Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:29, контрольная работа
Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.
В условиях утверждения в России демократического правового государства актуализируется проблема правового регулирования политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.
Введение 3
1 Понятия «Политическое многообразие» и «многопартийность» история развития в России 6
2 Принцип политического многообразия или многопартийности в российской правовой системе 11
3 Политическое многообразие и многопартийная система: проблемы и общественные потребности 15
Заключение 19
Список литературы 21
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО и МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Контрольная работа
по Конституционному праву
Тема: Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации
Новосибирск 2014
Содержание
Тема данной работы «Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации».
Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.
В условиях утверждения
в России демократического
После многолетней бюрократической диктатуры сотни тысяч граждан оказались вовлечены в действительно самостоятельную политическую деятельность. Многие из них участвуют в политической жизни страны посредством членства в политических партиях, которые традиционно претендуют на доступ к государственной власти.
Объект исследования - общественные отношения, которые возникают между государством и гражданским обществом.
Предмет исследования - политическое многообразие и становление многопартийной системы в Российской Федерации.
Цель исследования - комплексное изучение правового регулирования политического многообразия и многопартийности как конституционны принципов развития партийной системы в Российской Федерации, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-
методы восхождения от
-
сравнительно-правовой метод
-
системно-структурный подход
-
логический метод применялся
как способ познания
Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ, Федерального закона «О политических партиях», постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1П.
Теоретическая база исследования: Михайличенко И. В. «Идеологическое и политическое многообразие как конституционные принципы развития партийной системы в Российской Федерации», Петрова О.Ю «Многопартийность в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект», Семигин Г.Ю. «Идеология», Куничкина Н.С. «Идеологическое многообразие и запрет на государственную идеологию в нормах Конституции Российской Федерации», Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», Абрамов В.Н. «Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности».
Гипотеза исследования:
более четко сформулировать понятие «политическое
многообразие», для
повышения политической ответственности
партий следует более четко закрепить обязанность политиче
Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие одной из основ конституционного строя (ст. 13). Для России переход в 90-х гг. XX в. от государственной (обязательной) идеологии к праву на свободное изъявление разных мировоззренческих взглядов позволил начать реальный процесс демократизации и создания многопартийности. Стало доступным публичное изложение индивидуальных и групповых мнений и убеждений по любым вопросам социальной жизни. В условиях развития рыночной экономики коренным образом изменилось отношение общества к идеологии, под которой понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).1
В советский период идеология имела своей направленностью обеспечение монопольной власти одной партии, точнее, ее руководящих органов, имевших четкую вертикаль административного подчинения. Соответственно, она являлась составной частью государственного механизма того времени. В современный период идеология утратила прежнюю роль. Теперь она не закрепляет какие-то официальные постулаты, догмы и принципы. В то же время нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни.2 На самом деле общество неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие свои цели, тем самым создавая основу идеологического (и политического) плюрализма.3
Так что же такое многопартийность и политическое многообразие?
ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ — конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. Политическое многообразие является основой для утверждения в стране многопартийности, идеологического многообразия, наличия различных политико-идеологических течений, представительства различных групп населения. Признание политического многообразия возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.
Впервые наименование понятия «политическое многообразие» получило закрепление в проекте Конституции Российской Федерации от 21 февраля 1991 г., подготовленном конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР, затем – РФ (1990–1993 гг.).4 Введение в юридический оборот данного термина призвано использовать в конституционном тексте вместо иностранного термина «плюрализм» более доступное для массового понимания русское слово «многообразие».5 Многообразие – проявление чего-либо единого по своей сущности в различных видах и формах6
Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство – в западной доктрине идеологический плюрализм не рассматривается отдельно от политического. Он выступает в качестве неотъемлемой части сложившейся правовой и социальной действительности, охватываемой целостным понятием «плюрализм», иногда конкретизируемой как «политический плюрализм». Термин же «идеологический плюрализм» практически не применяется. Во многом такой подход вызван недоверчивым отношением западного общества к понятию «идеология», связанного с ее тоталитарными проявлениями в XX в. (фашизм, коммунизм, расизм, исламский фундаментализм и т.п.).
Иной подход к соотношению идеологического и политического многообразия отмечается в конституционном праве России. Во всех проектах Конституции, разрабатываемых конституционной комиссией, идеологическое и политическое многообразие рассматривались как взаимосвязанные между собой юридические категории. Но при окончательной доработке текста Основного закона на Конституционном совещании (22 октября 1993 г.) по предложению Б.Н. Топорнина они были разделены. 7
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).
Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими.
Многопартийная
система в России сложилась
в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических
партий, В условиях административно-
После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка политических сил, формирование новых политических блоков и объединений. Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., и в декабре 1995 г. стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие политические партии и движения: КПРФ, “Единство”, “Союз правых сил”, “ЛДПР”, “Яблоко”.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений.8
Политическое многообразие, исходя из ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, по своему значению отделено от многопартийности и реализуется в установленных Конституцией Российской Федерации самостоятельных организационных формах. Первая – осуществление права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Оно позволяет учитывать индивидуально-коллективное волеизъявление граждан, которое происходит путем доведения своего политического мнения до сведения других участников публичного мероприятия, уяснения их политической позиции и выработки единой политической платформы.
Вторая – право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ст. 30 Конституции РФ). В данном виде политическое волеизъявление граждан происходит внутри определенной организационной структуры, имеющей уставные или программные цели.
Третье – право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Оно включает возможность влиять на комплектование властных органов представителями аналогичных политических взглядов и убеждений, в т.ч. в личном качестве претендовать на занятие государственных и муниципальных должностей.
Многопартийность, будучи органично связанной с политическим многообразием, признается его особым и основным принципом организации. Партии по своей юридической природе являются объединениями граждан, но они, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях), основными целями политических партий является формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.9