Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение политико-правовых режимов в различных государствах. Для этого в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие политический режим;
2) определить сущность и содержание политического режима;
3)рассмотреть принципы и виды и формы режимов
4) проанализировать классификацию режимов;
5) выявить основные черты режимов.
Введение........................................................................................................ 4
1. История, возникновения и основные понятия государственного политического режима………………………………………………………………..6
2. Виды политического режима………………………………………….16
2.1.Демократические режимы...........................................................16
2.2.Недемократические режимы.......................................................19
Заключение.....................................................................................23
Глоссарий.....................................................................................................24
Библиография………………………………………………………………26
Оглавление
Введение......................
1. История, возникновения и основные понятия
государственного политического режима………………………………………………………………
2. Виды политического режима………………………………………….16
2.1.Демократические режимы........................
2.2.Недемократические режимы........................
Заключение....................
Глоссарий.....................
Библиография………………………………………………
Приложение
Введение
Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов осуществляется взаимодействие его государственной власти и как проявляется в политической сфере действие классовых сил, какую роль выполняет фактически государства по управлению населением, проживающим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (устройства) государства - политический режим.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века,
Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства.
Широкий, подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий - делает его достоянием лишь государственной жизни и государство. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует пониманию политических процессов, проходящих в обществе в дух основных сферах - государственной, и общественно - политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и.т.д. Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.
В настоящее время, время становления российской, государственности, форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Таким образом, изучение и исследование данной курсовой работы имеет как практическое, так и теоретическое значение и важность.
Целью настоящей работы
является изучение политико-правовых
режимов в различных
3)рассмотреть принципы и виды и формы режимов
4) проанализировать классификацию режимов;
5) выявить основные черты режимов.
В данной курсовой работы использованы научные труды видных ученых Российской Федерации, научная, специальная и дополнительная литература рассматривающие вопросы Теории государства и права.
1. История возникновения и основные понятия государственного политического режима.
Термин «Политический режим» появился в I960 - 1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания, в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например Петров) - эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадают. Так Денисов А.И. в своей работе подробно останавливается на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки зрения на государство с глубокой древности современных дней. В разделе: «Форма государства» оно дает определение форме государства: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле — только форма правления»1. Спустя несколько лет появляется работа Петрова, в которой он уделяет много места вопросам методологии и объяснению основных категорий государства с точки зрения философии. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.
«Под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) - формы правления, формы государственного устройства и политического режима»2.
Форма государственного устройства - это административно территориальная и национально государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.
Политический режим: — это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».
Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой - относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка, На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Один из критериев определения вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти.
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обязательство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустанавливающих и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.3
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства государства),
Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.
Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют.
Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономических, национальных, географических, религиозных и других особенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Личность лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с власть, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.
Деспотический режим (от греческого «despotia» - неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого под властными как деспот, тиран и. т.п.
Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном), Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу»
При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных, Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, при чем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяют произвольно, Жестокое подавление применяется весьма широко. Деспотия держит в страхе. Очень близок к деспотическому, по сути, являясь его разновидностью, тиранический режим.
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах – государствах.
Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремиться их создать.
Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.
Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающее, всеконтролирующее и всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.
Центром тоталитарной системы является вождь, Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремиться буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революцией. Военно-промышленный комплекс, армия основные опоры тоталитаризма.
Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого, заботливого.
Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества.