Политический (государственный) режим как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные определения политического режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др

Содержание работы

Политический (государственный) режим
как элемент формы государства ………………………………….стр.3
2. Функции государства: понятие и классификация ……… …..стр.6
3. Правосознание. Понятие и структура …………………………..стр.11
4. Список использованной литературы стр.15

Файлы: 1 файл

Политический (государственный) режим .docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

Функция финансового контроля. Эта функция выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и прочее. Задача данной функции в проверке финансовых обязательств перед государством, проверке соблюдения правил финансовых операций, контроле за правильностью использовании юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов, предупреждении и устранении нарушений финансовой дисциплины и др. Высший финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой5 парламента.

Специфические функции финансового контроля осуществляет государственная таможня, которая контролирует проводимость материальных ценностей через государственную границу и взимает таможенные сборы и пошлины.         Функция налогообложения. Данная функция является производной от экономической функции государства, её основы закреплены в статье 57 Конституции РФ. Содержание функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации и муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый Кодекс РФ.

Функция развития культуры, науки и образования. В задачу этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование и был духовно богат. Огромное значение имеет и правовое воспитание: любой гражданин государства обязан знать законы своей страны и строго соблюдать их.        Экологическая функция. Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Это жизненно-важная деятельность любого государства. Охрана природы - дело всего общества в целом, но только государство, которое обладает необходимыми возможностями, может реально обеспечить защиту окружающей среды. Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства.         Функция охраны правопорядка. Она вытекает из потребности общества. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как индивид; а так же само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы и интересы всего общества. Данная функция подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.

Под внешними функциями понимают основные направления деятельности государства на международной арене. Они решают такие задачи государства как, установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от внешней  агрессии и др.              К внешним функциям государства относятся:     Функция обороны страны. Данная функция осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. Понятие функции обороны страны многогранно, оно включает в себя: укрепление и модернизацию вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовку мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами. Функция обороны страны тесно связана с экономической функцией (осуществляя экономическую деятельность, государство обеспечивает  вооруженные силы современными техникой и оружием);  с социальной функцией государства (удовлетворяет социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей); с функцией охраны правопорядка (решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей). Функция интеграции в мировую экономику. Данная функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Функция интеграции6 в мировую экономику подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.     Функция сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Эта функция предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.)  с другими государствами в борьбе с организованной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -  небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Необходимо наличие  совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями,  такими, как например, Интерпол. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Все функции, как внутренние, так и внешние одинаково значимы для жизнедеятельности государства, но можно отметить, что в настоящее время важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты. прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.         Вся  функциональная деятельность государства направлена на достижение основной цели: блага человека, его нравственного  материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство должно всегда выступать как верховный защитник законных интересов личности.

 

  1. Правосознание. Понятие и структура.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание - это система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание - отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т. е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание общества направлено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени свойственны формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля  за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.  Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения.   Оно обычно не существует в "чистом" виде, правосознание  взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мольных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. По сути, правовое сознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.       1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.  2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. Несмотря на то, что  обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой, можно выделить отличие правовой идеологии от правовой психологии:   1) Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей, представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств, эмоций).             2) Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного, повседневного сознания.         Правовая  идеология  значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права.  Если правовая  психология  фиксирует  во  многом  внешний,  часто   поверхностно-чувственный аспект правовых  явлений,  то  правовая  идеология  стремится  к выявлению  сущности,  социального  смысла,  природы  права,  пытается,   как правило,  представить  его   в   виде   законченной   культурно-исторической философии и догмы. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества. Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах. Определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы. Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. Таким образом, правосознание представляет собой важнейший фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
    2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. к.ю.н., доцента П.В. Анисимова – М.: ЦОКР МВД России, 2005. – 312 с.
    3. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. – 3-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2009.-240 с.;
    4. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ А.В. Малько – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2004. – 300 с.
    5. Теория государства и права: Учебник / Перевалов В.Д.-М.: Юрайт-Издат, 2009.-379 с.-(Основы наук);
    6. Теория государства и права учебное пособие/кол.авторов; под ред. Е.И. Темнова.-2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 384 с.
    7. Политология: Энциклопедический словарь/Общ. Ред. И сост. Ю.И, Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та, 2003.
    8. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Редкол.: М.М. Богуславский и др. - 2-е изд., доп. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.-528 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения

2 Функция (от лат. function-исполнение, осуществление)-деятельность ,обязанность, работа; внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений

3 А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриева Теория государства и права-М.,2009. С. 152-153

4 А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриева Теория государства и права-М.,2009. С. 170-171

5 Прерогатива (лат. praerogativa, от praerogativus - запрошенный первым, первым подающий голос), исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу

6 Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними

 

 


 



Информация о работе Политический (государственный) режим как элемент формы государства