Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и охарактеризовать основные виды политических режимов современного мира.
Задачи, которые необходимо решить:
- исследовать и систематизировать методическую и учебную литературу по данной теме;
- раскрыть понятие, сущность и специфику классификаций политических режимов;
- охарактеризовать основные современные политические режимы.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика политического режима……………………………………….5
1.1 Понятие и сущность политического режима………………………………………..5
1.2 Классификация политических режимов современности…………………………...8
2 Характеристика основных видов политического режима…………………………..13
2.1 Сходства и различия либерального и демократического режима………………..13
2.2 Особенности тоталитаризма и авторитаризма……………………………………..17
2.3 Другие политические режимы………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………………...29
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32
Приложение В……………………………………………………………………………33
Сущность режима определяется тем, что для государства является приоритетом - права государства или права личности, в какой мере государство признает, гарантирует права людей или нарушает их.
Р. Даль предлагает типологизацию политических режимов на основе двух признаков: степени реализации гарантий, или значительными размерами допустимой оппозиции (т.е. политической конкуренции), и пропорции населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним - правом участия в политической конкуренции6.
В том случае, если степень политической конкуренции высокая, но степень участия низкая, возникает политический режим конкурентной олигархии. Если же и степень политической конкуренции, и степень политического участия значительно ограничены, то формируется режим закрытой гегемонии. Признаками гегемонии с большим числом граждан, имеющих право участия в выборах и управлении, являются: низкая степень политической конкуренции и значительная доля граждан, обладающих правом политического участия.
Г. Алмонд и Г. Пауэлл предлагают типологизацию режимов на основе традиционной дихотомии (Приложение А)7.
На горизонтальной оси типологии отмечается субсистемная автономность (самостоятельность подсистем), на вертикальной - степень структурной дифференциации (дифференциация ролей, т. е. «процесс, в котором роли меняются и становятся более специализированными и самостоятельными или путем которого вводятся новые типы ролей и появляются или создаются новые структуры и подсистемы»). Каждый критерий имеет три соответствующих измерения. Как видим, с их помощью можно измерить развитие политической системы.
Согласно Алмонду и Пауэллу, примером радикального тоталитаризма можно считать Советский Союз, консервативного тоталитаризма - нацистскую Германию, консервативного авторитаризма - франкистскую Испанию, модернизирующегося авторитаризма - Бразилию, высокоавтономной демократии - Великобританию, демократии с ограниченной субсистемной автономией - Третью или Четвертую республику во Франции, послевоенную Италию, демократии с низкой автономией - Мексику, предмобилизованного авторитаризма - Гану, предмобилизованной демократии - Нигерию (до 1966 г.), бюрократической империи - империю инков или тюдоровскую Англию, феодальной системы - Францию XII в., примитивного общества - общества эскимосов, бедуинов8.
Ж. Блондель предлагает для типологизации политических режимов три переменные: степень допустимости оппозиции и конкурентной борьбы в обществе (открытые и закрытые режимы); монолитность или дифференцированность элиты; степень допустимости участия масс в политике (включающие и исключающие режимы).
«Пересечение» этих трех переменных позволяет выделить шесть основных типов режимов (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Типология политических режимов Ж. Блонделя
Режимы |
Закрытые с монолитной элитой |
Закрытые с дифференцированной элитой |
Открытые |
Исключающие |
Традиционный (империи, полисы, феодальные системы – совр. Бахрейн, Бруней, Катар, Оман, Сауд. Аравия, ОАЭ и др.) |
Авторитарно-бюрократический (режим Пиночета в Чили) |
Конкурирующая олигархия (Великобритания с 1688 по 1832г., некоторые страны Латинской Америки) |
Включающие |
Эгалитарно-авторитарный (коммунистические страны) |
Авторитарно-неэгалитарный (фашистские режимы в Италии, Германии) |
Либеральная демократия (совр. страны Западной Европы, США, Канада, Австралия) |
Ч. Эндрейн предлагает две типологизации политических режимов - первая основывается на двух переменных - ценностях и структурах политических систем, вторая - на ценностях и моделях поведения в политических системах (Приложение Б)9.
Российский политолог В. Гельман строит свою типологизацию политических режимов на двух переменных: наличии или отсутствии электоральной конкуренции (модифицированный критерий Р. Даля) и преобладающем типе институтов – формальном (тоталитаризм, либеральная демократия) или неформальном (авторитарные и посткоммунистические режимы).
В современной политологии при определении политического режима конкурируют два основных подхода:
1) Институциональный, акцентирующий формальные нормы и правила отправления власти институтами государства;
2) Социологический, опирающийся на анализ средств и способов осуществления реальной публичной власти.
Как показал исторический опыт, более адекватным способом отражения сущности и содержания политического режима оказался социологический подход, ибо он позволяет рассматривать в качестве субъектов власти не только правительства или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие официальным статусом группировки, которые также реально влияют на принятие политических решений10.
