Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение политико-правовых режимов в различных государствах. Для этого в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие политический режим;
2) определить сущность и содержание политического режима;
3)рассмотреть принципы и виды и формы режимов
4) проанализировать классификацию режимов;
5) выявить основные черты режимов.
Введение........................................................................................................ 4
1. История, возникновения и основные понятия государственного политического режима………………………………………………………………..6
2. Виды политического режима………………………………………….16
2.1.Демократические режимы...........................................................16
2.2.Недемократические режимы.......................................................19
Заключение.....................................................................................23
Глоссарий.....................................................................................................24
Библиография………………………………………………………………26
Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает, что приводит, в конечном счете, к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации.
Тоталитарный режим
возникает в кризисных
Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демагогии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и выражения.
Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями превосходстве оной наций над другими (господствующей нации, расы господ и.т.д.), крайней агрессивностью» Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геопатических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс.
Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
Собственно демократический режим («демократия» от др. греч. «демос» и «кратос» - народовластие) - это одна из разновидностей режима, основанного на признаний принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактически положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.4
Демократическое общество характеризуется развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям, Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и.т.д. Остальные вопросы решаются, децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.5
Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитетное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушением порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Демократический режим знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим. Либерально - демократический режим существует во многих странах, Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим — это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации.
В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы, существование власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и. т. п.
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началом в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления.
Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность.
Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Они же выступают и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных компаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения власти. Система «вдержек и противовесов» способствуют уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме. В государственном: управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Либерально — демократический режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свободы личности, при которых важную роль играет судебная власть. К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Этот гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развития современного государства.
Человек - это цель, а не средство, - вот главный принцип гуманистического режима. Форма правления, устройства государства, политический режим- - это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
2. Виды политических режимов
2.1. Демократические режимы
Политический режим является одним из важнейших составных формы государства. Теоретики государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.
Демократия - (от древнегреческого Demos - народ и Crates - власть) -народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие, С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством. А чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как право, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.6
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и сможет периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательными» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестные, если бюрократическая машина принадлежит для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различия между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования, а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовиться президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть – граждане избирают в органы власти своих представителей. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица представительной демократии, занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:
11)Социальный,
экономический, идеологические
Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пример президентской демократии - это США.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.
Первый тип может быть описан как однопартийное большинство в парламенте.
Второй тип - это парламентская коалиционная система, Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).
Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Лайбхарт предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства.
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Современное демократическое государство - государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы прав и свобод граждан.7
2.2. Недемократические режимы
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов "Totalitas" – цельность, полнота и "Totalis"5 – весь, полный, целый. Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
1) Есть массовая
партия. Эта партия
срастается с государством
и концентрирует в себе