Политический режимы современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В мире существует сотни стран. И политико-правовые различия между ними очевидны. Они отличаются формами правления территориальным устройством и другими формальными признаками. Одновременно, у государственности есть такие качества, которые в известной степени независимы от формальностей, какими обусловлено осуществление власти в стране. Какие-то признаки объединяют в одну группу стран монархическую унитарную Великобританию и Федеративную Германию, президентскую республику США и Италию с парламентским правлением.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства..
1.1. Понятие и особенности политического режима как элемента формы государства…………………………………………………….
1.2. Значение политического режима в характеристике формы государства……………………………………………….……………..
Глава II. Демократический политический режим…………………………..
2.1. Понятие и общие признаки……………………………………….
2.2. Виды демократических режимов…………………………………
Глава III. Недемократический политический режим……………………….
3.1. Тоталитарный политический режим……………………………..
3.2. Авторитарный политический режим……………………………..
3.3. Нетипичные политические режимы……………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список источников и литературы…………………………………………… 3

Файлы: 1 файл

Полт режим ВГУ 2012.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Вятский государственный  университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

 

Политические режимы современных  государств

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

специальности «Юриспруденция»

гр. СЭ-12

Крысова Марина Алексеевна

Проверила:

Воронина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Киров

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства..

1.1. Понятие и особенности  политического режима как элемента  формы  государства…………………………………………………….

1.2. Значение политического режима в характеристике формы  государства……………………………………………….……………..

Глава II. Демократический политический режим…………………………..

2.1. Понятие и общие  признаки……………………………………….

2.2. Виды демократических  режимов…………………………………

Глава III. Недемократический политический режим……………………….

3.1. Тоталитарный политический  режим……………………………..

3.2. Авторитарный политический  режим……………………………..

3.3. Нетипичные политические  режимы……………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список источников и литературы……………………………………………

3

5

 

5

 

8

11

11

15

17

17

24

29

33

35


 

 

Введение

 

В мире существует сотни  стран. И политико-правовые различия между ними очевидны. Они отличаются формами правления территориальным  устройством и другими формальными  признаками. Одновременно, у государственности есть такие качества, которые в известной степени независимы от формальностей, какими обусловлено осуществление власти в стране. Какие-то признаки объединяют в одну группу стран монархическую унитарную Великобританию и Федеративную Германию, президентскую республику США и Италию с парламентским правлением.

Что объединяет эти, столь  непохожие государства? И почему так явно различаются между собой  монархии Бельгии и Марокко; республики Финляндия и Пакистан и др. Может  быть, причина таких различий, не в области права, а в уровне экономического развития? Но есть примеры очень богатых стран, где политико-правовой строй желает лучшего. Дело в том, что власть в этих странах осуществляется неодинаково. Иными словами, народы существуют при различных политических режимах.

Термин «политический режим» вошел в научное и практическое употребление сравнительно недавно. Считается, что термин «политический режим» в научный оборот ввел в 30-х годах И. Д, Левин, который отделял его как «метод диктатуры» господствующего класса.

Но, как форму государства  политический режим начал рассматриваться  в 60-е годы текущего века. Одними учеными  политический режим рассматривался в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим  должен быть вообще исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Дискуссии того периода, как было отмечено выше, дали начало широкому и узкому подходам в понимании  государственного режима. В зарубежной литературе понятие политического режима характеризовалось по таким признакам как: наличие или отсутствие оппозиции, политической свободы и свободных выборов, многопартийность и др. Данные характеристики определены в работах Ж. Бюрдо, М. Дюверже, К. Левенштейн, Е. Хамаун и др.

Ж. Ладриер, Н. Ботана связывают  понятие политического режима с  системой власти в обществе. Исходя из этого, политический режим нельзя причислять к формам государственности; политический режим характеризует  не только деятельность государства, но и описывает все проявление политического властвования; режим нельзя сводить к проявлениям диктатуры и господства, поскольку далеко не везде власть сосредоточена в данном диктаторском центре.

Политический режим  характеризуется как свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Целью исследования является характеристика политических режимов современных государств.

Основными задачами работы выступает изучение следующих вопросов:

  1. Изучение политического режима как ведущего элемента формы государства.
  2. Анализ демократических политических режимов.
  3. Исследование недемократических политических режимов.

Объектом данной работы является сущность и особенности  политических режимов современных  государств.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в рамках функционирования политических режимов современных государств.

Для разрешения поставленных  задач использовались такие методы, как анализ, обобщение, классификация, исторический, диалектический, сравнительный,  системный, формально-юридический и другие.

 

Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства

 

1.1. Понятие  и особенности политического  режима как элемента формы   государства

 

Термин «политический режим» появился в 1960-1970 г.г. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Учение о различии государств или о государственных формах является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.1

Многие правоведы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.2 В.С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства. Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: «Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

Политический режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе3.

Другие авторы политический режим к одному из элементов формы  государства не относят. «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления».4

Первая точка зрения стала ведущей в теории государства  и права.

Политический режим  представляет собой совокупность приемов  и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.

Само по себе функциональное назначение системы власти в целом  и отдельных ее частей определено социальными взаимоотношениями либо сотрудничеством социальных групп, различных политических и неполитических организаций и граждан, а также конкретными политическими отношениями, правами и свободами граждан и их объединений, степенью политической активности, состоянием законности и правопорядка в стране и наличием лили отсутствием законопослушных граждан.

Итак, можно сделать  вывод, что политический режим есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе, в данный момент исторического развития. На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача также решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную "формулу легитимности" (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее "трансплантации" социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта между обществом и правительством.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Одно из определений режимов, обращающее внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим "как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны" и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.5

В-четвертых, любой режим  в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно  отличаться друг от друга, в зависимости  от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов.

Таким образом, методы осуществления  власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: "Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы".6

Суммируя сказанное, можно отметить, что политический режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика.

 

1.2. Значение  политического режима в характеристике  формы  государства

 

Необходимо заметить, что при характеристике формы  того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, и  только тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.7

Информация о работе Политический режимы современных государств