Политический идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: понять, что представляет собой концепция политического идеализма в системе международных отношений и как проявляется и используется политический идеализм в разрешение конфликтов между государствами.

Файлы: 1 файл

Современные МО. Политический идеализм.docx

— 75.45 Кб (Скачать файл)

 

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир.

Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе.[5]

По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

  1. Будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств.
  2. Станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели.
  3. Обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

14 февраля 1919 года был  опубликован устав Лиги (англо-американский  проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Страна-участник

Год принятия и/или год заявления о выходе

Австралия

Страна-учредитель (1920)

Австрия

Принята в 1920, аннексирована Германией в 1938

Албания

Принята в 1920, аннексирована Италией в 1939

Аргентина

Страна-учредитель (1920)

Афганистан

Принят в 1934

Бельгия

Страна-учредитель (1920)

Болгария

Принята в 1920

Боливия

Страна-учредитель (1920)

Бразилия

Вышла в 1926

Венгрия 

Принята в 1922, вышла в 1939

Венесуэла

Страна-учредитель (1920), вышла в 1938

Гаити

Страна-учредитель (1920), вышла в 1942

Гватемала

Страна-учредитель (1920), вышла в 1936

Германия

Принята в 1926, вышла в 1933

Гондурас

Страна-учредитель (1920), вышел в 1936

Греция

Страна-учредитель (1920)

Дания

Страна-учредитель (1920)

Доминиканская Республика

Принята в 1924

Египет

Принят в 1937

Индия

Страна-учредитель (1920)

Ирак

Принят в 1932

Ирландия

Принята в 1923

Испания

Страна-учредитель (1920), вышла в 1939

Италия

Страна-учредитель (1920), вышла в 1937

Канада

Страна-учредитель (1920)

Китай

Страна-учредитель (1920)

Колумбия

Страна-учредитель (1920)

Коста-Рика

Принята в 1920, вышла в 1925

Куба

Страна-учредитель (1920)

Латвия

Принята в 1921

Либерия

Страна-учредитель (1920)

Литва

Принята в 1921

Люксембург

Принят в 1920

Мексика

Принята в 1931

Нидерланды

Страна-учредитель (1920)

Никарагуа

Страна-учредитель (1920), вышла в 1936

Новая Зеландия

Страна-учредитель (1920)

Норвегия

Страна-учредитель (1920)

Панама

Страна-учредитель (1920)

Парагвай

Страна-учредитель (1920), вышел в 1935

Персия (Иран)

Страна-учредитель (1920)

Перу

Страна-учредитель (1920), вышла в 1939

Польша

Страна-учредитель (1920)

Португалия

Страна-учредитель (1920)

Румыния

Страна-учредитель (1920), вышла в 1940

Сальвадор

Страна-учредитель (1920), вышел в 1937

Сиам (Таиланд)

Страна-учредитель (1920)

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Страна-учредитель (1920)

Союз Советских Социалистических Республик

Принят в 1934, исключен в 1939

Турция

Принята в 1932

Уругвай

Страна-учредитель (1920)

Финляндия

Принята в 1920

Франция

Страна-учредитель (1920)

Чехословакия

Страна-учредитель (1920)

Чили

Страна-учредитель (1920), вышла в 1938

Швейцария

Страна-учредитель (1920)

Швеция

Страна-учредитель (1920)

Эквадор

Принят в 1934

Эстония

Принята в 1921

Эфиопия

Принята в 1923

Югославия

Страна-учредитель (1920)

Южно-Африканский Союз

Страна-учредитель (1920)

Япония

Страна-учредитель (1920), вышла в 1933


 

 Главные задачи Лиги Наций

  1. Построение мира через сотрудничество.
  2. Гарантия мира через коллективную безопасность.

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

  1. предоставления гарантий странам членам:
  2. Коллективные действия в случае нарушения устава и войны.
  3. Сохранение независимости и территориальной целостности держав.
  4. Если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.
  5. Стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений.

Нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

  1. Ведения полной экономической и политической изоляции.
  2. Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру.

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии а Эфиопии. Неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

  1. Санкции не имели всеохватывающего характера
  2. Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН.
  3. ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР
  4. Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.[7]

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.[8]

Тем не менее много важных положений Устава не были воплощены в жизни вследствие позиции главных участников организации, прежде всего Англии и Франции, интересы которых во многом не совпадали. Предусмотренные санкции ослаблялись также возможностью такой интерпретации Устава, которая давала возможность каждому члену самостоятельно решать вопросы об участии в общих действиях организации. А реалии свидетельствовали о том, что среди членов Лиги не властвовало убеждения, что любая война, где бы она не началась, была для них угрозой. Слабость Лиги как инструмента поддержания мира предопределялась уже самим Уставом организации. Решения и Ассамблеи, и Совета принимались по принципу единогласия. Исключением являлось лишь голосование по процедурным вопросам и о принятии в члены Лиги, когда решения принимались двумя третями, то есть квалифицированным большинством. Учитывая наличие острых разногласий между членами Лиги, понятными становятся преграды на пути к принятию организацией срочных, неотложных решений из политических, военных и других важных вопросов. Важным недостатком Устава являлось и то, что обязательную силу имели лишь решение Ассамблеи и Совета по административным вопросам, которые касались самой Лиги. Даже санкции фактически были добровольными, поскольку решения имели характер рекомендаций.

Но было бы ошибкой перечеркнуть всю историю Лиги, свести ее деятельность лишь к недостаткам. Были в ее работе и достижения. Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить.[6]

К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамериканская конвенция о международных договорах 1928 г., состоявшая всего из 21 статьи. [4]

Информация о работе Политический идеализм