Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.
В условиях утверждения в России демократического правового государства актуализируется проблема правового регулирования политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятия «Политическое многообразие» и «многопартийность» история развития в России 6
2 Принцип политического многообразия или многопартийности в российской правовой системе 11
3 Политическое многообразие и многопартийная система: проблемы и общественные потребности 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

КП Контрольная.docx

— 59.14 Кб (Скачать файл)

В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1П отмечается, что деятельность политических партий непосредственно связана с  организацией и функционированием публичной (политической) власти, они  включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добро вольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы.10 В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о политических партиях партия – это общественное объединение, созданное в  целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия  в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также  в целях представления интересов граждан в органах государственной власти  и органах местного самоуправления. В этой связи справедливым представляется мнение Питирима Сорокина (известного российско-американского социолога) о том, что политические организации стали играть важную роль в  современной общественной жизни. Многие функции, которые раньше принадлежали другим социальным институтам, берут на себя политические партии.11

Кроме того, внутри партии происходят собственные процессы выработки  политического волеизъявления. Прежде всего обобщается и вырабатывается  коллективное мнение членов партии по актуальным политическим вопросам  с последующим доведением единой сбалансированной позиции до населения  при ведении разъяснительной и агитационной работы (включая партийный  «праймериз»). В ходе выборов партии выдвигают своих кандидатов (списки  кандидатов), которые, в свою очередь, непосредственно влияют на политическое волеизъявление в органах государственной власти и органах местного  самоуправления через принятие ими управленческих решений.

Законодатель наделяет политические партии обширными правами. Согласно ст. 26 Закона о политических партиях они обладают правом свободно  распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, организовывать и проводить публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и  т.д. Стоит отметить, что лишь применительно к партиям законодатель допускает использование понятия «идеология» при определении содержания их  программных документов (преамбула закона о политических партиях)12.

В отличие от них иные общественные объединения (профессиональные  союзы, союзы работодателей, женщин, молодежи, творческие самодеятельные союзы (писателей, архитекторов и т.п.)) создаются для организованного  выражения экономических и культурных (т.е. неполитических) интересов  различных слоев населения, участия в общественной жизни, развития инициативы и самоуправления населения.13

    1. Таким образом, в современный период лишь политические партии обладают максимальными организационными возможностями при реализации  политического многообразия, они структурно включены в систему государственной власти, призваны обеспечивать постоянную взаимосвязь между на родом и государственными органами.    
      Политическое многообразие и многопартийная система: проблемы и общественные потребности

Несмотря на очевидную актуальность и практическую значимость политического многообразия в политических процессах страны, широкое закрепление его в российском законодательстве, обращение к данному феномену в эмпирических политических процессах и сфере политико-правовых отношений в Российской Федерации явно недостаточно. Отсюда некоторая размытость и неопределённость понятия «политическое многообразие», что предопределяет его недостаточную изученность в отечественной и зарубежной политической науке.

Опыт последних лет неуклонно свидетельствует о том, что, во-первых, часть политиков и политологов считают принцип политического многообразия неприемлемым для России в связи с неполной урегулированностью вопросов, касающихся участия органов власти субъектов Федерации в управлении государством; во-вторых, отсутствует единая точка зрения в интерпретации теоретиками и практиками объективных условий, способствующих или препятствующих становлению данного принципа в контексте согласованного функционирования всех элементов институтов политической власти; в-третьих, до сих пор остается невыясненным: является ли принцип политического многообразия благом вообще и, в частности, как он соотносится с целью развития публичной власти в демократическом государстве.

Исчерпывающий ответ о значимости политического многообразия дан в 2009 году премьер-министром Д.А. Медведевым в первом ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, где он особо выделил необходимость формирования новых демократических институтов, способных обеспечить соучастие граждан, политических партий и других общественных объединений в управлении государством. В статье «Россия, вперед!»14 Д.А. Медведев выказал свою озабоченность тем, что сегодня демократические институты в целом в России сформированы и стабилизированы, однако качество их весьма далеко от идеала, при этом гражданское общество слабо, уровень его самоорганизации и самоуправления невысок.

Что касается многопартийности, то как показывает краткий обзор основных политических партий, сохраняется деление на три лагеря, которое возникло в России еще в перестроечную эпоху: либерально-реформистский, консервативно-социалистический и национально-патриотический. Распыление сил в организационном плане достигло чрезвычайных размеров. Большое количество партий, которые эксплуатируют одну и ту же идею, запутывает население, является дополнительным мотивом к неучастию в политике. Таким образом, российские партии не выполняют функцию политической социализации, втягивания людей в борьбу за защиту своих интересов политическими средствами, даже в определенной степени блокируют данный процесс нынешним мозаичным состоянием и слабостью организационных структур. Такие партии могут обеспечивать только политическую мобилизацию своих сторонников, т.е. нерегулярно привлекают граждан к выборам. При этом еще большую роль, чем российские партии, в этом играют СМИ. Многопартийность в России развивается в замкнутой среде политизированной интеллигенции, далеко не всегда отражающей интересы различных социальных групп.