В настоящее время, общепринятой
является типология политических режимов
с учетом особенностей взаимодействия
государства и гражданского общества,
степени проникновения
Наиболее распространенная классификация политических режимов строится на характере взаимоотношений властей и подданных. Выделяют три основных формы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Основанием для такой классификации является положение личности в обществе, характер ее взаимоотношений с государством, тип отношений власти с оппозицией, способы разрешения политических конфликтов.
Однако следует помнить,
что любая классификация
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
2.1 Сходства и различия
либерального и
Демократический и либеральный (либерально-демократический) режимы - две разновидности общедемократического пути реализации государственной власти, антиподом которого выступает недемократический или антидемократический путь в двух его основных разновидностях - авторитарного и тоталитарного режимов.
В большинстве учебников по теории государства и права, обычно, выделяется лишь три вида государственных или политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные. В других специально выделяется дополнительно и либеральный режим, что представляется более правильным и последовательным.
Если ограничиться лишь самым общим подразделением указанных режимов, то их, как уже говорилось, можно подразделять просто на демократические и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и тоталитарные, выражающие различную степень их недемократичности, то, оставаясь последовательными, необходимо и демократический тип государственной власти подразделить по степени демократичности – на демократический и либеральный, или либерально-демократический.
Вполне естественно, что
собственно, последовательно
Демократический государственно-политический
режим характеризуется
Как показывает исторический и современный опыт, наиболее адекватной почвой для утверждения таких режимов служат социально ориентированная экономика, достижение сравнительно высокого общего жизненного уровня населения, гражданское общество, реализация принципов социальной справедливости и социального согласия и др.
Не случайно, что подобные режимы прочно утвердились и успешно функционируют сегодня в индустриально развитых странах, в то время, как даже в тех развивающихся странах, которые избрали в целом демократический путь развития, применение принципов, форм и методов демократии оказывается объективно ограниченным низким уровнем экономического развития, нищетой основной массы населения, острыми социальными конфликтами, чрезвычайно низкой общей и особенно политико-правовой культурой граждан. Это, конечно, не значит, что среди развивающихся стран нет и не может быть стран с демократическим режимом. Но даже тогда, когда это имеет место, речь может идти реально чаще всего о либеральной, либерально-демократической разновидности такого режима и лишь в отдельных случаях о становлении собственно демократического режима. И в большинстве постсоциалистических стран происходит сегодня именно процесс становления подлинно и последовательно демократических государственно-политических режимов.
Говоря обобщенно, для демократического
государственно-политического
- признание и гарантированное осуществление народовластия, суверенитета народа в качестве фундаментальной основы всей государственной и политической системы страны;
- законодательное закрепление и гарантированное осуществление основных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие подлинную и высокую свободу, автономность и активную самодеятельность граждан;
- связанность государственной власти правом и законом, подчиненность им ее органов, т. е. правовой характер этой власти;
- разделение и равенство ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, использование системы разнообразных сдержек и противовесов в процессе их взаимодействия. Эти ветви власти одновременно независимы друг от друга и взаимосвязаны;
- политический плюрализм и многопартийность, органично связанные и с необходимостью обеспечения идеологической свободы и идеологического многообразия, включая свободу агитации и пропаганды, гласность, независимость средств массовой информации и т.д.;
- широкое реальное участие граждан в осуществлении государственной власти, т. е. применение принципа партиципации как способа реализации обратной связи государства с населением;
- децентрализация государственной власти и развитие местного самоуправления, позволяющие обеспечить вертикальное разделение власти и предотвратить монополизацию этой власти вверху в ущерб среднему и низшему звену государственной системы;
- крайне узкое, строго ограниченное законом применение насильственных способов и методов осуществления государственной власти13.
Либеральный, или либерально-
С одной стороны, такой режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные и субъективные условия соответствующих стран существенно ограничивают возможности использования демократических средств и методов государственно-политического правления. Это обусловливает то, что либеральный государственно-политический режим должен быть отнесен к демократическому типу государственного властвования и в то же время выделен в его рамках в особый вид демократических режимов, отличный от собственно демократических или развитых демократических режимов14.
Либеральный государственно-политический режим - одного из важнейших и распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в особое, самостоятельное направление в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.).
Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демократические формы социально-политической жизни.
Для либерализма характеры: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм и космополитизм; отстаивание неотчуждаемых прав, свобод и ответственности граждан, прежде всего, прав на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью; поддержка принципов народовластия, конституционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка; понимание государства как органа, основанного на договоре и консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных прав человека, не вмешивающегося в его частную жизнь, поддерживающего принципы рыночной экономики, свободы предпринимательства и конкуренции при минимальном вмешательстве государства в экономику.
Информация о работе Политический режим: сущность и основные виды