы существования.

К современным  формам общественных объединений относятся  общественные организации и общественные движения. Общественные организации – это массовые объединения граждан, возникшие по их инициативе для реализации долговременных целей, имеющие устав и характеризующиеся чёткой структурой. Общественные организации, являясь наилучшей школой самоуправления, формируют общественное сознание, ориентированное на демократические ценности, особенно в сфере управления социальными и политическими процессами. Сущность общественных организаций состоит в том, что они выполняют основную функцию гражданского общества, а именно роль «посредника» между государством и отдельной личностью, защищают личность от государства, являются гарантом стабильности и устойчивости правового государства. Значительное место в этом отношении занимают традиционные общественные организации: профессиональные, научные, творческие союзы, предпринимательские, женские, молодёжные и другие организации.

Для традиционных общественных организаций политическая функция является не основной. Так, профессиональные союзы защищают, прежде всего, материальные, экономические интересы наёмных работников, устанавливают горизонтальные (минуя государство) связи между коллективами, социальными группами. При этом ряд профсоюзов в некоторых странах контролирует деятельность политических партий. В нашей стране профсоюзы долгое время были целиком интегрированы в политическую систему, их работа оказалась забюрократизированной, заорганизованной и по существу являлась «приводным ремнём» государственного механизма в сфере труда и производства. В настоящее время профсоюзы в России ведут настойчивый поиск новых демократических форм и методов работы, принципов организации и взаимоотношений, пересматривает свою роль, место и функции в обновляющейся политической системе страны. Как альтернатива традиционным профсоюзам возникают альтернативные профессиональные объединения.

По своей  общественно-политической значимости и масштабам деятельности общественные организации весьма различны – от международных (Международная организация журналистов, Международный союз студентов и т. д.) до организаций непосредственного, прямого влияния на политические решения, например, лоббистские организации, создаваемые вполне открыто при государственных структурах. Значительное общественно-политическое влияние имеют союзы предпринимателей, которые принимают решения о финансировании социальных программ, инвестициях социальной направленности, предоставлении налоговых льгот и т. п.

Особый тип  общественных организаций – это клубы, имеющие природу, близкую партийной, но отличающиеся от них преимущественной идейной ориентацией. Значимость их может быть весьма высокой, как например, во Франции, где с ними связана определённая политическая традиция. В дореволюционной России насчитывались сотни различных клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. В 1916 г. было зарегистрировано 65 только все имперских самодеятельных обществ. Следует, однако, заметить, что большинство из них носило замкнутый, элитарный характер. Клубы и ассоциации в современной России являются наиболее распространённой формой общественных организаций – зарегистрировано более 100 всероссийских и около 800 местных добровольных обществ. Широкий общественный резонанс получает деятельность объединений и клубов избирателей, политических клубов, фондов социальных инициатив и изобретений. Их программы имеют общие цели: поддержка реформ во всех сферах общественной жизни, стремление к общественному самоуправлению и восстановлению человека как субъекта политики.

 

2.2 Общественные движения: разновидности и причины активности 

Сформулируем  разновидности и причины активности общественных движений.

Общественные организации играют важную роль в регулировании и гармонизации общественных отношений, способствуют демократическому развитию всей политической системы общества.

Во второй половине двадцатого века во всех странах мира произошёл подъем общественных движений, которые стали называть новыми социальными, альтернативными, демократическими движениями. Их особенности связаны с массовостью, разнообразием форм протеста, политизированностью, использованием парламентских и внепарламентских действий, невысоким уровнем организованности, радикализмом целей. Современные общественные движения не ограничены классовым и социальным базисом, программно-тактическими обязательствами, предельно открыты для взаимодействия с любыми политическими силами, разделяющими их ценности.

Почти все современные  общественные движения отличаются относительно высоким уровнем образования и достаточно высоким уровнем дохода своих участников. Этим во многом предопределён гуманизм целей и задач движений, содержание которых состоит в выработке и поддержке в сознании широких слоёв населения ориентиров на приоритет духовных, демократических ценностей в решении всех современных проблем – локальных, региональных и глобальных.

Основной причиной активности современных общественных движений является нарастание кризисных  процессов и новых явлений  в различных сферах человеческой жизни, обусловленных следующими обстоятельствами:

а) угрозой войны  с применением оружия массового  уничтожения;

б) все большим  разрушением среды жизнеобитания  человека – возникновением экологической катастрофы;

в) ростом гуманистических  ценностей и идеалов в общественном сознании и борьбой за их практическое претворение в жизнь;

г) вступлением  человечества в век информатики, стремительным ростом всех видов коммуникаций, способствующих всем видам общения людей и их объединению;

д) стремлением  к обновлению целей общества, в котором заинтересован не только наиболее образованный и созидательный средний класс, но и «низовые» этажи социальной структуры.

В зависимости  от стратегической ориентации движения разделяются на:  антивоенные; экологические («зелёные»); гражданских инициатив; правозащитные; альтернативного образа жизни; половозрастные (женские, молодёжные и т. п.); региональные.

В зависимости  от отношения к существующей власти и способам действий выделяются реформаторское и революционное движения. Реформаторское движение в настоящее время оказывает наибольшее влияние на политические симпатии граждан, так как ориентируют политиков и участников движения на использование мирных средств решения проблем – убеждения, компромисса, переговоров. Весьма популярны методы гражданского неповиновения. Революционные движения, во многом доминировавшие в прошлом, до второй половины XX века, в настоящее время идут на спад. Они проявляются локально в основном в слаборазвитых странах мира в виде гражданских и этнических войн (Афганистан, движения курдов). В демократических странах революционные в прошлом движения зачастую перерождаются в экстремистские движения, как правого, так и левого толка, для которых все более характерным методом борьбы становится терроризм.

