Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:06, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Введение 2
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов. 3
1.1Политический режим: понятие. 3-6
1.2. Соотношение политического и государственного режимов. 6-10
Глава II. Классификация политических режимов. 10-11
2.1. Демократический политический режим. 12-15
2.2. Авторитарный политический режим. 15-21
2.3. Тоталитарный политический режим. 21-23
Глава III. Политический режим в современной России. 24
Заключение 25
Список использованной литературы. 26-27
В связи с этим отождествление политического и государственного режима невозможно даже при условии функционирования тоталитарного политического режима
Глава II. Классификация политических режимов.
Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права. Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. «Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы».12 В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие три:
- демократический,
- авторитарный,
- тоталитарный,
Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.13 Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим.
12 См.: Махав Р.Т. «Теория государства и права». М.: Приор, 2008. С. 329.
13 См.: Перевалов В.Д. «Политология.» М.: Норма, 2009. С. 392.
Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.
2.1. Демократический политический режим.
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.14 Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально- экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни.
14 См.: Нерсесянц В.С «Общая теория государства и права». М.: Норма, 2009. С. 432.
При демократии существует
институциональный и
Интеграционные процессы
способствуют развитию государственности
и свободы личности».
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами.
Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано.15 Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.
15 См.: Энтин Л.М. «Разделение властей :опыт современных государств. М.: Инфра-м, 2010. С. 367.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.
Кроме того, демократический режим, в устройстве государств, становится наибо
лее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством
современное состояние цивилизации с
его глобальными проблемами, противоречиями,
возможными кризисами.
«Государство не только
провозглашает, но и фактически обеспечивает,
гарантирует
Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:
16 См.: Червонюк В.И. «Политический режим как метод осуществления государственной власти. М.: Знание, 2010. С. 24-28.
2.2. Авторитарный политический режим.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. «Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов.
17 См.: Якимов Ю.А. «Форма государства». М.: Эксмо, 2012. С. 224
В зависимости от сочетания
методов правления может
Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
18 См.: Червонюк В.И., Гойман-Калинский «Государство и право». 2009. № 5. С. 28.
19 См.: Махав Р.Т. Теория государства и права. М.: Приор, 2010. С. 329.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.21 В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)
20 См.: Малько А.В. Теория государства и права. М.: Знание, 2012. С. 103.
21 См.: Федосеев А.А. Философия права. М.: Юнити, 2011. С. 451.
Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.
Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.22
Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.
Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Авторитарные политические системы очень разнообразны.
Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами.
22 См.: Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. 2000. № 8. С. 87-95.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.23
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.24
Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом.
Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны.
К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.