Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 18:29, контрольная работа
Актуальность данной темы: Одним из характерных признаков нормального развития гражданского общества является существование множества разнообразных активно действующих объединений граждан. Именно поэтому для общества в целом далеко не безразлично, как возникают и действуют эти союзы, и оно вправе уполномочивать государство регулировать некоторые принципиальные стороны жизни таких объединений на основе демократических норм.
В условиях утверждения в России демократического правового государства актуализируется проблема правового регулирования политического многообразия как конституционных принципов развития партийной системы в Российской Федерации.
Введение 3
1 Понятия «Политическое многообразие» и «многопартийность» история развития в России 6
2 Принцип политического многообразия или многопартийности в российской правовой системе 11
3 Политическое многообразие и многопартийная система: проблемы и общественные потребности 15
Заключение 19
Список литературы 21
В постановлении Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1П отмечается, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти, они включены в процесс властных отношений и в то же время, будучи добро вольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы.10 В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о политических партиях партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этой связи справедливым представляется мнение Питирима Сорокина (известного российско-американского социолога) о том, что политические организации стали играть важную роль в современной общественной жизни. Многие функции, которые раньше принадлежали другим социальным институтам, берут на себя политические партии.11
Кроме того, внутри партии происходят собственные процессы выработки политического волеизъявления. Прежде всего обобщается и вырабатывается коллективное мнение членов партии по актуальным политическим вопросам с последующим доведением единой сбалансированной позиции до населения при ведении разъяснительной и агитационной работы (включая партийный «праймериз»). В ходе выборов партии выдвигают своих кандидатов (списки кандидатов), которые, в свою очередь, непосредственно влияют на политическое волеизъявление в органах государственной власти и органах местного самоуправления через принятие ими управленческих решений.
Законодатель наделяет политические партии обширными правами. Согласно ст. 26 Закона о политических партиях они обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, организовывать и проводить публичные мероприятия, учреждать средства массовой информации и т.д. Стоит отметить, что лишь применительно к партиям законодатель допускает использование понятия «идеология» при определении содержания их программных документов (преамбула закона о политических партиях)12.
В отличие от них иные общественные объединения (профессиональные союзы, союзы работодателей, женщин, молодежи, творческие самодеятельные союзы (писателей, архитекторов и т.п.)) создаются для организованного выражения экономических и культурных (т.е. неполитических) интересов различных слоев населения, участия в общественной жизни, развития инициативы и самоуправления населения.13
Несмотря на очевидную актуальность и практическую значимость политического многообразия в политических процессах страны, широкое закрепление его в российском законодательстве, обращение к данному феномену в эмпирических политических процессах и сфере политико-правовых отношений в Российской Федерации явно недостаточно. Отсюда некоторая размытость и неопределённость понятия «политическое многообразие», что предопределяет его недостаточную изученность в отечественной и зарубежной политической науке.
Опыт последних лет неуклонно свидетельствует о том, что, во-первых, часть политиков и политологов считают принцип политического многообразия неприемлемым для России в связи с неполной урегулированностью вопросов, касающихся участия органов власти субъектов Федерации в управлении государством; во-вторых, отсутствует единая точка зрения в интерпретации теоретиками и практиками объективных условий, способствующих или препятствующих становлению данного принципа в контексте согласованного функционирования всех элементов институтов политической власти; в-третьих, до сих пор остается невыясненным: является ли принцип политического многообразия благом вообще и, в частности, как он соотносится с целью развития публичной власти в демократическом государстве.
Исчерпывающий ответ о значимости политического многообразия дан в 2009 году премьер-министром Д.А. Медведевым в первом ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, где он особо выделил необходимость формирования новых демократических институтов, способных обеспечить соучастие граждан, политических партий и других общественных объединений в управлении государством. В статье «Россия, вперед!»14 Д.А. Медведев выказал свою озабоченность тем, что сегодня демократические институты в целом в России сформированы и стабилизированы, однако качество их весьма далеко от идеала, при этом гражданское общество слабо, уровень его самоорганизации и самоуправления невысок.
