Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование политического режима, его разновидностей.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- исследовать понятие и сущность политического режима;
- рассмотреть характеристику политических режимов.
- исследовать проблемы демократических переходных процессов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность политического режима 5
1.1. Разновидности определений политического режима 5
1.2. Основные признаки политического режима 9
Глава 2. Характеристика политических режимов 14
2.1. Политическая стабильность и политическая оппозиция 14
2.2. Классификация политических режимов 20
Глава 3. Проблемы демократических переходных процессов 23
3.1. Вариативность результатов демократического перехода 23
3.2. Распад демократического режима и возвращение к авторитаризму 25
3.3. Проблема редемократизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

политический режим - курсовик 4.02.09 НКИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

В условиях демократических  систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по отношению к  оппозиции, она определяется в зависимости от степени ее лояльности власти. При этом активно используются технологии политического логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распростране­ние получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения «круглых столов». При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.

2.2. Классификация политических режимов

 

В соответствии с принципом  разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д.

 Общепринятой же  является типология политических  режимов с учетом особенностей  взаимодействия государства и  гражданского общества, степени  проникновения государственной  власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Используя указанную  типологию, мы неизбежно прибегаем  к теоретической идеализации. Всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений – авторитарности и демократизма.

Авторитарные тенденции  выражаются в стремлении государственных  институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур.

Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо “пропорции”, установленной некоторой теоретической схемой.

По сравнению с формой правления или государственного устройства политический режим способен “перемещаться” в рамках той или иной “обобщающей модели”, проявляясь в ее различных “модификациях”. 10

Так, например, во Франции  в период правления администрации  Ш. де Голля на фоне усиления президентской власти отчетливо проявлялось нарастание авторитарных тенденций, однако даже после подавления леворадикальных студенческих волнений, охвативших всю страну весной 1968 г., это не привело к установлению диктатуры личной власти или к ликвидации основных институтов демократических прав и свобод, в том числе и права на оппозиционную политическую деятельность.

Следовательно, предлагаемая типология содержит в себе элементы известного упрощения. Тем не менее, она дает возможность систематизировать  и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 180 режимами во всем мире.

Научный подход к анализу  любой разновидности политического  режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих  дать ее исчерпывающую характеристику. Будем считать, что достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

– социально-политические группы, интересы которых выражает данный режим;

– методы осуществления  политической власти, избираемые правящими  кругами;

– характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

– соблюдение принципа законности и защиты прав личности; 
– идеологическое оформление властных отношений.

 

Глава 3. Проблемы демократических переходных процессов

3.1. Вариативность результатов демократического перехода

Результатом переходов  от тоталитарно-авторитарного правления далеко не всегда оказывается демократическая консолидация и стабильное функционирование демократии. Процесс демократизации может вести также и к смешанного типа режимам, и даже к неоавторитарным формам правления. Такая вероятность не должна восприниматься как нонсенс на том основании, что демократический процесс зашел "слишком далеко". До тех пор, пока хрупко достигнутое в обществе социальное равновесие, пока экономические реформы не дали реально ощутимых результатов, а значительная часть населения еще не сделала своего выбора в пользу демократии, всегда найдутся силы, желающие возврата к ancient regime и готовые воспользоваться ошибками реформаторов. Демократизация таит в себе немало сюрпризов и может быть прервана гораздо быстрее, чем иногда представляют себе ее сторонники.

Различные состояния  режима могут сменять друг друга  в зависимости от самых разных факторов. Режим, находившийся на пути к консолидации, может внезапно лишиться тех достижений, которые многими  воспринимались как необратимые. Демократический в своей основе режим может смениться смешанным, а смешанный — неоавторитарным или даже тоталитарным.

Ниже мы рассмотрим возможные  результаты демократических переходов, следуя классификации Т. Карл и Ф. Шмиттера. С точки зрения исследователей, говоря о результатах, следует рассматривать следующие четыре варианта — консолидированная демократия, неконсолидированная демократия, смешанный режим и возвращение к авторитарному правлению.

Консолидированная демократия

Согласно Т. Карл и  Ф. Шмиттеру, условиями установления консолидированной демократии являются: 1) установление контроля за принятием решений избранными должностными лицами; 2) проведение регулярных свободных выборов; 3) всеобщее избирательное право для достигших совершеннолетия граждан; 4) широкие возможности, предоставляемые гражданам для выставления их кандидатуры на выборах;

5) право на свободу  самовыражения, речи, предоставления  петиций;

6) доступ к альтернативным  источникам информации; 7) право создавать  ассоциации и партии или становиться их членами; 8) гражданский контроль за вооруженными силами. Когда перечисленные нормы установлены и уважаются всеми политическими силами, консолидированную демократию можно считать достигнутым результатом.11

Минималистская, или неконсолидированная демократия

Минималистская, или неконсолидированная  демократия может существовать в  тех случаях, когда легитимность власти непрочна и лишь часть демократических  процедур успешно реализуется. Выборы проводятся, ассоциации беспрепятственно создаются, отдельные права уважаются, однако "комплекс правил и институтов еще не превратился в регулярные, массовоприемлемые и предсказуемые образцы, способные самовоспроизводиться и закреплять лояльность граждан". Демократия в этом случае имеет слабые шансы быть свергнутой и смениться на что-то еще, однако она удерживается не столько благодаря прочности демократических норм и процедур, сколько в результате отсутствия жизнеспособных альтернатив.

