Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая формы политического режима, мы, прежде всего, отвечаем на вопрос, кто и как правит в государстве, чья и какая «кратия» или «архия» (власть) установлена в обществе. Именно поэтому в характеристиках политических режимов чаще всего фигурируют те или иные виды власти: автократия, охлократия, диктатура и др.

Содержание работы

Введение
1. Понятие политического режима
2. Тоталитарный
3. Авторитарный
4. Демократический
Заключение

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

  Если взять теперь  наше отечество, то Россия, по  мнению исследователей, во все  времена в той или иной мере «грешила» авторитаризмом. Яркие примеры – правление царя Ивана  Грозного (1530-1584), императоров Петра Великого (1672-1725), Николая 1 (1796-1855) и др. Не случайно некоторые полагают, что российский  народ по своей природе нуждается в авторитарной власти  и любит авторитарных вождей.

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. Демократический политический режим

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа».                                                                                                                                                                   Существуют три конкретные модели народовластия. Рассмотрим их.

Так, античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократию, или охлократию, власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 до н.э.) такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.

  Другой негативный  опыт «коллективистской» модели народовластии дала социалистическая демократия в бывшем СССР и в других странах. Она по существу представила собой псевдодемократию (демократию на словах), поскольку означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией.  Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действие властей.

  Однако и «индивидуалистическая»  и либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад общества и на практике может стать олигархо- или анархо-демократией или, еще хуже, тем и другим вместе.  

  В частности, олигархическая  демократия проявляется в том,  что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков.

  В свою очередь, анархо-демократия представляет подчас безвластие;  когда на фоне соблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически правят вседозволенность,         беззаконие, преступность.

  Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует какой-то «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель  имеет свои плюсы, и минусы.

  Как бы то ни  было, но наиболее развитые современные  общества возглавляются  демократическими  государствами.  Их суть в том,  что граждане имеют право   участвовать в выработке управленческих  решений, а правители получают  власть с согласия управляемых.

  Важнейший принцип  демократии состоит в том, что  источником власти в обществе  является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует  в самоуправлении, в разработке и принятии законов, решений (путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на референдумах и пр.) прямая демократия; либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их представительная демократия.

   Обе эти системы  имеют свои плюсы и минусы. Так, прямая демократия  из-за  недостаточной политической  грамотности  и настроя  на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной неуравновешенности                             и подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей подчас ведет у принятию  неоптимальных решений. Кроме того,   проведение опросов  и референдумов сложно  и дорого стоит.

  Представительная демократия (репрезентативная) в этом плане более рациональна, поскольку управлением занимаются относительно небольшие группы профессионалов. Но тут есть и ряд недостатков: в межвыборный период народ в основном отстранен от власти, есть опасность отрыва  народных избранников от рядовых граждан, проявлений  бюрократизации, коррупции,  работы на собственные  интересы и т.д.

  Второй важный  принцип  демократии – выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых   общественными организациями выборов.

  Следующий демократический  принцип – подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое мнение.

  Четвертый принцип  – самый главный для демократии. Это гарантия  основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие  граждан.  Главный он потому, что демократия – не самоцель. Она нужна лишь как средство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека. Иначе, зачем демократия, если в обществе кто-то угнетен  или страдает?

  Наконец, еще одна существенная черта демократии – открытый характер общества. Характерные черты открытого общества:

- это общество со свободной конкурентной и рыночной  экономикой,  интегрированной  в остальной хозяйственный мир;

- это общество с самобытной национальной культурой, гостеприимно открытой для взаимообмена с культурами других стран;

- это общество, в котором  уважают  и соблюдают права людей, поощряют развитие гражданского общества;

- нет запретов на честную и полную информацию;

- нет закрытых социальных  элит; успех каждого зависит от  его личных усилий и трудолюбия.

  Опыт многих стран  показывает, что демократия успешно   развивается лишь  в тех обществах, которые готовы к ней – материально, интеллектуально и психологически.

 

       Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие краткие  выводы:

1. Политический режим представляет собой способ функционирования  политической системы общества, определяющий характер политической  жизни в государстве.

2. Характер политического режима зависит от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций), степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей, состояния законности и реальной силы ее в обществе.

3. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.

4. Общими отличительными  признаками тоталитаризма являются   стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю  за личностью.

5. Тоталитаризм представляет  собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия  между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой.

6. Авторитарный режим по своим качественным признакам во многом схож с тоталитарным режимом.

 В тоже время авторитарное  государство отличают такие недемократические признаки, как:

- неограниченная власть (диктатура) одного лица (вождя,  монарха, военачальника, президента) или группы лиц (военной хунты);

- недопущение (или строгое ограничение и контролирование) политической оппозиции;

- жесткий контроль политической сферы общества (госбезопасность,  охрана установленного порядка, внешняя политика, оборона);

- опора на силу и принуждение к повиновению властям (на армию и другие «силовые» структуры);

- отстранение граждан  от реального влияния на власть и ограничение их прав и свобод.

7. Либеральный режим более  прогрессивен, чем авторитаризм  и тоталитаризм.                                                   

8.  Понятие демократии  гораздо сложнее, чем  просто  «народовластие».                                                                                                                              Суть демократического государства в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.

9. Демократия представляет  собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

10. Существует прямая демократия – народ непосредственно участвует в самоуправлении  и принятии законов и представительная демократия – народ выбирает своих представителей  в органы власти, контролирует и сменяет их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Борисов Л.П. Политология:  Учебное пособие. – М.: Белые  альвы, 1996

2. Политология. Энциклопедический  словарь. М., 1991

3.  Политология. Энциклопедический  словарь. М., 1991

4. Пугачев В.П., Соловьев  А.И. Введение в политологию:  Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1997

5. Хайек Ф.А. Дорога  к рабству//Новый мир.1991. №7.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

1  Политология. Энциклопедический словарь. М., 1991-С.340

2  Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.- Финансы и статистика, 2005.-С.182

3  Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие.- М.: Белые альвы, 1996.-С.51

4 Хайек Ф.А. Дорога к рабству//  Новый мир. 1991. №7. С.197


Информация о работе Политический режим