Политический режим: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов. 3
1.1Политический режим: понятие. 3-6
1.2. Соотношение политического и государственного режимов. 6-10
Глава II. Классификация политических режимов. 10-11
2.1. Демократический политический режим. 12-15
2.2. Авторитарный политический режим. 15-21
2.3. Тоталитарный политический режим. 21-23
Глава III. Политический режим в современной России. 24
Заключение 25
Список использованной литературы. 26-27

Файлы: 1 файл

курсач тгп.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического  и государственного режимов.                                                                              3

1.1Политический режим: понятие.                                                                            3-6

1.2. Соотношение политического и  государственного режимов.                    6-10

Глава II. Классификация политических режимов.                                           10-11

2.1. Демократический политический режим.                                                12-15

2.2. Авторитарный политический режим.                                                   15-21

2.3. Тоталитарный политический режим.                                                   21-23

 

Глава III. Политический режим в современной России.                          24

 

Заключение                                                                                                         25

 

Список использованной литературы.                                                        26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

     Политический режим является ключевым для формирования представления об основных системах власти. Именно исход из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создаёт определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.

      Политический режим является одной из трех форм государства и является одним из главных понятий во внешней и внутренней политики государства. Он связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием. В моей курсовой работе будет раскрыта суть понятия «политический режим», обозначены его формы и виды (типы).

 

Цель работы: определение политического режима и его видов и форм.

 

Задача работы: разобрать понятие политического режима и охарактеризовать его основные виды.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов.

 

1.1 Политический  режим: понятие.

Термин «политический режим» появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». «Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».1

   Некоторые авторы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима».2                             

 В.С.Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

  Понимая так форму государства, В.С. Петров дает определение её трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом. Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающийся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».


 См.: Исаев  Б.А.,Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России.  М.: Знание, 2009. С. 46

2 См.: Ирхин Ю.В. «Политология». М.: Знание, 2007. С. 295.

3 См.: Шалак А.В.  «Политология». М.: Юнити, 2008. С. 179.

 

 

«Под формой государства  понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления»4.                        По определению Юридического Словаря политическим режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти. Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».                                                                                                               Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», её форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму».5 По учению Платона, появление частной собственности ведёт к тимократии, т.е. к господству сильных воинов.                                                                                                              Тимократия представляет собой крито-спартанский тип государства. Этот тип государства, может постепенно, превратиться в олигархию. Олигархия, основанная на имущественном цензе и власти богатых, со временем может превратиться в демократию. Да, именно демократию Платон считал одной из «испорченных» форм государства.

    И наконец, «демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность – тиранию».

 


4 См.: Корельский В.М. «Теория государства и права» М.: Знание, 2010. С. 238.

5 См.: Лаврененко В.Н.  «Политология». М.: Спарк, 2009. С. 544.

 

 

Тирания – самая худшая форма государства, при которой  безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие.

 

Античный философ Аристотель – ученик Платона, имел свои взгляды. Он делил государства «по двум критериям: по числу правящих лиц (один, немногие, большинство) и по целям (правильные государства, где власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные – личные выгоды)»6.                                                                                                 В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от  друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.                                                                         

 

 

Однако наиболее важны из них следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти;
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
  • степень гарантированности прав и свобод граждан;
  • роль права в жизни общества и решении государственных дел;
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

 

 

 


6 См.: Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Бек, 2010. С. 315.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как  в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

 

1.2. Соотношение  политического и государственного  режимов. 

 

Рассматривая соотношение  государственного режима и политического  режима, важно отметить, что основным критерием, по которому следует производить сопоставление данных явлений, следует считать сферу их действия в рамках политической системы общества.

    Анализируя проблемы дефиниции «политический режим», необходимо указать на то, что данное явление проявляется как совокупность методов, способов, средств и иных механизмов осуществления политической власти.7    

    Государственный же режим, в свою очередь, представляется в виде совокупности методов, средств и способов осуществления государственной власти. Таким образом, очевидно, что центральное различие нужно искать в рамках разделения политической и государственной власти.

