Политический (государственный) режим как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные определения политического режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др

Содержание работы

Политический (государственный) режим
как элемент формы государства ………………………………….стр.3
2. Функции государства: понятие и классификация ……… …..стр.6
3. Правосознание. Понятие и структура …………………………..стр.11
4. Список использованной литературы стр.15

Файлы: 1 файл

Политический (государственный) режим .docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Политический (государственный) режим

        как элемент формы государства ………………………………….стр.3                                                                              

2.    Функции государства: понятие и классификация ……… …..стр.6

3.    Правосознание. Понятие и структура …………………………..стр.11

4.    Список использованной литературы  стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Политический (государственный) режим

как элемент формы государства.

 

Существуют различные определения политического режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др. Некоторые отечественные ученые считают, что политический режим характеризует не форму, а сущность государства; другие полагают, что он является такой общей категорией, которая включает в себя в качестве составных элементов форму правления и форму государственного устройства. Ряд ученых отождествляют политический режим с политической системой. Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечёт эволюцию такой важной характеристики политической системы, как политический режим. В настоящее время редко можно встретить какой-либо другой термин, который использовался бы столь часто, как «политический режим».

В каждой стране политический режим определяется соотношением политических сил. В тех странах, где существует устойчивый баланс политических сил или  достигнуто национальное согласие, политический режим стабилен. Если же в стране «берут верх то одни, то другие», политический режим постоянно изменяется.

Проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Ещё большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относиться и к современной России. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и "внесистемные" объекты: церковь, массовые движения и т.п.) - испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической "среды обитания". Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия "политический режим" и "государственный режим" можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности 1.

Понятие "политический режим" включает в себя следующие признаки:

·    степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

·  соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

· характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

·   положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

·    место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

· тип политического поведения; характер политического лидерства;

· доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

· политическое и юридическое положение и роль в обществе "силовых" структур;

·    меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Политический режим представляет собой форму государствоосуществления, которая определяет баланс разделения власти, политики, государственной службы, реальное участие каждого из субъектов этого процесса отношений, как самостоятельную прерогативу и как зависимость от других субъектов; это характеристика способов и методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве.

Условно выделяют три типа политических режимов — демократический, авторитарный и тоталитарный. Главный критерий такого деления — наличие в стране выбора и плюрализма: политического — многопартийность, наличие оппозиции; экономического — существование разных форм собственности, конкуренции; идейного — сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д.

Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может: а) почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом; б) в основном быть обусловленным деятельностью институтов гражданского общества.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, так как для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

2.Функции государства: понятие и классификация

В правовой литературе можно насчитать множество определений функций2 государства. Значительная часть юристов рассматривает функции государства, как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение.       Однако современная юридическая наука предлагает следующую трактовку функций государства - это не только направление внутренней и внешней деятельности государства, но и механизм воздействия государства на общественные процессы. Такое толкование  можно считать правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Коллектив авторов под руководством Пиголкина А.С. наделяют государственные функции некоторыми общими чертами3:

  1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности (сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию);
  2. Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функции государственных органов);
  3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер (в них воплощается сосредоточение усилий государства на жизненно важных направлениях его деятельности);
  4. Функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (таможенный контроль, расследование уголовных дел).

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация. Функции государства классифицируются по следующим критериям:  1. По сферам деятельности:       

- внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);     

- внешние - нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).    2. По продолжительности действия:    

- постоянные - осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);          

- временные - осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства). 3. По социальной значимости:      

- главные (основные) - имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);         

- производные - носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной).

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и других задач.      К внутренним функциям государства относятся:         Экономическая функция. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.   Социальная функция. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное её назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру. Для реализации социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование, просвещение,  строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Государство разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. 

Политическая функция. Основу этой функции составляют4:

  1. Реализация волеизъявления народа в форме законодательства;
  2. Обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управления ими;
  3. Официальное представительство общества, т.е. государство представляет собой юридическую личность, субъект права.
  4. Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами - Конституционным Судом РФ, так и народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

Информация о работе Политический (государственный) режим как элемент формы государства