Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.
В условиях утверждения в России демократического правового государства актуализируется проблема правового регулирования политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятия «Политическое многообразие» и «многопартийность» история развития в России 6
2 Принцип политического многообразия или многопартийности в российской правовой системе 11
3 Политическое многообразие и многопартийная система: проблемы и общественные потребности 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

КП Контрольная.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО и МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

Контрольная работа

по Конституционному праву

 

Тема: Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

 

Содержание

 

 

Введение

Тема данной работы «Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации».

Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.

 В условиях утверждения  в России демократического правового  государства актуализируется проблема правового регулирования политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.

После многолетней бюрократической диктатуры сотни тысяч граждан оказались вовлечены в действительно самостоятельную политическую деятельность. Многие из них участвуют в политической жизни страны посредством членства в политических партиях, которые традиционно претендуют на доступ к государственной власти.

Объект исследования - общественные отношения, которые возникают между государством и гражданским обществом.

Предмет исследования - политическое многообразие и становление многопартийной системы в Российской Федерации.

Цель исследования - комплексное изучение правового регулирования политического многообразия и многопартийности как конституционны принципов развития партийной системы в Российской Федерации, выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Задачи исследования:

  • определить понятия «Политического многообразия» и «многопартийности», рассмотреть историю формирования в конституционном праве России;
  • определить содержание и особенности выражения в российской правовой системе конституционного принципа политического многообразия и многопартийности;
  • рассмотреть содержание проблем в сфере политического многообразия и многопартийной системы;
  • выработать предложения по совершенствованию конституционно-правового регулировании политического многообразия и многопартийности как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.

Методы исследования:

- методы восхождения от конкретного  к абстрактному и восхождения  от абстрактного к конкретному  как способы выработки и исследования  понятий конституционно-правовой науки ;

 

- сравнительно-правовой метод использован  при изучении и сопоставлении законодательства о политических партиях в сравнительной исторической перспективе его эволюции и совершенствовании;

- системно-структурный подход применялся  как средство познания исследуемого объекта - конституционных принципов политического многообразия и многопартийности;

- логический метод применялся  как способ познания закономерностей  функционирования и развития  исследуемого объекта;

Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ, Федерального закона «О политических партиях», постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1П.

Теоретическая база исследования: Михайличенко И. В. «Идеологическое и политическое многообразие как конституционные принципы развития партийной системы в Российской Федерации», Петрова О.Ю «Многопартийность в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект», Семигин Г.Ю. «Идеология», Куничкина Н.С. «Идеологическое многообразие и запрет на государственную идеологию в нормах Конституции Российской Федерации», Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», Абрамов В.Н. «Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы, общественные потребности».

Гипотеза исследования: более четко сформулировать понятие «политическое многообразие», для повышения политической ответственности партий следует более четко закрепить обязанность политических партий, чьи партийные фракции представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, отчитываться перед избирателями, для совершенствования правового регулирования идеологического и политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации нами внесены следующие предложения: в Федеральном законе «О политических партиях» следует закрепить не временной период, а следует соотнести данную гарантию деятельности политических партий со сроком полномочий Государственной Думы.

 

 

    1. Понятия «Политическое многообразие» и «многопартийность» 
      история развития в России

Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие одной из основ конституционного строя (ст. 13). Для России переход в 90-х гг. XX в. от государственной (обязательной) идеологии к праву на свободное изъявление разных мировоззренческих взглядов позволил начать реальный процесс демократизации и создания многопартийности. Стало доступным публичное изложение индивидуальных и групповых мнений и убеждений по любым вопросам социальной жизни. В условиях развития рыночной экономики коренным образом изменилось отношение общества к идеологии, под которой понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).1

В советский период идеология имела своей направленностью обеспечение монопольной власти одной партии, точнее, ее руководящих органов, имевших четкую вертикаль административного подчинения. Соответственно, она являлась составной частью государственного механизма того времени. В современный период идеология утратила прежнюю роль. Теперь она не закрепляет какие-то официальные постулаты, догмы и принципы. В то же время нельзя согласиться с авторами, которые полагают, что Конституция Российской Федерации 1993 г. отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни.2 На самом деле общество неоднородно, поскольку в силу различных обстоятельств экономического, социального, политического характера, в зависимости от пола, возраста, направленности личных интересов и других факторов делится на различные классы, слои и группы населения, объединенные по интересам их членов и осознанно или неосознанно преследующие свои цели, тем самым создавая основу идеологического (и политического) плюрализма.3

Так что же такое многопартийность и политическое многообразие?

