Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:06, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Введение 2
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов. 3
1.1Политический режим: понятие. 3-6
1.2. Соотношение политического и государственного режимов. 6-10
Глава II. Классификация политических режимов. 10-11
2.1. Демократический политический режим. 12-15
2.2. Авторитарный политический режим. 15-21
2.3. Тоталитарный политический режим. 21-23
Глава III. Политический режим в современной России. 24
Заключение 25
Список использованной литературы. 26-27
Оглавление
Введение 2
Глава I. Политический
режим: понятие. Соотношение политического
и государственного режимов.
1.1Политический режим: понятие.
1.2. Соотношение политического и государственного режимов. 6-10
Глава II. Классификация политических режимов. 10-11
2.1. Демократический политический режим.
2.2. Авторитарный политический
2.3. Тоталитарный политический
Глава III. Политический режим в современной России. 24
Заключение
Список использованной литературы. 26-27
Введение.
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Политический режим является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исход из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создаёт определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.
Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политики государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием. В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).
Цель работы: определение политического режима и его видов и форм.
Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов.
1.1 Политический режим: понятие.
Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». «Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».1
Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима».2
В.С.Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.
Понимая так форму государства, В.С. Петров дает определение её трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом. Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающийся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».
См.: Исаев Б.А.,Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России. М.: Знание, 2009. С. 46
2 См.: Ирхин Ю.В. «Политология». М.: Знание, 2007. С. 295.
3 См.: Шалак А.В. «Политология». М.: Юнити, 2008. С. 179.
«Под формой государства
понимается в широком смысле образ правления
и государственное устройство, а в узком
смысле – только форма правления»4.
И наконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность – тиранию».
4 См.: Корельский В.М. «Теория государства и права» М.: Знание, 2010. С. 238.
5 См.: Лаврененко В.Н. «Политология». М.: Спарк, 2009. С. 544.
Тирания – самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие.
Античный философ Аристотель – ученик Платона,
имел свои взгляды. Он делил государства
«по двум критериям: по числу правящих
лиц (один, немногие, большинство) и по
целям (правильные государства, где власть
преследует цели общего блага граждан,
и неправильные – личные выгоды)»6.
Однако наиболее важны из них следующие:
6 См.: Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Бек, 2010. С. 315.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
1.2. Соотношение
политического и
Рассматривая соотношение государственного режима и политического режима, важно отметить, что основным критерием, по которому следует производить сопоставление данных явлений, следует считать сферу их действия в рамках политической системы общества.
Анализируя проблемы дефиниции «политический режим», необходимо указать на то, что данное явление проявляется как совокупность методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти.7
Государственный же режим, в свою очередь, представляется в виде совокупности методов, средств и способов осуществления государственной власти. Таким образом, очевидно, что центральное различие нужно искать в рамках разделения политической и государственной власти.
Под государственной властью понимают «важнейший атрибут государства, наделение его органов властными функциями по управлению страной».8
При этом особо отмечается, что «государственная власть – это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения.9
7 См.: Червонюк В.И «Теория государства и права». М.: Феникс, 2009. С. 448.
8См.: Марченко М.Н «Теория государства и права. М.: Бек, 2010. С. 320
9 См.: Энтин Л.М «Разделение властей». М.: Инфра-М, 2009. С. 365.
Государственная власть в широкой трактовке этого понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства».
Политическая же власть должна рассматриваться гораздо шире и включать в себя кроме государственной и иные формы власти, позволяющие осуществлять управление обществом.
В составе политического режима можно выделить следующие элементы:
Структура государственного режима ограничена по сравнению с политическим режимом и включает лишь элементы, характеризующие реализацию функций государства.10
10 См.: Шалак А.В. «Правовые формальности. М.: Феникс, 2010. С. 245.
К ним можно отнести: методы, средства и способы осуществления государственной власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты» осуществления непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в отношении конкретного государства; наконец, методы, средства и способы управления, осуществляемого иными субъектами в порядке делегирования государственных полномочий.11
Совпадение объемов
политического и
Наличие институтов местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления.
Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии (редким исключением является тоталитарный режим, допускающий существование кроме правящей партии и партий сателлитов) и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом значительно снижают сферу негосударственной политической деятельности, однако не исключают возможности осуществления таковой в различных, зачастую экстраординарных формах.
Таким образом, говорить о тождестве политического режима и государственного режима, неверно.
11 См.: Якимов Ю..А. «Форма государства» М.: Феникс, 2010. С. 365.
Данные явления различны по своему функциональному назначению, по формам внешнего выражения в рамках конкретных политических процессов, наконец, по объему включенных в них элементов. Совпадение объемов политического и государственного режима в современных государствах практически не встречается. Наличие институтов местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления. Наибольшее приближение к слиянию двух этих режимов существует в тоталитарных государствах с жесткой системой подчинения в рамках государственного аппарата. Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом снижают сферу негосударственной политической деятельности.