Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 11:07, курсовая работа
Актуальность курсовой работы, заключается в том, что важным вопросом в теории конституционного права является вопрос об источниках конституционного права. Одним из важнейших является Федеральный закон. С самого возникновения науки права, проблема источников его образования является традиционно актуальной темой. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие федерального закона и его место в системе источников конституционного права………………………………………………………….5
Глава 2. Предметы правового регулирования Федеральных законов……….13
Глава 3. Порядок принятия и вступления в силу Федеральных законов……16
Заключение……………………………………………………………………...20
Библиографический список…………………………………………………..22
В то же время существуют определенные отличия в формулировке положений Конституции РФ, которые касаются актов Президента РФ и актов Правительства РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). В связи с этим и исходя из особенности компетенции Президента РФ, некоторые ученые полагают, что указы Президента близки к закону по юридической силе. Представляется, что указы Президента РФ целесообразно разграничить на следующие виды:
1) указы Президента, детализирующие (конкретизирующие) либо обеспечивающие исполнение закона;
2) указы, восполняющие пробелы
в законодательном
3) чрезвычайные указы
Президента РФ: о введении чрезвычайного
положения и о введении
Особого внимания заслуживают указы, которые восполняют пробелы в законодательном регулировании, практика издания которых была особо распространена в течение нескольких лет после принятия Конституции РФ. Такие указы, по сути, заменяли собой федеральные законы, вмешиваясь в компетенцию парламента РФ.10
В то же время очевидно, что вопрос соотношения федеральных законов и указов как источников конституционного права не разрешен окончательно, так как отсутствует четкое разграничение правотворческих полномочий между законодательными и исполнительными органами, прежде всего Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ. Нужно также отметить , что в вопросе соотношения между федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами актуальной задачей является предотвращение возникновения коррупционных явлений. Так как в случае регулирования подзаконным актом отношений, которые должны быть урегулированы на уровне федерального закона, до отмены действия такого подзаконного акта не исключается возможность совершения ряда коррупционных сделок. 11
Таким образом, важно, чтобы предметы регулирования подзаконных нормативных правовых актов не пересекались с предметами регулирования федеральных законов, так как именно федеральный закон является основой для построения системы подзаконных нормативных правовых актов, в которых положения федеральных законов находят свою конкретизацию и детализацию.
В завершение следует отметить, что федеральный закон как источник конституционного права обладает такими чертами:
Такие свойства федерального закона позволяют сделать вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом.
Глава 2. Предметы правового регулирования Федеральных законов
Важной чертой федерального закона как источника конституционного права является особый характер общественных отношений, обладающих наибольшей стабильностью и устойчивым характером, которые входят в предмет его регулирования. Как правило, отношения, которые могут регулироваться законом, определяются как наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.
Однако следует разграничивать отношения, которые являются предметом регулирования законов и подзаконных нормативных правовых актов. Так, в ряде принимаемых в последнее время законов (особенно это касается законов о выборах и референдуме) происходит «расширение регулирования в законе до таких пределов, что закон превращается в инструкцию». Определение критериев разграничения предметов регулирования закона и подзаконных актов способствует построению непротиворечивой системы законодательства, а также обеспечению принципа верховенства закона. Эффективным способом разрешения этих вопросов может стать скорейшее принятие закона о нормативных правовых актах.12
Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
Общественные отношения, которые входят в предмет регулирования федеральных законов как источников конституционного права, входят в предмет отрасли конституционного права.
Предмет конституционного права включает:
Подзаконные нормативные правовые акты должны конкретизировать положения федеральных законов, быть изданными во исполнение федеральных законов. Следовательно, только органы исполнительной власти в силу своей природы и системы организационного построения способны постоянно, а в ряде случаев в оперативном порядке реагировать на соответствующие изменения ситуации и принимать экстренные управленческие решения, оказывая своевременное воздействие на огромное число органов, организаций и граждан.13
Таким образом, важно, чтобы предметы регулирования подзаконных нормативных правовых актов не пересекались с предметами регулирования федеральных законов, так как именно федеральный закон является основой для построения системы подзаконных нормативных правовых актов, в которых положения федеральных законов находят свою конкретизацию и детализацию.
Глава 3. Порядок принятия и вступления в силу Федеральных законов
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основных стадии:
1) законодательную инициативу;
2) обсуждение законопроекта;
3) принятие закона;
4) обнародование закона
В Конституции Российской Федерации отражены все эти процедурные моменты.
Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.14
Конституция РФ ст. 104:
1. Правом законодательной
инициативы обладают: Президент
Российской Федерации; Совет Федерации;
члены Совета Федерации; депутаты
Государственной Думы; Правительство
Российской Федерации; представительные
органы субъектов Российской
Федерации; Конституционный Суд
Российской Федерации; Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации. Все
перечисленные судебные органы
обладают правом
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении
или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых
обязательств государства, другие
законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет
федерального бюджета, могут быть
внесены только при наличии
заключения Правительства
1. Федеральные законы
принимаются Государственной
2.Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов;
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.16
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральные закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Конституция Российской Федерации, ст. 106:
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира.
Конституция РФ ст. 107:
Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней.
Если президент в течении указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении семи дней и обнародованию.
Итак, основным документом, регламентирующим порядок вступления в силу законов РФ и их опубликования, является Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.17
В соответствии с законом о порядке вступления в силу федеральных законов (Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ) под официальным опубликованием федерального закона считается первая его публикация в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" или "Парламентской газете".
С конца 2011 года также официальным опубликованием законов признается их первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" на сайте www.pravo.gov.ru.
По общему правилу, (если в законе не установлен определенный день его вступления в законную силу) законы РФ и Федеральные законы РФ вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.18
Таким образом, если федеральный Закон РФ опубликован, к примеру, 01.06.2012, то он вступит в силу с 11.06.2012.
Заключение
Таким образом, подводя итоги курсовой работы, можно сделать вывод, что закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.