Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:00, курсовая работа
С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах. Шло время, а извечная проблема верховной власти оставалась главенствующей в политике и юриспруденции. Это подтверждается тем, что парадигма исторического процесса оказывает влияние и на современную теорию государства и права, постоянно испытывающую воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления……6
Монархия…………………………………………………………………………10
Республика……………………………………………………………………….15
Смешанные (нетипичные) формы правления………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи, естественно, неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха
связано с развитием товарно-
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.
Дуалистическая монархия – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть разделена между монархом и высшим представительным органом – законодательная власть, монарх является исполнительной властью, но при этом монарх обладает правом абсолютного вета. Это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:
Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал.
Если в абсолютной монархии
конституция и парламент
В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственность только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична.
Признаками парламентарной монархии являются:
Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица – главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет).
В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. Малайзия и ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть избран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из тринадцати монархов девять являются наследственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по соборному списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии, в ОАЭ, по существу, функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Главой государства избирается постоянно монарх эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Таким образом, этим монархиям присущ республиканский признак – систематическая выборность главы государства.
Исходя из типов монархии организация власти строится по различным принципам: рабовладельческая монархия воплощала деспотическую власть рабовладельцев; феодальная монархия отражала иерархическую структуру феодальной земельной собственности, а впоследствии централизацию власти феодалов в лице монарха; буржуазная монархия строится с учетом принципа представительного правления.
Таким образом, монархия – лишь внешняя форма выражения власти, она обретает воплощение как организация власти исторически определенных политический сил, очень гибкое и способное приспосабливаться к различным условиям учреждение.
Республика
Республика ( от лат. res publica –дело согласия народа) –это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может отражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.
Специфические черты, которые присущи этой форме правления:10
История государственно-организованного общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления.
Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V – IV вв. до н. э.), что обуславливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам ( Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.
Аристократическими
В эпоху феодализма существует
республиканская форма
Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики – формы, неизвестные прежним эпохам.
Парламентская республика –
это такая республиканская
Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:
Президентская республика – это такая форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.
Признаки президентской республики:
В президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика получила более широкое применение из-за того, что является наиболее гибкой формой правления.
Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:
Информация о работе Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления