Политический идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: понять, что представляет собой концепция политического идеализма в системе международных отношений и как проявляется и используется политический идеализм в разрешение конфликтов между государствами.

Файлы: 1 файл

Современные МО. Политический идеализм.docx

— 75.45 Кб (Скачать файл)

Введение

Теория международных отношений - важная и неотъемлемая часть современной политической науки. Также как и политология, теория международных отношений анализирует прежде всего реалии современного мира, но опирается на теоретический фундамент, созданный многовековым развитием политической мысли. Первые внешнеполитические концепции возникли одновременно с появлением государств. Большинство суждений о внешней политике и межгосударственных отношениях, высказанных древними мыслителями, сегодня звучат весьма наивно. Однако нельзя отрицать того, что некоторые из этих концепций вплоть до нынешнего столетия использовались в реальной внешнеполитической практике отдельных государств.

История современной политической науки - это, во многом, история непрекращающейся борьбы между двумя парадигмами, двумя системами взглядов на основы международного порядка и средства стабилизации международных отношений. Представители одной из них,  - традиции которой восходят к философии стоиков и библейским постулатам о единстве человеческого рода, взглядам средневекового теолога Ф. де Витория и выдающегося мыслителя XVIII в. И. Канта - полагают, что стабильный международный порядок может быть построен и сохранен лишь с учетом универсальных моральных принципов и базирующихся на них правовых норм. В политической практике указанная парадигма - парадигма политического идеализма - впервые находит свое наиболее полное воплощение в разработанной под руководством американского президента Вудро Вильсона программе постоянно действующей универсальной межправительственной организации - Лиги Наций, которая должна была стать гарантом и инструментом нового международного порядка после первой мировой войны [3].

 

Представители конкурирующих парадигм расходятся в ответах на принципиальные вопросы: Кто является главными акторами? Каковы основные проблемы международной теории? Что представляют собой основные процессы в международном обществе? В чем состоят главные результаты международно-политического развития?

Цель работы: понять, что представляет собой концепция политического идеализма в системе международных отношений и как проявляется и используется политический идеализм в разрешение конфликтов между государствами.

 

Политический идеализм. Отличия от политического реализма.

Как уже отмечалось выше, современная международно-политическая наука пронизана борьбой и взаимной критикой различных методологических подходов и теоретических парадигм. Наиболее ожесточенный спор традиционно происходит между сторонниками реалистических (неореалистических) и идеалистических (неолиберальных, неоидеалистических) взглядов на природу и характер международных отношений.

Политический идеализм - это направление политической мысли, согласно которому всеобщий мир возможен и достижим. Сторонники политического идеализма призывали к отказу от насильственных, военных способов в разрешении конфликтов между государствами и решению всех спорных вопросов с помощью переговоров и участия международных организаций, на основе норм морали и международного права. Особая роль в этом отводилась действию общественного мнения, системе коллективной безопасности.

Первой попыткой воплотить на практике принципы политического идеализма стало создание первой международной организации – Лиги Наций. Однако это не помогло предотвратить новые войны. Общественность вскоре разочаровалась в основных положениях политического идеализма. На смену ему пришел политический реализм.

Политический реализм (или Realpolitik) по своим позициям противоположен политическому идеализму и во многом возник как критика моралистического видения мировой политики, игнорирующего реалии силового соперничества государств. Он продолжает интеллектуальные традиции, заложенные Н.Макиавелли, Т.Гоббсом, К.фон Клаузевицем. Значительный вклад в развитие этих традиций внесли английский историк Э.Карр, американские политологи Г.Моргентау, Р.Нибур, Дж. Кеннан, Г.Киссинджер, Зб.Бжезинский, французский ученый Р.Арон. Основные идеи политического реализма разработаны в исследовании признанного главы школы Г.Моргентау «Политика среди наций», впервые опубликованной в 1948 г.[2]

 

  Исходные постулаты политического реализма:

«Международная политика, как и любая другая политика, является борьбой за власть» (Г.Моргентау).

  1. Государства - основные акторы на международной арене, стремящиеся к максимизации своего влияния.
  2. Взаимодействие государств осуществляется на основе национальных интересов и баланса сил.
  3. Национальные интересы - объективное явление, определяемое традициями, неизменностью природы человека, природно-географической средой.
  4. По значимости национальные интересы различаются на постоянные, основополагающие (прежде всего, защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности) и преходящие, промежуточные.
  5. Понятие «сила» включает помимо военного компонента экономический, политический, морально-идеологический, демографический и пр..
  6. Абсолютных моральных ценностей не существует; мораль должна быть подчинена государственным интересам.

 

  Ключевая формула реалистической позиции в области внешней политики - «осознание интереса, выраженное в терминах силы» (Г.Моргентау).

Так, в противоположность сторонникам политического реализма представители идеалистического направления убеждены, что государства – не только не единственные, но и не главные международные акторы.

Реалисты в числе главных проблем теории и практики международной политики выделяют проблемы реализации и защиты национально-государственных интересов, соперничества и равновесия сил на мировой арене, стратегии достижения и сохранения государственной силы (не в последнюю очередь, в ее военном измерении), заключения и пересмотра межгосударственных союзов в зависимости от изменения геополитической (геостратегической) ситуации и т.п. Идеалисты акцентируют внимание на наличии универсальных, общечеловеческих интересов, ценностей и идеалов, неотъемлемых прав человеческой личности, на необходимости создания всеобъемлющей системы коллективной безопасности в целях их сохранения и защиты. И если политические реалисты настаивают на том, что основные международные процессы представлены конфликтами, то идеалисты говорят о переговорах и сотрудничестве. Наконец, по мнению политических реалистов, неизменность человеческой природы и весь опыт международных отношений показывают, что надежды на изменения их характера и создание нового мирового порядка, основанного на законности и соблюдении интересов личности, – не более чем утопия. Идеалисты, напротив, верят в достижения мировой гармонии, избавление человечества от кровопролитных и опустошающих вооруженных конфликтов, в созидательные возможности общечеловеческой нравственности и международного права.[1]

При этом, по замечанию Александра Вендта, идеалистическое направление в международной теории межвоенных лет было весьма сильно оболгано, а сам термин "идеализм", начиная с критики Э. Карра (в книге The Twenty Years of Crisis: 1919–1939, первое издание которой увидело свет в 1939 г.), отождествлялся с умиротворенностью, утопизмом и наивностью, с недостатком "реалистического" взгляда на международные отношения. Такая позиция укоренилась настолько глубоко, что многие современные исследователи международных отношений предпочитают избегать использования этого термина. Тем не менее в последние годы наблюдается не только ужесточение критики в адрес политического реализма, но и явное переосмысление сугубо негативного отношения к положениям реализма.

 

Истоки политического идеализма.

Гносеологической основой политического идеализма служит тот факт, что человек, обремененный необходимостью тяжким трудом, в поте лица зарабатывать хлеб насущный, с древнейших времен был склонен предаваться мечтаниям о лучшей, счастливой жизни, противопоставляемой тяжелым и нерадостным будням. Постепенно с разделением физического и умственного труда эти мечтания стали систематизироваться и облекаться в формы мифов и, говоря современным языком, идеологических и вероисповеднических конструкций, которые обосновывали возможность более совершенного и более справедливого, чем существующее, общественного устройства.

Устремленность к более высокому, недостижимому, совершенному присуща самой природе как человека, так и общества. Извечная мечта людей о более совершенном социальном порядке получила свое конкретное выражение в многочисленных утопиях, эсхатологических, отвлеченных идеалах земного рая. В основе большинства таких идеалов лежит мысль о достижении фундаментальной гармонии между людьми, базирующейся на уничтожении всякого рода противоречий, соблазнов и грехов.

Идеал совершенного общественно-политического устройства может быть обращен как назад — в прошлое, так и вперед — в будущее. Примерами первого являются проекты Конфуция и Платона, которые в качестве основы совершенного государственного устройства считали почитание древности, соблюдение ритуалов, правил, норм, морали, будто установленных далекими предками, но нарушенных и подорванных нынешними поколениями. Второй же представлен многочисленными хилиастическими, или милленаристскими утопиями, революционными проектами радикального переустройства общества и государства на началах социальной справедливости, свободы, всеобщего равенства либо расового, национального или социального господства одних и угнетения других. [9]

Каждое общество разрабатывает и предлагает собственное идеальное видение политики или собственный политический миф реального или желательного социального порядка.

К таким конструкциям относятся, например, идея Marе nostrum, на которой основывалась Римская империя, идея крестовых походов, целью которых провозглашались обращение в истинную веру неверных или язычников, создание единого христианского мира под эгидой римского папы и императора священной Римской империи, разного рода пан-идеи (панисламизм, пантюркизм, пангерманизм, панславизм и др.), идеология интернационального единения пролетариата всех стран и др. Крайними формами политического идеализма являются многочисленные утопии - от «Государства» Платона до «Утопии» Т. Мора, «Города Солнца» Т. Кампанеллы, «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона, «На белом коне» А. Франса и др.

Предтечей политического идеализма можно считать Платона с его теорией идеального государства, руководимого философами. Подобно тому, как Н. Макиавелли и Т. Гоббс являлись отцами-основателями современного политического реализма, Г. Гроция, И. Канта и др. можно рассматривать как зачинателей современного политического идеализма.[4]

Политический идеализм основывается на идее о его доброй природе. Все идеальные проекты и модели пронизаны духом оптимизма и идеей совершенства человека. По мнению приверженцев политического идеализма, в большинстве бед человека виноват не он сам, а социальные условия и наилучшим путем их преодоления является исправление недостатков и совершенствование общества.

Проекты создания неких международных институтов для трансформации отношений между государствами восходят к далекому прошлому. В средние века француз отец Дюбуа замышлял создание «Совета христианских суверенов», призванного предотвращать войны и разрешать споры между государствами с помощью арбитража, признавая при этом римского папу в качестве последнего арбитра.

В XVII и XVIII вв. выдвигались проекты создания авторитетных органов, которые решали бы споры между государствами мирными средствами. Среди этих проектов можно назвать следующие:

  1. «Великий план» Силли, целью которого было провозглашено сохранение мира на европейском континенте.
  2. Предложенный У. Пенном проект Европейского сейма, который собирал бы вместе представителей европейских государств с целью устранять противоречия между государствами, не поддававшиеся разрешению дипломатическими средствами.
  3. Проект установления в Европе вечного мира (1713 г.) де Сент-Пьера.
  4. Идеи Ж.-Ж. Руссо, обосновывавшего создание некоей организации народов Европы, основанной на фундаментальных принципах международного права.

Наибольшую популярность получил «Проект вечного мира» И. Канта, в котором вечный мир между народами рассматривался как одна из важнейших целей истории, достигаемых в процессе поступательного движения человечества от грабежа к торговле, от насилия к договорным отношениям, от захватнических войн к мирному порядку. Кант утверждал, что создание правового государства приведет к «вечному миру» между европейскими народами, что все государства, установив у себя республиканскую форму правления, откажутся от притязаний на чужие территории, будь-то путем завоевания, наследования и др.

В русле этой традиции А. К. Сен-Симон в работе «О перестройке европейского общества», опубликованной совместно со своим учеником О. Тьерри в 1813 г., выдвинул идею создания общеевропейского наднационального государства.

Политический идеализм, как правило, принимает форму индивидуализма, гуманизма, либерализма, анархизма, интернационализма. Важное место в нем занимает социалистический или коммунистический проект с его идеалами, с одной стороны, бесклассового, справедливого и совершенного во всех аспектах общества, а с другой - международного мира и гармонии между трудящимися всех стран. [5]

Одним из воплощений политического идеализма является пацифизм. Сам термин «пацифизм» вошел в политический лексикон во второй половине XIX в., хотя феномен, обозначаемый им, возник значительно раньше. В 1927 г. германский философ М. Шелер выделил восемь разновидностей пацифизма: героический, индивидуальный, христианский, юридический, полупацифизм коммунистов и марксистских социалистов, империалистический пацифизм универсального государства, космополитический, классовый и культурный интернационал. Все эти разновидности объединяет убеждение в возможности и неизбежности постепенного единения мира и возникновения единой всемирной наднациональной и надгосударственной организации, основанной на международном праве и призванной ликвидировать источники и причины международных конфликтов, отменить силовую политику, установить мирные и гармонические отношения между народами.

Информация о работе Политический идеализм