Введение
Теория международных отношений
- важная и неотъемлемая часть современной
политической науки. Также как и политология,
теория международных отношений анализирует
прежде всего реалии современного мира,
но опирается на теоретический фундамент,
созданный многовековым развитием политической
мысли. Первые внешнеполитические концепции
возникли одновременно с появлением государств.
Большинство суждений о внешней политике
и межгосударственных отношениях, высказанных
древними мыслителями, сегодня звучат
весьма наивно. Однако нельзя отрицать
того, что некоторые из этих концепций
вплоть до нынешнего столетия использовались
в реальной внешнеполитической практике
отдельных государств.
История современной политической
науки - это, во многом, история непрекращающейся
борьбы между двумя парадигмами, двумя
системами взглядов на основы международного
порядка и средства стабилизации международных
отношений. Представители одной из них,
- традиции которой восходят к философии
стоиков и библейским постулатам о единстве
человеческого рода, взглядам средневекового
теолога Ф. де Витория и выдающегося мыслителя
XVIII в. И. Канта - полагают, что стабильный
международный порядок может быть построен
и сохранен лишь с учетом универсальных
моральных принципов и базирующихся на
них правовых норм. В политической практике
указанная парадигма - парадигма политического
идеализма - впервые находит свое наиболее
полное воплощение в разработанной под
руководством американского президента
Вудро Вильсона программе постоянно действующей
универсальной межправительственной
организации - Лиги Наций, которая должна
была стать гарантом и инструментом нового
международного порядка после первой
мировой войны [3].
Представители конкурирующих
парадигм расходятся в ответах на принципиальные
вопросы: Кто является главными акторами?
Каковы основные проблемы международной
теории? Что представляют собой основные
процессы в международном обществе? В
чем состоят главные результаты международно-политического
развития?
Цель работы: понять, что представляет собой
концепция политического идеализма в
системе международных отношений и как
проявляется и используется политический
идеализм в разрешение конфликтов между
государствами.
Политический
идеализм. Отличия от политического реализма.
Как уже отмечалось выше, современная
международно-политическая наука пронизана
борьбой и взаимной критикой различных
методологических подходов и теоретических
парадигм. Наиболее ожесточенный спор
традиционно происходит между сторонниками
реалистических (неореалистических) и
идеалистических (неолиберальных, неоидеалистических)
взглядов на природу и характер международных
отношений.
Политический идеализм - это
направление политической мысли, согласно
которому всеобщий мир возможен и достижим.
Сторонники политического идеализма призывали
к отказу от насильственных, военных способов
в разрешении конфликтов между государствами
и решению всех спорных вопросов с помощью
переговоров и участия международных
организаций, на основе норм морали и международного
права. Особая роль в этом отводилась действию
общественного мнения, системе коллективной
безопасности.
Первой попыткой воплотить
на практике принципы политического идеализма
стало создание первой международной
организации – Лиги Наций. Однако это
не помогло предотвратить новые войны.
Общественность вскоре разочаровалась
в основных положениях политического
идеализма. На смену ему пришел политический
реализм.
Политический реализм (или Realpolitik)
по своим позициям противоположен политическому
идеализму и во многом возник как критика
моралистического видения мировой политики,
игнорирующего реалии силового соперничества
государств. Он продолжает интеллектуальные
традиции, заложенные Н.Макиавелли, Т.Гоббсом,
К.фон Клаузевицем. Значительный вклад
в развитие этих традиций внесли английский
историк Э.Карр, американские политологи
Г.Моргентау, Р.Нибур, Дж. Кеннан, Г.Киссинджер,
Зб.Бжезинский, французский ученый Р.Арон.
Основные идеи политического реализма
разработаны в исследовании признанного
главы школы Г.Моргентау «Политика среди
наций», впервые опубликованной в 1948 г.[2]
Исходные постулаты политического
реализма:
«Международная политика, как
и любая другая политика, является борьбой
за власть» (Г.Моргентау).
- Государства - основные акторы на международной арене, стремящиеся к максимизации своего влияния.
- Взаимодействие государств осуществляется
на основе национальных интересов и баланса
сил.
- Национальные интересы - объективное
явление, определяемое традициями, неизменностью
природы человека, природно-географической средой.
- По значимости национальные
интересы различаются на постоянные, основополагающие
(прежде всего, защита территории, населения
и государственных институтов от внешней
опасности) и преходящие, промежуточные.
- Понятие «сила» включает помимо
военного компонента экономический, политический,
морально-идеологический, демографический
и пр..
- Абсолютных моральных ценностей
не существует; мораль должна быть подчинена
государственным интересам.
Ключевая формула реалистической
позиции в области внешней политики - «осознание
интереса, выраженное в терминах силы»
(Г.Моргентау).
Так, в противоположность сторонникам
политического реализма представители
идеалистического направления убеждены,
что государства – не только не единственные,
но и не главные международные акторы.
Реалисты в числе главных проблем
теории и практики международной политики
выделяют проблемы реализации и защиты
национально-государственных интересов,
соперничества и равновесия сил на мировой
арене, стратегии достижения и сохранения
государственной силы (не в последнюю
очередь, в ее военном измерении), заключения
и пересмотра межгосударственных союзов
в зависимости от изменения геополитической
(геостратегической) ситуации и т.п. Идеалисты
акцентируют внимание на наличии универсальных,
общечеловеческих интересов, ценностей
и идеалов, неотъемлемых прав человеческой
личности, на необходимости создания всеобъемлющей
системы коллективной безопасности в
целях их сохранения и защиты. И если политические
реалисты настаивают на том, что основные
международные процессы представлены
конфликтами, то идеалисты говорят о переговорах
и сотрудничестве. Наконец, по мнению политических
реалистов, неизменность человеческой
природы и весь опыт международных отношений
показывают, что надежды на изменения
их характера и создание нового мирового
порядка, основанного на законности и
соблюдении интересов личности, – не более
чем утопия. Идеалисты, напротив, верят
в достижения мировой гармонии, избавление
человечества от кровопролитных и опустошающих
вооруженных конфликтов, в созидательные
возможности общечеловеческой нравственности
и международного права.[1]
При этом, по замечанию Александра
Вендта, идеалистическое направление
в международной теории межвоенных лет
было весьма сильно оболгано, а сам термин
"идеализм", начиная с критики Э. Карра
(в книге The Twenty Years of Crisis: 1919–1939, первое
издание которой увидело свет в 1939 г.),
отождествлялся с умиротворенностью,
утопизмом и наивностью, с недостатком
"реалистического" взгляда на международные
отношения. Такая позиция укоренилась
настолько глубоко, что многие современные
исследователи международных отношений
предпочитают избегать использования
этого термина. Тем не менее в последние
годы наблюдается не только ужесточение
критики в адрес политического реализма,
но и явное переосмысление сугубо негативного
отношения к положениям реализма.
Истоки
политического идеализма.
Гносеологической основой политического
идеализма служит тот факт, что человек,
обремененный необходимостью тяжким трудом,
в поте лица зарабатывать хлеб насущный,
с древнейших времен был склонен предаваться
мечтаниям о лучшей, счастливой жизни,
противопоставляемой тяжелым и нерадостным
будням. Постепенно с разделением физического
и умственного труда эти мечтания стали
систематизироваться и облекаться в формы
мифов и, говоря современным языком, идеологических
и вероисповеднических конструкций, которые
обосновывали возможность более совершенного
и более справедливого, чем существующее,
общественного устройства.
Устремленность к более высокому, недостижимому,
совершенному присуща самой природе как
человека, так и общества. Извечная мечта
людей о более совершенном социальном
порядке получила свое конкретное выражение
в многочисленных утопиях, эсхатологических,
отвлеченных идеалах земного рая. В основе
большинства таких идеалов лежит мысль
о достижении фундаментальной гармонии
между людьми, базирующейся на уничтожении
всякого рода противоречий, соблазнов
и грехов.
Идеал совершенного общественно-политического
устройства может быть обращен как назад
— в прошлое, так и вперед — в будущее.
Примерами первого являются проекты Конфуция
и Платона, которые в качестве основы совершенного
государственного устройства считали
почитание древности, соблюдение ритуалов,
правил, норм, морали, будто установленных
далекими предками, но нарушенных и подорванных
нынешними поколениями. Второй же представлен
многочисленными хилиастическими, или
милленаристскими утопиями, революционными
проектами радикального переустройства
общества и государства на началах социальной
справедливости, свободы, всеобщего равенства
либо расового, национального или социального
господства одних и угнетения других.