Под государственной  властью понимают «важнейший атрибут  государства, наделение его органов  властными функциями по управлению страной».8

 При этом особо отмечается, что «государственная власть – это высшая власть в обществе; общеобязательность ее решений основана не только на легитимности и авторитете, но и на присущей только ей возможности использования государственного принуждения.9


7 См.: Червонюк  В.И «Теория государства и права». М.: Феникс, 2009. С. 448.

8См.: Марченко М.Н «Теория государства и права. М.: Бек, 2010. С. 320

9 См.: Энтин Л.М «Разделение властей». М.: Инфра-М, 2009. С. 365.

 Государственная власть  в широкой трактовке этого  понятия осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства».

Политическая же власть должна рассматриваться гораздо  шире и включать в себя кроме государственной  и иные формы власти, позволяющие  осуществлять управление обществом.

 

В составе политического режима можно выделить следующие элементы:

 

  • Совокупность методов, средств, способов управления, использующихся органами государства и их должностными лицами для осуществления государственной власти. Сравнение количества политических решений, принимаемых государством и иными субъектами политической системы, приводит  к выводу о приоритете государства как субъекта политической системы;
  • Методы, средства и способы непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти;
  • Совокупность методов, средств и способов воздействия, использующихся международным сообществом (зарубежными государствами, международными правительственными организациями) в отношении конкретного государства, общества.
  • Совокупность методов, средств, способов управления, использующихся в политически автономных социальных общностях (нация, народ, племя и т. д.) для осуществления политической власти.
  • Совокупность методов, средств и способов осуществления политической власти на территориях с негосударственным статусом. Несмотря на то, что в современном мире государство является одним из важнейших атрибутов цивилизации, важно указать на факт существования территорий, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств. К таким территориям можно отнести Западную Сахару, Нейтральную зону между Ираком и Саудовской Аравией. Несмотря на то, что на данных территориях отсутствует система органов государственной власти и не может осуществляться государственное управление, имеет место функционирование управленческих структур, осуществляющих негосударственную политическую власть.

 

  • Совокупность методов, средств и способов воздействия, при помощи которых некоторые негосударственные политические организации осуществляют политическое управление обществом.
  • Совокупность методов, средств и способов осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, представляет собой, на наш взгляд, одну из форм осуществления негосударственной (политической) власти.

 

 

Структура государственного режима ограничена по сравнению с  политическим режимом и включает лишь элементы, характеризующие реализацию функций государства.10

 

 

 

 

 

 

 


10 См.: Шалак  А.В. «Правовые формальности. М.: Феникс, 2010. С. 245.

К ним можно отнести: методы, средства и способы осуществления  государственной власти органами государства и их должностными лицам; «инструменты» осуществления непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти; методы, использующиеся международным сообществом в отношении конкретного государства; наконец, методы, средства и способы управления, осуществляемого иными субъектами в порядке делегирования государственных полномочий.11

Совпадение объемов  политического и государственного режима в современных государствах практически не встречается

 

 Наличие институтов  местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления.

 

Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии (редким исключением является тоталитарный режим, допускающий существование кроме правящей партии и партий сателлитов) и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом значительно снижают сферу негосударственной политической деятельности, однако не исключают возможности осуществления таковой в различных, зачастую экстраординарных формах.

 

Таким образом, говорить о тождестве политического режима и  государственного режима, неверно.

 


11 См.: Якимов Ю..А. «Форма государства»  М.: Феникс, 2010. С. 365.

 

Данные явления различны по своему функциональному назначению, по формам внешнего выражения в рамках конкретных политических процессов, наконец, по объему включенных в них элементов. Совпадение объемов политического и государственного режима в современных государствах практически не встречается. Наличие институтов местного самоуправления, прямой демократии, элементов политической сферы гражданского общества позволяет говорить о несовпадении методов, используемых в рамках государственного и политического управления. Наибольшее приближение к слиянию двух этих режимов существует в тоталитарных государствах с жесткой системой подчинения в рамках государственного аппарата. Наличие монополии на политическую деятельность единственной правящей партии и фактическое срастание этой партии с государственным аппаратом снижают сферу негосударственной политической деятельности.

Информация о работе Политический режим: понятие и виды