Политический режимы современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В мире существует сотни стран. И политико-правовые различия между ними очевидны. Они отличаются формами правления территориальным устройством и другими формальными признаками. Одновременно, у государственности есть такие качества, которые в известной степени независимы от формальностей, какими обусловлено осуществление власти в стране. Какие-то признаки объединяют в одну группу стран монархическую унитарную Великобританию и Федеративную Германию, президентскую республику США и Италию с парламентским правлением.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Политический режим как ведущий элемент формы государства..
1.1. Понятие и особенности политического режима как элемента формы государства…………………………………………………….
1.2. Значение политического режима в характеристике формы государства……………………………………………….……………..
Глава II. Демократический политический режим…………………………..
2.1. Понятие и общие признаки……………………………………….
2.2. Виды демократических режимов…………………………………
Глава III. Недемократический политический режим……………………….
3.1. Тоталитарный политический режим……………………………..
3.2. Авторитарный политический режим……………………………..
3.3. Нетипичные политические режимы……………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список источников и литературы…………………………………………… 3

Файлы: 1 файл

Полт режим ВГУ 2012.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин "социалистическая демократия" был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года. В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин - "народная демократия" - как разновидность социалистической демократии.

Глава III. Недемократический политический режим

 

3.1. Тоталитарный  политический режим

 

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.12

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после  первой мировой  войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального  развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и  тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов».13

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы  власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

«Идейные истоки, отдельные черты  тоталитаризма уходят своими корнями  в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV  вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.  В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять граници страны, и оглупления народа».14

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно  сказать, что тоталитарный режим  является порождением ХХ в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима15.

«Западная концепция  тоталитаризма, в том числе  и  направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы».16

Это далеко не полный перечень свидетельствует  о том, что  тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней  формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Считаю наиболее важными следующие признаки:

  • всеобщая государственная идеология,
  • монополия государства на средства массовой информации,
  • монополия государства на все средства вооружения,
  • жестко централизованный контроль над экономикой,
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром,
  • особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных  признаков того или другого  тоталитарного  государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Едва ли не самой важной особенностью тоталитарных режимов, было создание и поддержание развитой, устойчивой "взаимосвязи" между "верхом" и "низами", между харизматическим "вождем"-"фюрером" и манипулируемыми, но преисполненными энтузиазма и самоотверженности массами сторонников, составляющих движение, пронизанное унитарной идеологией. Именно в такой "сцепке" заключена сила тоталитарного режима, которая проявляется особенно зримо в момент провозглашения и хотя бы частичного решения поставленных им во главу угла мобилизационных задач. С другой стороны, коренная слабость системы и залог ее конечного крушения проявляется в невозможности бесконечно долго сохранять достаточно высокий накал экзальтированного энтузиазма и слепой веры.17

В результате социально-политических сдвигов 30-х гг. в СССР сложилась общественная структура, по ряду параметров соответствующая другим режимам, которые ныне называют тоталитарным (например, гитлеровскому режиму в Германии). К важнейшим чертам этой системы можно отнести:

— правящая элита, сформировавшись  в ослабленном военным катаклизмами обществе, уничтожает механизмы контроля со сторон: социума над ней и, разрушая традиционные социальные структуры резко расширяет свою власть над обществом;

— сверхцентрализм, необходимый правящей корпорации для этого господства, приводит к аналогичным процессам внутри нее; роль общества играет масса, не входящая в узкий центр. Борьба с власть время от времени принимает кровавый характер;

— все легальные сферы  общества подчиняются руководству элиты, а большинство несовместимых с этим подчинением структуру уничтожается;

— промышленный рост стимулируется  применением внеэкономических форм принуждения к труду;

— создание крупных, легче  управляемых форм государственного  хозяйства, ориентированных на военно-промышленный комплекс;

— осуществляется политика культурно-национального нивелирования, уничтожается или подавляется "враждебная культура", господствует искусство прикладного агитационного характера.

В то же время сталинизм  и гитлеризм отождествлять нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения и ходил из классового господства, а нацизм — из расового. Тотальная целостность социума в СССР достигалась методами сплочения всего общества против "классовых врагов", потенциально угрожавших режиму. Это предполагало более радикальную, чем в фашистских системах, социальную трансформацию, и направленность активное! режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х гг.). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, но она не сопровождалась расовыми чистками (преследования) по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.).

СССР 30-х гг. проходил тот же, что и Германия этап в  развитии индустриально-этакратического  общества, но со своими весьма существенными особенностями. Судя по опыту стран Запада, данная стадия была "зигзагом" в развитии, а не обязательной его фазой.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает  проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. «Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития»18. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • упразднение представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

«Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной  идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии».19

Центром тоталитарной системы  является вождь. Его фактическое  положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками  тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный  статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера.

Специфическими чертами  тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые  для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует  доносительство, сдабривая его «великой идеей», например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.20

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также  одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

Информация о работе Политический режимы современных государств