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ — конституционный принцип, провозглашающий свободу политических мнений и действий, легальную возможность создания и деятельности политической оппозиции. Политическое многообразие является основой для утверждения в стране многопартийности, идеологического многообразия, наличия различных политико-идеологических течений, представительства различных групп населения. Признание политического многообразия возлагает на государство определенные обязанности: оно призвано устанавливать и поддерживать такой режим, который всецело бы отвечал этому принципу. Преамбула Федерального закона от 11 июля 2001 г. "О политических партиях", конкретизируя ст. 30 Конституции РФ, формулирует задачи государства: обеспечивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и оказывать поддержку их деятельности. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

Впервые наименование понятия «политическое многообразие» получило закрепление в проекте Конституции Российской Федерации от 21 февраля 1991 г., подготовленном конституционной комиссией  Съезда народных депутатов РСФСР, затем – РФ (1990–1993 гг.).4 Введение в юридический оборот данного термина призвано использовать в конституционном тексте вместо иностранного термина «плюрализм»  более доступное для массового понимания русское слово «многообразие».5 Многообразие – проявление чего-либо единого по своей сущности в  различных видах и формах6

Однако необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство – в западной доктрине идеологический плюрализм не рассматривается отдельно  от политического. Он выступает в качестве неотъемлемой части сложившейся правовой и социальной действительности, охватываемой целостным понятием «плюрализм», иногда конкретизируемой как «политический плюрализм». Термин же «идеологический плюрализм» практически не применяется. Во многом такой подход вызван недоверчивым отношением западного  общества к понятию «идеология», связанного с ее тоталитарными проявлениями в XX в. (фашизм, коммунизм, расизм, исламский фундаментализм и  т.п.).

Иной подход к соотношению идеологического и политического многообразия отмечается в конституционном праве России. Во всех проектах Конституции, разрабатываемых конституционной комиссией, идеологическое и  политическое многообразие рассматривались как взаимосвязанные между  собой юридические категории. Но при окончательной доработке текста Основного закона на Конституционном совещании (22 октября 1993 г.) по предложению Б.Н. Топорнина они были разделены. 7

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ - один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных  его  групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими.  

 Многопартийная  система в России сложилась  в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических  партий, В условиях административно-командной  системы в России сложилась  безальтернативная однопартийная  система. В настоящее время в  Российской Федерации в условиях  перехода к гражданскому обществу  и демократическому государству  формируется многопартийность. В 1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий, выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона “Об общественных объединениях” стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демократии).

После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка политических сил, формирование новых политических блоков и объединений. Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., и в декабре 1995 г. стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие политические партии и движения: КПРФ, “Единство”, “Союз правых сил”, “ЛДПР”, “Яблоко”.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений.8

  

    1. Принцип политического многообразия или многопартийности в российской правовой системе

Политическое многообразие, исходя из ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, по  своему значению отделено от многопартийности и реализуется в установленных Конституцией Российской Федерации самостоятельных организационных формах. Первая – осуществление права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Оно  позволяет учитывать индивидуально-коллективное волеизъявление граждан,  которое происходит путем доведения своего политического мнения до сведения других участников публичного мероприятия, уяснения их политической позиции и выработки единой политической платформы.

Вторая – право на объединение и свободу деятельности общественных  объединений (ст. 30 Конституции РФ). В данном виде политическое волеизъявление граждан происходит внутри определенной организационной структуры, имеющей уставные или программные цели.

Третье – право на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Оно включает возможность влиять на комплектование властных органов представителями аналогичных политических взглядов и убеждений, в т.ч. в личном качестве претендовать на занятие государственных и  муниципальных должностей.

Многопартийность, будучи органично связанной с политическим многообразием, признается его особым и основным принципом организации. Партии по своей юридической природе являются объединениями граждан, но  они, в отличие от других общественных объединений, обладают самостоятельным конституционным статусом. В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях),  основными целями политических партий является формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение  мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих  мнений до сведения широкой общественности и органов государственной  власти, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального  собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных  должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы  муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе  избранных органов.9

Информация о работе Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации