Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 18:34, контрольная работа
Существуют различные определения политического режима: как совокупности характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры; как характеристики властеотношений в политической, экономической и социально-культурной сферах, и др
Политический (государственный) режим
как элемент формы государства ………………………………….стр.3
2. Функции государства: понятие и классификация ……… …..стр.6
3. Правосознание. Понятие и структура …………………………..стр.11
4. Список использованной литературы стр.15
Функция финансового контроля. Эта функция выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и прочее. Задача данной функции в проверке финансовых обязательств перед государством, проверке соблюдения правил финансовых операций, контроле за правильностью использовании юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов, предупреждении и устранении нарушений финансовой дисциплины и др. Высший финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой5 парламента.
Специфические функции финансового контроля осуществляет государственная таможня, которая контролирует проводимость материальных ценностей через государственную границу и взимает таможенные сборы и пошлины. Функция налогообложения. Данная функция является производной от экономической функции государства, её основы закреплены в статье 57 Конституции РФ. Содержание функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации и муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый Кодекс РФ.
Функция развития культуры,
науки и образования. В задачу этой функции сегодня входит
государственная поддержка развития культуры
— литературы, искусства, театра, кино,
музыки, живописи, архитектуры; физической
культуры и спорта; радио, телевидения
и других средств массовой информации;
сохранение историко-культурных памятников,
исторических комплексов, заповедных
территорий, архивов, музеев, библиотек. Государство
и общество заинтересованы в том, чтобы
каждый гражданин имел образование и был
духовно богат. Огромное значение имеет
и правовое воспитание: любой гражданин
государства обязан знать законы своей
страны и строго соблюдать их. Экологическая функция.
Функция охраны природы и окружающей среды
выдвинулась в последние десятилетия
в число основных. Это жизненно-важная
деятельность любого государства. Охрана
природы - дело всего общества в целом,
но только государство, которое обладает
необходимыми возможностями, может реально
обеспечить защиту окружающей среды. Государственная
функция в области экологии заключается
в разработке экологических программ
страны, принятии и осуществлении национальных
программ охраны окружающей среды, установлении
правового режима природопользования,
установлении экологических стандартов,
контроле за соблюдением природоохранного
законодательства. Функ
Под внешними функциями понимают основные направления деятельности государства на международной арене. Они решают такие задачи государства как, установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от внешней агрессии и др. К внешним функциям государства относятся: Функция обороны страны. Данная функция осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. Понятие функции обороны страны многогранно, оно включает в себя: укрепление и модернизацию вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовку мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами. Функция обороны страны тесно связана с экономической функцией (осуществляя экономическую деятельность, государство обеспечивает вооруженные силы современными техникой и оружием); с социальной функцией государства (удовлетворяет социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей); с функцией охраны правопорядка (решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей). Функция интеграции в мировую экономику. Данная функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Функция интеграции6 в мировую экономику подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д. Функция сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Эта функция предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.) с другими государствами в борьбе с организованной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Необходимо наличие совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями, такими, как например, Интерпол. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
Все функции, как внутренние, так и внешние одинаково значимы для жизнедеятельности государства, но можно отметить, что в настоящее время важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты. прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение основной цели: блага человека, его нравственного материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство должно всегда выступать как верховный защитник законных интересов личности.
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй, феодализм, развитие буржуазного общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание - это система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание - отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т. е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание общества направлено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени свойственны формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения. Поэтому можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения. Оно обычно не существует в "чистом" виде, правосознание взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения мольных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. По сути, правовое сознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. 1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. 2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. Несмотря на то, что обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой, можно выделить отличие правовой идеологии от правовой психологии: 1) Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей, представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств, эмоций). 2) Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного, повседневного сознания. Правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества. Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах. Определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы. Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. Таким образом, правосознание представляет собой важнейший фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.
Список использованной литературы:
1 Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения
2 Функция (от лат. function-исполнение, осуществление)-деятельность ,обязанность, работа; внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений
3 А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриева Теория государства и права-М.,2009. С. 152-153
4 А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриева Теория государства и права-М.,2009. С. 170-171
5 Прерогатива (лат. praerogativa, от praerogativus - запрошенный первым, первым подающий голос), исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу
6 Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними
Информация о работе Политический (государственный) режим как элемент формы государства