Смешанный режим

Третий возможный результат  перехода — формирование смешанного политического устройства, не способного ни удовлетворить основным требованиям демократии, ни отказаться от нее полностью.

3.2. Распад демократического режима и возвращение к авторитаризму

Все предыдущие волны  демократизации завершались тем, что  большая часть демократизирующихся обществ возвращалась к авторитарному правлению. Выживала меньшая часть, закрепляя достигнутые преобразования и увеличивая численность демократий в абсолютном выражении.

Возвращение к авторитаризму  может происходить различными путями, под воздействием внешних и внутренних сил, в результате, как сформулировал Дж. Мунк, "медленной" и "внезапной смерти" демократии, в результате переворота или революционного коллапса. В рамках теории режимов честь разработки концепции распада демократических режимов принадлежит X. Линцу.

Линц и его коллеги  на материале различных стран  внимательно проследили процесс  укрепления нелояльной оппозиции режиму, завоевание ею значительной части умеренной  оппозиции и вчера еще нейтральных  слоев населения; процесс возникновения неразрешимых проблем и вытекающих отсюда кризисов; появление в обществе кризисных групп; роль политического насилия в процессе распада демократий; постепенную утрату правительством монопольного владения органами государственного принуждения и отказ от завоеваний демократии; влияние институтов парламентаризма и президентства на углубляющуюся дестабилизацию демократического режима; утрату власти правительством и конец демократического режима; а также последующие проблемы, связанные с редемократизацией и обретением нового политического равновесия.

Если ни одна из стратегий  выхода из кризиса и последующей  стабилизации демократического режима не оказалась эффективной, X. Линц называет пять вероятных путей его крушения. Перечислим вслед за исследователем эти пути,

1) Неконституционная  замена демократически избранного  правительства группой, готовой  использовать силу, действия которой  получают легитимацию через институционные  механизмы, созданные при введении  чрезвычайного положения. Устанавливается переходная власть с намерением восстановить демократический процесс, которая впоследствии сталкивается с определенными отклонениями.

2) Захват власти коалицией  представителей недемократических  (в основном, додемократических)  структур правления, принимающих в свои ряды политиков прежнего демократического режима и лидеров нелояльной оппозиции, но осуществляющих лишь незначительные перемены социальной структуры и институтов демократической системы.

3) Установление нового  авторитарного режима, основанного на объединении общественных сил, из которых исключаются ведущие политические деятели прежнего демократического режима, без создания однако новых политических институтов и без какой-либо массовой мобилизации сил в поддержку нового режима.

4) Переход власти в руки хорошо организованной нелояльной оппозиции, имеющей массовую базу в обществе, жаждущей создать новое общественно-политическое устройство и не желающей делить власть с политиками прежнего режима, разве что с второстепенными партнерами по переходному периоду. В результате, пишет Линц, может возникнуть как жесткий авторитарный режим, так и предтоталитарный.

5) Переход власти, если  демократический режим, даже ослабленный,  не сдается легко и требуется  продолжительная борьба (гражданская  война). Такой конфликт возникает как результат твердого противостояния демократического правительства отказу от власти при его неспособности справиться с оппонентами и высокой степени общественно-политической мобилизации общества, расколотого в поддержке правительственных или оппозиционных сил.

3.3. Проблема редемократизации

Под редемократизацией  понимают повторное возвращение  к демократическим процессам  либо в результате способности слабеющего и разрушающегося демократического режима изыскать новые ресурсы, либо после относительно непродолжительной стадии умеренно-авторитарного режима. Отличительной характеристикой редемократизации выступает ее преемственность — в тех или иных формах — с предшествовавшими ей демократическими переменами. Очевидно, что и после распада демократического режима определенные начала демократии могут сохраниться в виде остатков институтов (полусвободная пресса, полурыночная экономика; наличие гражданских, хотя и не оппозиционных правительству организаций, большие права регионам и пр.), изменившихся позиций отдельных групп элиты и целых социальных слоев.12

Редемократизация не является ни неизбежной, ни закономерной, даже если общество и не ожидает  установления неототалитаризма. Нельзя исключать возможности, что демократические  процессы будут сопровождаться такими явлениями, которые приведут большую часть масс и элит к убежденности в пагубности демократии как таковой (экономическое обнищание и голод, продолжительная и кровопролитная гражданская война, уникальные по своим масштабам факты коррупции демократического правительства). В этом случае каждая новая волна демократизации будет преодолевать те же трудности, сталкиваться с решением во многом тех же проблем, что остались в наследство от прежнего демократического правительства.

В том же случае, если неоавторитаризм будет умеренным, то потенциал реформ в обществе способен не только сохраняться, но и накапливаться.

Примером может служить  брежневский режим в Советском  Союзе, сохранивший в обществе память о хрущевской либерализации и  волю к углублению начатых ею процессов.

Информация о работе Политический режим