Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:07, курсовая работа
Актуальность курсовой работы, заключается в том, что важным вопросом в теории конституционного права является вопрос об источниках конституционного права. Одним из важнейших является Федеральный закон. С самого возникновения науки права, проблема источников его образования является традиционно актуальной темой. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права………………………………………………………….5
Глава 2. Предметы правового регулирования Федеральных законов……….13
Глава 3. Порядок принятия и вступления в силу Федеральных законов……16
Заключение……………………………………………………………………...20
Библиографический список…………………………………………………..22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права………………………………………………………….5
Глава 2. Предметы правового регулирования Федеральных законов……….13
Глава 3. Порядок принятия и вступления в силу Федеральных законов……16
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..22
Введение
Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Актуальность курсовой работы, заключается в том, что важным вопросом в теории конституционного права является вопрос об источниках конституционного права. Одним из важнейших является Федеральный закон. С самого возникновения науки права, проблема источников его образования является традиционно актуальной темой. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права.
Федеральный закон – закон, принимаемый по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Общим принципом, закрепляемым конституциями всех федеративных государств, является верховенство такого закона по отношению к законам субъекта федерации.
В российском конституционном праве понятие «федеральный закон» используется в двух значениях. В первом – широком – оно охватывает оба вида законов, принимаемых парламентом РФ: обычные федеральные законы и федеральные конституционные законы. Очевидно, что когда Конституция РФ в ч. 2 ст. 4 говорит о том, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны, то речь идет о федеральном законе в широком смысле. Точно так же, когда Конституция РФ наделяет этот Суд полномочием разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, то это равным образом относится и к федеральным законам, и к конституционным законам. В другом же – узком – значении федеральный закон означает именно обычный закон, отличный от федерального конституционного закона, стоящий в соподчиненной системе источников права ниже федерального конституционного закона.
Объект исследования курсовой работы является институт источников конституционного права.
Предметом исследования данной курсовой работы является Федеральный закон как источник конституционного права Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности закона как источника конституционного права Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Понятие федерального закона
и его место в системе источников конституционного права
Сегодня в иерархии источников конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов.
Федеральный закон – это нормативный общеобязательный акт высшей юридической силы, выражающий волю народа, регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и подписанный главой государства. Закон выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений.1
Законы регулируют важнейшие общественные отношения, они лежат в основе отраслей права. Верховенство закона – один из главных принципов демократического правового государства.
Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными
нормативными актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.2
Юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются непосредственно всеми субъектами права.
Место федерального закона в системе источников конституционного права определяется Конституцией РФ, однако его роль фактически менялась на протяжении последних лет, прошедших после принятия Конституции РФ. Так, в прошлом ведущему положению закона в системе источников права составляли конкуренцию указы главы государства, которые, по сути, заменяли собой федеральные законы. В период активного заключения внутрифедеральных договоров и соглашений, которые в ряде случаев противоречили не только федеральному законодательству, но и положениям Конституции РФ, федеральный закон также не занимал соответствующего ему положения в системе источников права. В настоящее время практически завершено приведение нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. В то же время происходит дальнейшее развитие законодательства, так как продолжает свое становление система отношений между государством и личностью, а также совершенствуется структура органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим изучение особых характерных черт и свойств, присущих федеральному закону как источнику конституционного права, представляет особый интерес. Как справедливо отмечается в юридической литературе, источники конституционного права «определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей права».3
Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов.
С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Нужно обратить внимание на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы. Термин «федеральный закон» употребляется в Конституции РФ двояко:
Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К сожалению, в настоящее время отсутствуют федеральные конституционные законы о порядке созыва Конституционного Собрания, об административных судах. В то же время непонятен критерий закрепления в Конституции РФ именно тех общественных отношений, которые следует урегулировать федеральным конституционным законом, так как такие важные вопросы, как, например, формирование Совета Федерации, института гражданства, регулируются обычными федеральными законами.4
В соответствии с Конституцией РФ федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: военное положение, чрезвычайное положение, порядок принятия в РФ новых субъектов, образование новых субъектов РФ, порядок изменения статуса субъектов РФ; описание и порядок официального использования Государственного герба, флага, гимна; статус Уполномоченного по правам человека РФ, порядок деятельности Правительства РФ, судебная система, порядок созыва Конституционного Собрания, назначение референдума.
В юридической литературе высказываются предложения, что на уровне федеральных конституционных законов целесообразно урегулировать также: порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ, порядок выборов Президента РФ; общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации; ограничения прав и свобод человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и др.5
Что касается возможности урегулирования обычными (текущими) федеральными законами вопросов, которые не отражены в положениях Конституции РФ, то такое право законодатель может реализовать, руководствуясь при этом общими принципами конституционного строя, в частности принципом разделения властей.
Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права развивает положения Конституции РФ, способствует реализации ее норм. В ряде случаев, толкуя положения Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в своих решениях предопределял содержание будущего федерального закона. Решения Конституционного Суда РФ оказывают влияние на построение иерархической системы источников конституционного права и определения в ней места федерального закона. Одной из проблем, связанных с определением места федерального закона в системе источников конституционного права, является его соотношение с внутрифедеральными договорами, заключаемыми между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В прошлом заключение большого количества внутрифедеральных договоров и соглашений являлось определенным исключением из общего порядка регулирования отношений в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, так как весьма проблемно учесть в федеральном законе все особенности, присущие субъектам РФ. В ряде случаев положения таких договоров ограничивали сферу действия федерального законодательства и приводили к нарушению конституционного принципа равноправия субъектов РФ. Большинство внутрифедеральных договоров и соглашений нарушали положения Конституции РФ и отраслевых федеральных законов. Впоследствии субъекты РФ добровольно прекращали исполнение таких договоров и соглашений.6
В настоящее время вопросы о пределах договорного регулирования и вопросы соотношения федерального закона и договора, заключенного между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, нашли свое отражение в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако, несмотря на более детальное законодательное регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, содержащееся в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ10, и законодательное определение места договоров в системе нормативных правовых актов, в будущем нельзя отрицать возникновения коллизий, когда имеющий юридическую силу федерального закона внутригосударственный договор не будет соответствовать положениям федерального закона. Кроме того, порядок утверждения федеральным законом договора о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами отличается от порядка принятия обычных федеральных законов и является похожим на порядок ратификации международного договора. В связи с более сложной процедурой принятия федеральных законов об утверждении внутрифедеральных договоров некоторые исследователи делают вывод об их более высокой юридической силе, несмотря на позицию, отраженную в Федеральном законе № 184-ФЗ.7
Таким образом, федеральный закон как источник конституционного права обладает универсальным характером, регулируя общественные отношения и предусматривая модели поведения для всех субъектов РФ в сфере совместного ведения, в отличие от внутрифедеральных договоров, которые, по сути, являются исключением из общего правила.
В то же время нельзя не согласиться с тем, что одним из эффективных способов упорядочения отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов может быть возвращение к практике издания основ законодательства по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, что позволит избежать нового всплеска «договорного регулирования». Так как такие акты, содержащие основные принципы и основополагающие положения в определенной сфере общественных отношений, предоставляют для субъектов РФ определенный простор для правового регулирования в определенной сфере с учетом особенностей субъектов РФ и их специфики.8 Важной чертой федерального закона как источника конституционного права является особый характер общественных отношений, обладающих наибольшей стабильностью и устойчивым характером, которые входят в предмет его регулирования. Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.9