Политический режим: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Политический режим: понятие. Соотношение политического и государственного режимов. 3
1.1Политический режим: понятие. 3-6
1.2. Соотношение политического и государственного режимов. 6-10
Глава II. Классификация политических режимов. 10-11
2.1. Демократический политический режим. 12-15
2.2. Авторитарный политический режим. 15-21
2.3. Тоталитарный политический режим. 21-23
Глава III. Политический режим в современной России. 24
Заключение 25
Список использованной литературы. 26-27

Файлы: 1 файл

курсач тгп.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим отождествление политического и государственного режима невозможно даже при условии функционирования тоталитарного политического режима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Классификация политических режимов.

 

   Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права. Политических режимов очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. «Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы».12 В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из политических режимов следующие три:

 

- демократический,

- авторитарный,

- тоталитарный,

 

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.13 Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим.

 

 

 

 


12 См.: Махав Р.Т.  «Теория государства и права». М.: Приор, 2008. С. 329.

13 См.: Перевалов В.Д.  «Политология.» М.: Норма, 2009. С. 392.

Тоталитаризм явление  особенное и важное, а поэтому  и рассматривать его  необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той  или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

 

2.1. Демократический политический  режим.

 

Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства  и свободы всех людей, участии  народа в управлении государством.14 Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально- экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни.

 

 

 

 


14 См.: Нерсесянц В.С «Общая теория государства и права». М.: Норма, 2009. С. 432.

При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

  

Интеграционные процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности».                                                                  

 

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами.

   Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано.15 Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

 


15 См.: Энтин Л.М.  «Разделение властей :опыт современных государств. М.: Инфра-м, 2010. С. 367.

 

Следует также иметь  в виду, что демократический режим  появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает  высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

 

 

Кроме того, демократический  режим, в устройстве государств, становится наибо

лее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.                                                                                                                         

 

«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические  права и свободы, равный статус различных  форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.»16

 

Таким образом, можно заключить, что демократический  режим обладает следующими чертами:

 

  • Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.


16 См.: Червонюк В.И.  «Политический режим как метод осуществления государственной власти. М.: Знание, 2010. С. 24-28.

 

  • Источником власти в государстве является народ.

 

  • Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти).17

 

  • Демократический режим характеризуется правом народа влиять на  выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях).

 

  • Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами.

 

  • Демократия – это не просто многообразие взглядов и мнений, это – система правления. По моему мнению, одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

 

2.2. Авторитарный  политический режим. 

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. «Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов.

 

 

 


17 См.: Якимов Ю.А.  «Форма государства». М.: Эксмо, 2012. С. 224

 

В зависимости от  сочетания  методов правления может варьироваться  от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры.18

 

Крайняя форма авторитаризма  – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

 

С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

 

 

В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

 

  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.) Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.                                 «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над её деятельностью».19

 

 


18 См.: Червонюк В.И., Гойман-Калинский «Государство и право». 2009.  № 5. С. 28.

19 См.: Махав Р.Т.  Теория государства и права. М.: Приор, 2010. С. 329.

  1. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

 

  1.  При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.20 Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику.

 

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

 

 

При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.21 В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

 

 

 


20 См.: Малько А.В.  Теория государства и права. М.: Знание, 2012. С. 103.

21 См.: Федосеев А.А. Философия права. М.: Юнити, 2011. С. 451.

Личность в авторитарном государстве фактически не может  пользоваться конституционными правами  и свободами, даже если они и провозглашаются  формально, так как отсутствует  механизм их реализации, гарантии. Она  лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.    

     Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего - либерально-демократический режим.22

 

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.

 

Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции  людей на кризисную ситуацию, в  стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Авторитарные политические системы очень разнообразны.

 

Это монархии, деспотические  диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления  и др.

Авторитарные правительства  могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными средствами.

 

 

 


22 См.: Данукин В.П. Право: история, теория, практика// Гос-во и право. 2000.  № 8. С. 87-95.

 

В последние десятилетия  авторитарные политические системы  очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.23

     Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.24

Он вполне совместим  с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом.

Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так  и сильные стороны.

 

К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

Информация о работе Политический режим: понятие и виды