[9]
Каждое общество разрабатывает и предлагает
собственное идеальное видение политики
или собственный политический миф реального
или желательного социального порядка.
К таким конструкциям относятся,
например, идея Marе nostrum, на которой основывалась
Римская империя, идея крестовых походов,
целью которых провозглашались обращение
в истинную веру неверных или язычников,
создание единого христианского мира
под эгидой римского папы и императора
священной Римской империи, разного рода
пан-идеи (панисламизм, пантюркизм, пангерманизм,
панславизм и др.), идеология интернационального
единения пролетариата всех стран и др.
Крайними формами политического идеализма
являются многочисленные утопии - от «Государства»
Платона до «Утопии» Т. Мора, «Города Солнца»
Т. Кампанеллы, «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона,
«На белом коне» А. Франса и др.
Предтечей политического идеализма можно
считать Платона с его теорией идеального
государства, руководимого философами.
Подобно тому, как Н. Макиавелли и Т. Гоббс
являлись отцами-основателями современного
политического реализма, Г. Гроция, И. Канта
и др. можно рассматривать как зачинателей
современного политического идеализма.[4]
Политический идеализм основывается
на идее о его доброй природе. Все идеальные
проекты и модели пронизаны духом оптимизма
и идеей совершенства человека. По мнению
приверженцев политического идеализма,
в большинстве бед человека виноват не
он сам, а социальные условия и наилучшим
путем их преодоления является исправление
недостатков и совершенствование общества.
Проекты создания неких международных
институтов для трансформации отношений
между государствами восходят к далекому
прошлому. В средние века француз отец
Дюбуа замышлял создание «Совета христианских
суверенов», призванного предотвращать
войны и разрешать споры между государствами
с помощью арбитража, признавая при этом
римского папу в качестве последнего арбитра.
В XVII и XVIII вв. выдвигались проекты создания
авторитетных органов, которые решали
бы споры между государствами мирными
средствами. Среди этих проектов можно
назвать следующие:
- «Великий план» Силли, целью которого было провозглашено сохранение мира на европейском континенте.
- Предложенный У. Пенном проект Европейского сейма, который собирал бы вместе представителей европейских государств с целью устранять противоречия между государствами, не поддававшиеся разрешению дипломатическими средствами.
- Проект установления в Европе вечного
мира (1713 г.) де Сент-Пьера.
- Идеи Ж.-Ж. Руссо, обосновывавшего создание
некоей организации народов Европы, основанной
на фундаментальных принципах международного права.
Наибольшую популярность получил «Проект
вечного мира» И. Канта, в котором вечный
мир между народами рассматривался как
одна из важнейших целей истории, достигаемых
в процессе поступательного движения
человечества от грабежа к торговле, от
насилия к договорным отношениям, от захватнических
войн к мирному порядку. Кант утверждал,
что создание правового государства приведет
к «вечному миру» между европейскими народами,
что все государства, установив у себя
республиканскую форму правления, откажутся
от притязаний на чужие территории, будь-то
путем завоевания, наследования и др.
В русле этой традиции А. К. Сен-Симон
в работе «О перестройке европейского
общества», опубликованной совместно
со своим учеником О. Тьерри в 1813 г., выдвинул
идею создания общеевропейского наднационального
государства.
Политический идеализм, как правило,
принимает форму индивидуализма, гуманизма,
либерализма, анархизма, интернационализма.
Важное место в нем занимает социалистический
или коммунистический проект с его идеалами,
с одной стороны, бесклассового, справедливого
и совершенного во всех аспектах общества,
а с другой - международного мира и гармонии
между трудящимися всех стран. [5]
Одним из воплощений политического идеализма
является пацифизм. Сам термин «пацифизм»
вошел в политический лексикон во второй
половине XIX в., хотя феномен, обозначаемый
им, возник значительно раньше. В 1927 г.
германский философ М. Шелер выделил восемь
разновидностей пацифизма: героический,
индивидуальный, христианский, юридический,
полупацифизм коммунистов и марксистских
социалистов, империалистический пацифизм
универсального государства, космополитический,
классовый и культурный интернационал.
Все эти разновидности объединяет убеждение
в возможности и неизбежности постепенного
единения мира и возникновения единой
всемирной наднациональной и надгосударственной
организации, основанной на международном
праве и призванной ликвидировать источники
и причины международных конфликтов, отменить
силовую политику, установить мирные и
гармонические отношения между народами.