Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая формы политического режима, мы, прежде всего, отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья и какая «кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и др.

Содержание работы

Введение
1. Понятие политического режима
2. Тоталитарный
3. Авторитарный
4. Демократический
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Уральский государственный  экономический университет

Центр Дистанционного обучения

 

 

 

 

   

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема «Политический режим»

 

 

 

                                               

                       Исполнитель:

                                       студент гр. ЭПБ-12Тур

                                                        Максимова Оксана Валентиновна

 

                           Преподаватель:

                                                Згогурин Сергей Борисович

 

 

                                                           

 

Екатеринбург

2012

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 

 

ПЛАН

 

     Введение

  1. Понятие политического режима
  2. Тоталитарный
  3. Авторитарный
  4. Демократический

Заключение

 

 

Введение

Рассматривая формы политического режима, мы, прежде всего, отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья и какая «кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и др.

  Политический режим откладывает отпечаток не только на характер  проведения  государственной политики, но и в целом на всю политическую  жизнь общества. В какой-то мере содержательные характеристики  политического режима использовались  при классификации политических систем.  Когда говорят о политическом режиме, то подразумевают наличие  той или иной степени  политической свободы,  политико-правовое положение  личности, методы  деятельности государственных органов.  

      В связи  с этим в данной работе ниже  и будет рассмотрены  основные  формы правления и методы деятельности  государственных органов при  том или ином режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политического режима

Согласно наиболее распространенному  толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.1

  Политический  режим – это те средства и методы, которыми данная власть  обеспечивает свое  господство в стране  и управление обществом.2

Политический  режим  представляет собой способ функционирования  политической системы общества, определяющей характер  политической жизни общества.3

Любой политический режим  определяется тремя основными факторами:

  • процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;
  • стилем принятия общественно-политических решений;
  • отношениями между политической властью и гражданами.

Кроме этого понятия «политический режим» охватывает:

  • порядок формирования представительских учреждений;
  • положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;
  • правовой статус личности, права и обязанности граждан;
  • уровень экономико-хозяйственного развития;
  • порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;
  • соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.

Политический режим зависит  от:

  • соотношение политических сил в общественном организме;
  • уровня политической стабильности общества;
  • установленной правовой системой, ее особенностями и характером;
  • личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты;
  • исторических и социокультурных традиций, обычаев народа;
  • политической культуры населения.

Политический режим формируется  спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического  процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций  политических режимов. Любая классификация  является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов  в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию  Г. Вебера, который разделял их на демократические  и недемократические. В начале 60-х  годов американский политолог З. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы. Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

Самой распространенной является трехчленная классификация режимов  на:

  • тоталитарные;
  • авторитарные;
  • демократические.

 

 

 

 

  1. Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ веке.  В конце 20-х годов английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

  Теория тоталитаризма  складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие  в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы  против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма- работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы.

  Более поздние попытки  создать эмпирическую, построенную  на базе реальных, верифицируемых  фактов теорию тоталитаризма   не имели особого успеха.

  Общими отличительными признаками тоталитаризма являются стремление  к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю  за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы  в соответствии  с революционной  по своему характеру  социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной  свободы и социальных противоречий.

    Главной общей  предпосылкой тоталитаризма является  индустриальная стадия  развития  общества. Она привела к созданию  системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи  и организацию, сделала технически  возможными систематическую идеологическую индокринацию (насильственное  внедрение идеологии,  доктрины), тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью. Именно на этой ступени развития в ряде стран  появились мощные  организационные монстры-монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное  взаимодействие с государством.

  Тоталитаризм представляет  собой специфическую попытку  разрешения обострившегося в  ходе общественного развития  реального противоречия  между  усложнением социальной организации   и индивидуальной свободой.               Отец итальянского фашизма Муссолини отмечал: «Мы первыми заявили,  что чело сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».4

  Одной из важнейших  субъективных  предпосылок тоталитаризма   является психологическая неудовлетворенность  человека атомизацией общества  в индустриальную эпоху, разрушением традиционных  коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения.

  Психологическая неудовлетворенность  существующим  строем, а также  привлекательность  тоталитаризма   резко возрастает в периоды  острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию  в тоталитарные движения. Кризис резко усиливает  бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма  социальных предпосылок – появления значительных по численности и влиянию  социальных слоев,  непосредственно участвующих  в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается  в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее  решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

  С помощью социальной  демагогии тоталитарные движения  могут использовать в своих  целях недовольство различных  слов. Так, в России большевики, руководство которых состояло  в основном из социальных и  этнических маргиналов, мастерски  использовали требования крестьян  о безвозмездной раздаче помещичьих  земель, чтобы впоследствии отнять  у них  всю землю, а также  массовое недовольство солдат  и всего населения разрушительной  войной.

  В Германии социальной  опорой национал-социалистического  тоталитаризма стал «новый промежуточный»  класс – многочисленные конторские  служащие, машинистки, учителя,  торговцы, администраторы, мелкие чиновники  и пр., положение которых значительно  ухудшилось по сравнению с  привилегированным положением  промышленных  рабочих,  защищенных сильными  профсоюзами и государственными  законами. Рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов  социал-демократической партии.

Общие предпосылки тоталитаризма  следующие:

  •   индустриальная стадия развития;
  •   нарастание  рациональности и организованности в жизни общества;
  • появление монополий  и  их срастание с государством;                                                                                                                           
  • этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн;
  • массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;
  • эмоциональная уверенность   в возможности быстро  улучшить жизнь  с помощью рациональных  общественных преобразований;
  • психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащищенность и одиночество;
  • острый социально-экономический кризис, резко  усиливающий беды и недовольство населения;
  • появление многочисленных  маргинальных слоев.    

 Суть тоталитарного   государства в том, что власть  правителей в нем является абсолютной, насильственной и всеподавляющей, в результате чего права и свободы граждан предельно ограничены.

 

  1. Авторитарный политический режим

Авторитаризм характерен как для обществ, прощающихся с тоталитарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит  автократический, не ограниченный законами характер власти,  с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством  общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,  олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность  власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти  и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии  их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального  контроля над обществом, невмешательство   или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения  собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая  при  этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической  элиты путем кооптации, назначения  сверху, а не конкурентной электоральной  борьбы.

  Учитывая эти признаки  авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию личности и общества во внеполитических сферах.

  Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма  граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей  безопасности и автономии.

  Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это – монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой,  но и с помощью массового истребления  и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии,  Африке и Латинской Америке оправдывали  свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

Информация о работе Политический режим