Политические режимы современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является характеристика политических режимов современных государств.
Основными задачами работы выступает изучение следующих вопросов:
Изучение политического режима как ведущего элемента формы государства.
Анализ демократических политических режимов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства..
1.1. Понятие и особенности политического режима как элемента формы государства…………………………………………………….
1.2. Значение политического режима в характеристике формы государства……………………………………………….……………..
Глава II. Демократический политический режим…………………………..
2.1. Понятие и общие признаки……………………………………….
2.2. Виды демократических режимов…………………………………
Глава III. Недемократический политический режим……………………….
3.1. Тоталитарный политический режим……………………………..
3.2. Авторитарный политический режим……………………………..
3.3. Нетипичные политические режимы……………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список источников и литературы……………………………………………
3
5

5

8
11
11

33
35

Файлы: 1 файл

Полт режим ВГУ 2012.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вятский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

 

Политические режимы современных государств

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

специальности «Юриспруденция»

гр. СЭ-12

Крысова Марина Алексеевна

Проверила:

Воронина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Киров

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства..

1.1. Понятие и особенности  политического режима как элемента  формы  государства…………………………………………………….

1.2. Значение политического режима в характеристике формы  государства……………………………………………….……………..

Глава II. Демократический политический режим…………………………..

2.1. Понятие и общие  признаки……………………………………….

2.2. Виды демократических  режимов…………………………………

Глава III. Недемократический политический режим……………………….

3.1. Тоталитарный политический  режим……………………………..

3.2. Авторитарный политический  режим……………………………..

3.3. Нетипичные политические  режимы……………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список источников и литературы……………………………………………

3

5

 

5

 

8

11

11

15

17

17

24

29

33

35


 

 

Введение

 

В мире существует сотни стран. И политико-правовые различия между ними очевидны. Они отличаются формами правления территориальным устройством и другими формальными признаками. Одновременно, у государственности есть такие качества, которые в известной степени независимы от формальностей, какими обусловлено осуществление власти в стране. Какие-то признаки объединяют в одну группу стран монархическую унитарную Великобританию и Федеративную Германию, президентскую республику США и Италию с парламентским правлением.

Что объединяет эти, столь непохожие государства? И почему так явно различаются между собой монархии Бельгии и Марокко; республики Финляндия и Пакистан и др. Может быть, причина таких различий, не в области права, а в уровне экономического развития? Но есть примеры очень богатых стран, где политико-правовой строй желает лучшего. Дело в том, что власть в этих странах осуществляется неодинаково. Иными словами, народы существуют при различных политических режимах.

Термин «политический режим» вошел в научное и практическое употребление сравнительно недавно. Считается, что термин «политический режим» в научный оборот ввел в 30-х годах И. Д, Левин, который отделял его как «метод диктатуры» господствующего класса.

Но, как форму государства политический режим начал рассматриваться в 60-е годы текущего века. Одними учеными политический режим рассматривался в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим должен быть вообще исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Дискуссии того периода, как было отмечено выше, дали начало широкому и узкому подходам в понимании государственного режима. В зарубежной литературе понятие политического режима характеризовалось по таким признакам как: наличие или отсутствие оппозиции, политической свободы и свободных выборов, многопартийность и др. Данные характеристики определены в работах Ж. Бюрдо, М. Дюверже, К. Левенштейн, Е. Хамаун и др.

Ж. Ладриер, Н. Ботана связывают понятие политического режима с системой власти в обществе. Исходя из этого, политический режим нельзя причислять к формам государственности; политический режим характеризует не только деятельность государства, но и описывает все проявление политического властвования; режим нельзя сводить к проявлениям диктатуры и господства, поскольку далеко не везде власть сосредоточена в данном диктаторском центре.

Политический режим характеризуется как свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Целью исследования является характеристика политических режимов современных государств.

Основными задачами работы выступает изучение следующих вопросов:

  1. Изучение политического режима как ведущего элемента формы государства.
  2. Анализ демократических политических режимов.
  3. Исследование недемократических политических режимов.

Объектом данной работы является сущность и особенности политических режимов современных государств.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в рамках функционирования политических режимов современных государств.

Для разрешения поставленных  задач использовались такие методы, как анализ, обобщение, классификация, исторический, диалектический, сравнительный,  системный, формально-юридический и другие.

 

Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства

 

1.1. Понятие и особенности  политического режима как элемента  формы  государства

 

Термин «политический режим» появился в 1960-1970 г.г. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.1

Многие правоведы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.2 В.С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе3.

Другие авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».4

Первая точка зрения стала ведущей в теории государства и права.

Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.

Само по себе функциональное назначение системы власти в целом и отдельных ее частей определено социальными взаимоотношениями либо сотрудничеством социальных групп, различных политических и неполитических организаций и граждан, а также конкретными политическими отношениями, правами и свободами граждан и их объединений, степенью политической активности, состоянием законности и правопорядка в стране и наличием лили отсутствием законопослушных граждан.

Итак, можно сделать вывод, что политический режим есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный момент исторического развития. На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача также решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную "формулу легитимности" (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее "трансплантации" социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта между обществом и правительством.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Одно из определений режимов, обращающее внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим "как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны" и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.5

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов.

Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: "Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы".6

Суммируя сказанное, можно отметить, что политический режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика.

 

1.2. Значение политического  режима в характеристике формы  государства

 

Необходимо заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.7

По определению юридического словаря политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима  никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».8

Информация о работе Политические режимы современных государств