Политический режим: сущность и основные виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и охарактеризовать основные виды политических режимов современного мира.
Задачи, которые необходимо решить:
- исследовать и систематизировать методическую и учебную литературу по данной теме;
- раскрыть понятие, сущность и специфику классификаций политических режимов;
- охарактеризовать основные современные политические режимы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика политического режима……………………………………….5
1.1 Понятие и сущность политического режима………………………………………..5
1.2 Классификация политических режимов современности…………………………...8
2 Характеристика основных видов политического режима…………………………..13
2.1 Сходства и различия либерального и демократического режима………………..13
2.2 Особенности тоталитаризма и авторитаризма……………………………………..17
2.3 Другие политические режимы………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….25
Глоссарий………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников…………………………………………………...29
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32
Приложение В……………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

ИТОГ.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Классический либерализм, получивший широкое распространение и серьезное  влияние во второй половине XIX - первой половине XX в., особенно в связи с  созданием и деятельностью либеральных партий и приходом многих из них к власти, претерпел сегодня значительную эволюцию и обновление. В частности, современный либерализм или неолиберализм отличается большим восприятием идей плюралистической демократии и многообразия форм собственности, расширения и усиления роли государства в общественной жизни, социального государства, социальной справедливости и др.

Если в прошлом, особенно в XIX в., либеральный режим был присущ индустриально развитым странам, переживавшим тогда процесс становления подлинной демократии, то в современном мире такие режимы особенно характерны для постколониальных и постсоциалистических стран, переходящих от антидемократических колониальных или тоталитарных режимов к развитому демократическому правлению (Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка и др.), серьезно продвинувшиеся по пути демократизации политической жизни, но пока еще далеко не достигшие уровня стран развитой демократии, а также в некоторых постсоциалистических странах Европы.

 

 

2.2 Особенности тоталитаризма и авторитаризма

 

«Тоталитаризм» происходит от латинского totalis - весь, полный, целый. Основные особенности тоталитарного режима представлены в Приложении В.

Тоталитарный режим  характеризуется тем, что вся  власть сосредоточена в руках  какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические  свободы и возможности возникновения  политической оппозиции, полностью  подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.

Термин «тоталитаризм» появился в двадцатые годы двадцатого века. Автором его был Б. Муссолини. Появление термина связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали «тотальной концепцией жизни». Противники фашизма взяли этот термин на вооружение, придав ему противоположное содержание. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые голы начали применять по отношению к СССР.

В каждой из стран, в которых  возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые  характерны для всех форм тоталитаризма  и отражают его сущность:

- высокая концепция власти, гипертрофия руководящего аппарата, его проникновение во все поры жизни общества. Власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения;

- для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер;

- идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.);

- тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Ведется постоянное прославление существующего строя, его достижений;

- монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Все силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти;

- существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, система насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей15.

Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом - запрещено все, кроме того, что приказано властью.

Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме  не столь тотально, нет строго организованного  контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить  неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым  введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное  самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм, как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т.д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие16:

- сосредоточение власти  в руках одного человека или  группы. Носителем власти может  быть харизматический лидер, монарх  или военная хунта. Как и  при тоталитаризме, общество отчуждено  от власти, отсутствует механизм  ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

- права и свободы  граждан ограничены главным образом  в политической сфере. Законы  преимущественно на стороне государства,  а не личности;

- в обществе доминирует  официальная идеология, но проявляется  терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

- политика монополизируется  властью. Деятельность политических  партий и оппозиции запрещена  или ограничена. Профсоюзы подконтрольны  власти;

- государственный контроль  не распространяется на неполитические сферы - экономику, культуру, религию, частную жизнь;

- обширный государственный  сектор жестко регламентируется  государством. Как правило, он  функционирует в рамках рыночной  экономики и вполне уживается  с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

- осуществляется цензура  над средствами массовой информации, которым разрешается критика  отдельных недостатков государственной  политики при сохранении лояльности  по отношению к системе;

- власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

- при положительных  результатах деятельности режим  может поддерживаться большинством  общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

- режиму свойственны  унитарные формы государства  с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств  ограничены.

 

 

2.3 Другие политические  режимы

 

Кроме четырех вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов.

Например, с древности  известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.

Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

Деспотический режим  встречался в основном в странах  Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной  Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде.

Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть17. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). Фашистский режим  представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего, своего народа.

Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах  общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск  внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная  экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические  круги крупного капитала, слияние  государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом.

При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан, часто, допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных.

Информация о работе Политический режим: сущность и основные виды