Что касается многопартийности, то как показывает краткий обзор основных политических партий, сохраняется деление на три лагеря, которое возникло в России еще в перестроечную эпоху: либерально-реформистский, консервативно-социалистический и национально-патриотический. Распыление сил в организационном плане достигло чрезвычайных размеров. Большое количество партий, которые эксплуатируют одну и ту же идею, запутывает население, является дополнительным мотивом к неучастию в политике. Таким образом, российские партии не выполняют функцию политической социализации, втягивания людей в борьбу за защиту своих интересов политическими средствами, даже в определенной степени блокируют данный процесс нынешним мозаичным состоянием и слабостью организационных структур. Такие партии могут обеспечивать только политическую мобилизацию своих сторонников, т.е. нерегулярно привлекают граждан к выборам. При этом еще большую роль, чем российские партии, в этом играют СМИ. Многопартийность в России развивается в замкнутой среде политизированной интеллигенции, далеко не всегда отражающей интересы различных социальных групп.
В такой ситуации воля и интересы основной части граждан не полностью представлены на политической арене, что создает благоприятную почву для дальнейшего отчуждения людей от политической сферы и принимаемых в ней решений. Разрыв между народом и субъектами политики чреваты не только ростом апатии. Он служит питательной почвой для возникновения массовых деструктивных действий, превращает население в легкую добычу политических авантюристов и демагогов. Современное состояние российской многопартийности во многом имеет переходный характер, дальнейшее её развитие зависит от того, какие тенденции в отечественном многообразии возобладают в будущем.
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил.
Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.
Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число “твердых” сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.
Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка, ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие интересы государства.
В Российской Федерации политические партии могли бы стать посредником между государством и гражданским обществом, обладающим разнообразием политических интересов различных социальных групп, способным дифференцированно реализовать присущие им политические интересы. Однако, в России, формирующаяся многопартийность, пока весьма далека от того состояния, при котором она могла бы выступать реальным фактором политики, а политические партии - играть действенную роль в качестве институциональных представителей и выразителей воли различных социальных и общественных сил в политико-властных процессах. Они практически отстранены от политической власти: не могут формулировать цели и задачи государственной политики, практически не оказывают воздействие на формирование и деятельность исполнительной власти. Не находя у партий защиты своим интересам, значительная часть населения испытывает потребность в патернализме государства, персонифицированного фигурой Президента РФ. К сожалению, поднятию авторитета и роли партий не содействует существующее российское законодательство.
Политическое многообразие - объективный социально-политический феномен, который непосредственно связан с существующим многообразием политических интересов, имеющих отношение к жизнедеятельности граждан и их общественным объединениям. Реализация политического многообразия может реально обеспечивать конституционные права, свободы и личную безопасность граждан; оптимизировать их общественно-политическую активность и консолидацию общественно значимых политических интересов социальных групп; гармонизировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти; сориентировать в регулировании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, принятие мер в сфере совместного ведения и разграничении предметов ведения и полномочий между органами публичной власти всех уровней.
Многопартийность является структурированным выражением идеологического и политического многообразия, их оформлением в виде различных политических партий, объединяющих граждан в зависимости от их социальной и политической ориентации.
Многопартийность — это такое состояние общественного развития, при котором множественные политические объединения граждан имеют юридическое закрепление своего правового статуса и возможности их участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления. Для России на настоящем этапе ее развития характерна абсолютная многопартийность, представляющая собой такое состояние общества, при котором к формированию органов государственной власти и местного самоуправления из всех коллективных субъектов допускаются только определенные виды политических объединений - политические партии. Они выражают политическую волю своих членов и содействуют выражению политической воли гражданского общества. Поэтому правовая регламентация статуса политических партий - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира, включая и Российскую Федерацию.
Для решения проблем в сфере политического многообразия и многопартийности можно предложить следующие гипотезы:
Утверждение политического многообразия в ст. 13 Конституции РФ, наряду с идеологическим многообразием и многопартийностью, вполне закономерно позволяет сделать вывод о том, что данное положение можно отнести к основополагающим принципам, способствующим выстраиванию новых политических отношений между субъектами политики в Российской Федерации.
В России политические партии являются посредником между государством и гражданским обществом, обладающие разнообразием политических интересов различных социальных групп, способным дифференцированно реализовать присущие им политические интересы.
Правовые акты
Научная и учебная литература