Ведущими в  спектре современных движений, во многом их интегрирующими, являются экологические движения, имеющие международный характер и вызванные разрушением экосистемы. Проявление экологического кризиса многообразно: разрушение и изменение биосферы, гидросферы, атмосферы, т. е. всех важнейших элементов экологической системы. Это относительно новое общественно-политическое движение возникло в Германии, Франции, Швеции и других развитых странах в конце 60-х годов. Экологическое движение составляет социальную базу партий «зелёных», функционирующих в ряде стран. «Зелёные» выступают за совершенствование законодательства, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, закрытие вредных производств, в защиту естественного ландшафта, против различных форм загрязнения окружающей среды, ведут борьбу за снижение шумового фона в городах и на предприятиях, более широкое использование вторичных ресурсов, сохранение природы.

Демократическое государство напрямую не вмешивается  в деятельность общественных объединений, но регулирует её в соответствии с действующим законодательством. Большой сдвиг произошёл в этом отношении и в России, здесь был принят закон об общественных объединениях, заложивший правовые основы их дальнейшего развития. Законом запрещается создание и деятельность объединений, имеющих целью свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории государства, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание классовой, расовой, национальной или религиозной розни, а также создание военизированных объединений и вооружённых формирований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании  проведённого исследования можно сделать  следующие выводы: политические партии и общественные организации представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а так же передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый из этих политических институтов как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействия с общественной средой в целях удовлетворения и индивидуальных и групповых социально – политических интересов.

Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.

По итогам работы сделан следующий вывод. Что касается России, то с моей точки зрения партии в России со временем должны уступить место гражданскому обществу, которое, слившись с государством, образует совершенную систему управления, основанную на интересах каждого гражданина. В.В Путин вступая на второй срок, говорил, что мы будем делать всё, чтобы каждый человек смог проявить свой талант, чтобы в стране развивалась и укреплялась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан. Это можно сделать только в свободной стране свободными гражданами. Успех и процветание России не могут, и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии.

Считаю необходимым дополнить статью 1 федерального закона «Об общественных объединениях» пунктом 11: «информировать граждан Российской Федерации о количестве общественных, некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента и об объёме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. – Ст. 445.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Сборник документов. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
  3. Об альтернативной гражданской службе : федер. закон от 25.июля 2002 г. № 113-ФЗ (ред. от 06.07.2006г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 30. - Ст. 3030.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 2. -    Ст. 198.
  6. Федеральный Закон «О политических партиях РФ» // Российская газета. 2001. 14 июля.
  7. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Приложение к Российской газете. 2002. № 25.
  8. Боршиполиц К.П. Методы политологического исследования: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2005. - 221 с.
  9. Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие. - М.: Академ-проект, 2003. - 432 с.
  10. Гельман В.Я. Дилеммы демократической оппозиции: Г. Явлинский «Яблоко» и президентские выборы // МЭМО. 1997. № 3. С. 32-41.
  11. Гельман В.Я., Голосов Г.В. Политические партии в Свердловской области // Мировая экономика и международные отношения (МЭМО). 1998. № 5. С. 133-144.
  12. Горбачев В.Г. Становление многопартийности: региональный аспект. Из опыта Брянской области // Социально-политический журнал. 1998. № 3. С. 32-39.
  13. Горелов А.А. Политология: Учебник. - М.: Флинта, 2002 - 312 с.
  14. Джус И.В. Политические партии в России // МЭМО. 1995. № 1. С. 13-16.
  15. Иванова М. Дума по партиям плачет // Северный край. 2007. 4 мая.
  16. Когарлицкий Б. Агония социал-демократизма // Альтернатива. 1998. № 1. С. 15-24.
  17. Коргунюк Ю.Г. Политические партии и движения России // Полития. 1998. № 3. С. 164-185.
  18. Кривогуз И.М. Элементарная политология. - М.: МГУ, 2006. - 212 с.
  19. Кудряшов А. Наш дом без крыши: НДР начинает перестройку // Новое время. 1998. № 14. С. 16-19.
  20. Кукина Н.В. Современные политические партии: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2006. - 124 с.
  21. Кукина Н.В. Партия как политический институт / Политолог: Сб. ст. студентов и аспирантов ф-та общественных наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Вып. 1. Ярославль: Ярос. гос. ун-т, 1997. - 53 с.
  22. Кукина Н.В. Многопартийность в России в свете нового законодательства о политических партиях и избирательных гарантиях граждан РФ: проблемы и пути их решения // Вестник СПН / Под ред. д.п.н., проф. Ю.А. Головина. Вып. 3. - Ярославль: ЯрГУ, 2003. - 90 с.
  23. Кукина Н.В. КПРФ - крупнейшая партия на левом фланге поли-тической структуры современной России / Вестник социально-политических наук. Вып. 2. Ярославль: Ярос. гос. ун-т, 2002. - 135 с.
  24. Кукина Н.В. Из истории возникновения и упразднения советской однопартийной системы / Социально-политические науки: мат. Всерос. науч. конф., посвященной 200-летию ЯрГУ. Ярославль, 2003. - 108 с.
  25. Кукина Н.В. Из опыта преподавания спецкурса «Современные политические партии и движения» / Вестник социально-полит. наук. Вып. 4. Ярославль: ЯрГУ, 2004. - 104 с.

Информация о работе Политические партии