В такой ситуации воля и интересы основной части граждан не полностью представлены на политической арене, что создает благоприятную почву для дальнейшего отчуждения людей от политической сферы и принимаемых в ней решений. Разрыв между народом и субъектами политики чреваты не только ростом апатии. Он служит питательной почвой для возникновения массовых деструктивных действий, превращает население в легкую добычу политических авантюристов и демагогов. Современное состояние российской многопартийности во многом имеет переходный характер, дальнейшее её развитие зависит от того, какие тенденции в отечественном многообразии возобладают в будущем.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил.

Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.

Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число “твердых” сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.

Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка, ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие интересы государства.

В Российской Федерации политические партии могли бы стать посредником между государством и гражданским обществом, обладающим разнообразием политических интересов различных социальных групп, способным дифференцированно реализовать присущие им политические интересы. Однако, в России, формирующаяся многопартийность, пока весьма далека от того состояния, при котором она могла бы выступать реальным фактором политики, а политические партии - играть действенную роль в качестве институциональных представителей и выразителей воли различных социальных и общественных сил в политико-властных процессах. Они практически отстранены от политической власти: не могут формулировать цели и задачи государственной политики, практически не оказывают воздействие на формирование и деятельность исполнительной власти. Не находя у партий защиты своим интересам, значительная часть населения испытывает потребность в патернализме государства, персонифицированного фигурой Президента РФ. К сожалению, поднятию авторитета и роли партий не содействует существующее российское законодательство.

 

 

 

Заключение

Политическое многообразие - объективный социально-политический феномен, который непосредственно связан с существующим многообразием политических интересов, имеющих отношение к жизнедеятельности граждан и их общественным объединениям. Реализация политического многообразия может реально обеспечивать конституционные права, свободы и личную безопасность граждан; оптимизировать их общественно-политическую активность и консолидацию общественно значимых политических интересов социальных групп; гармонизировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти; сориентировать в регулировании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, принятие мер в сфере совместного ведения и разграничении предметов ведения и полномочий между органами публичной власти всех уровней.

Многопартийность является структурированным выражением идеологического и политического многообразия, их оформлением в виде различных политических партий, объединяющих граждан в зависимости от их социальной и политической ориентации.

Многопартийность — это такое состояние общественного развития, при котором множественные политические объединения граждан имеют юридическое закрепление своего правового статуса и возможности их участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Для России на настоящем этапе ее развития характерна абсолютная многопартийность, представляющая собой такое состояние общества, при котором к формированию органов государственной власти и местного самоуправления из всех коллективных субъектов допускаются только определенные виды политических объединений - политические партии. Они выражают политическую волю своих членов и содействуют выражению политической воли гражданского общества. Поэтому правовая регламентация статуса политических партий - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира, включая и Российскую Федерацию.

Для решения проблем в сфере политического многообразия и многопартийности можно предложить следующие гипотезы:

    • более четко сформулировать понятие «политическое многообразие»,
    • для повышения политической ответственности партий следует более четко закрепить обязанность политических партий, чьи партийные фракции представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, отчитываться перед избирателями,
    • для совершенствования правового регулирования идеологического и политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации нами внесены следующие предложения: в Федеральном законе «О политических партиях» следует закрепить не временной период, а следует соотнести данную гарантию деятельности политических партий со сроком полномочий Государственной Думы.

Утверждение политического многообразия в ст. 13 Конституции РФ, наряду с идеологическим многообразием и многопартийностью, вполне закономерно позволяет сделать вывод о том, что данное положение можно отнести к основополагающим принципам, способствующим выстраиванию новых политических отношений между субъектами политики в Российской Федерации.

В России политические партии являются посредником между государством и гражданским обществом, обладающие разнообразием политических интересов различных социальных групп, способным дифференцированно реализовать присущие им политические интересы.

 

Список литературы

 

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. ( в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета от 21 января 2009 г.
  2. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001г. N 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013)// Официальный интернет-портал правовой информации
  3. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия»: Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П // Собрание законодательства РФ – 2005 - № 6

 

Научная и учебная литература

  1. Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции, проблемы / В.Н. Абрамов – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 40 с.
  2. Васильев В.Г. Конституционное право РФ: учебное пособие для дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов по специальности «Юриспруденция». – 2-е издание., исп. и доп./ В.Г. Васильев - Новосибирск - СибАГС, 2011.-311 с.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.- М.: Юрид. лит. 1994 – 624 с.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева - М.: Эксмо, 2009.- 1056 с.
  5. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. - М.: Юрид. лит.,1996 - Т. 19 – 464 с.
  6. Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную идеологию в нормах Конституции Российской Федерации/ Н.С. Куничкина // Конституционное и муниципальное право – 2008 - № 14 - С. 8-10.
  7. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций/ Э.А. Пронин - М.: МИЭМП, 2005. – 77 с.
  8. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия/ Г.Ю. Семигин - М.: Мысль, 2000.- Т. 2- 2659 с.
  9. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой.3-е изд., Т. 2: К–О - М., 1986 – 736 с.
  10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. П.А. Сорокин, А.Ю. Согомонов: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  11. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции/ Т.Я Хабриева, В.Е. Чиркин - М.: Норма, 2007. - 320 с.

Информация о работе Политическое многообразие и становление многопартийной политической системы в Российской Федерации