Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах. Шло время, а извечная проблема верховной власти оставалась главенствующей в политике и юриспруденции. Это подтверждается тем, что парадигма исторического процесса оказывает влияние и на современную теорию государства и права, постоянно испытывающую воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления……6
Монархия…………………………………………………………………………10
Республика……………………………………………………………………….15
Смешанные (нетипичные) формы правления………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.Формы правления.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

Способы, формы ограничения  власти монарха в различные эпохи, естественно, неодинаковы. Наиболее типичными  из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная  в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной ( в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха  связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни  замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация,  организовалась сословно-представительная монархия –  форма, при которой власть главы  государства ограничена сословно-представительными  органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т. д.), хотя сословное собрание как арена легальной борьбы сословий не было доступно огромному большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества и представляет собой такую  форму правления, при которой  власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.

 Дуалистическая монархия – это такая форма правления, при которой высшая государственная власть разделена между монархом и высшим представительным органом – законодательная власть, монарх является исполнительной властью, но при этом монарх обладает правом абсолютного вета. Это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

  • монарх выполняет функции реального главы государства;
  • наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
  • некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
  • члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.

Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются: Кувейт, Иордания, Непал.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство  формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственность только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична.

Признаками парламентарной монархии являются:

  • наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
  • парламент избирается народом;
  • правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • действует принцип разделения властей;
  • властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т, д.).

Таким образом, монархии как  форме правления присуще общее  свойство: сосредоточение верховной  власти в руках одного лица –  главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия  управляет государством регент или  регентский совет).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава  государства не пожизненный и  не наследственный, а избирается через  определенный промежуток времени. Малайзия и ОАЭ выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха  с президентом, а форма правления  приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть избран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из тринадцати монархов девять являются наследственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по соборному списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии, в ОАЭ, по существу, функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Главой государства избирается постоянно монарх эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ. Таким образом, этим монархиям присущ республиканский признак – систематическая выборность главы государства.

Исходя из типов монархии организация власти строится по различным  принципам: рабовладельческая монархия воплощала деспотическую власть рабовладельцев; феодальная монархия отражала иерархическую структуру  феодальной земельной собственности, а впоследствии централизацию власти феодалов в лице монарха; буржуазная монархия строится с учетом принципа представительного правления.

Таким образом, монархия –  лишь внешняя форма выражения  власти, она обретает воплощение как  организация власти исторически  определенных политический сил, очень гибкое и способное приспосабливаться к различным условиям учреждение.

Республика

Республика ( от лат. res publica –дело согласия народа) –это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может отражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.

Республика как форма  правления возникла только в конце  XVIII в. Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

    Специфические  черты, которые присущи этой  форме правления:10

  • коллективное правление;
  •   отношения строятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);
  •    все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;
  •    органы государственной власти избираются на определенный срок (исключение составляют судебные органы – избираются или назначаются пожизненно), после истечения которого они слагают свои полномочия (принцип сменяемости, как правило, не более двух сроков подряд);
  •    принцип ответственности (должностные лица несут за свою деятельность ответственность, которая имеет, прежде всего, политический характер – уход в отставку правительства или конкретного министра, роспуск парламента, импичмент президента, снятие с должности).

История государственно-организованного общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления.

Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V – IV вв. до н. э.), что обуславливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам ( Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.

Аристократическими республиками были Спарта (V – IV вв. до н. э.) и Римское государство ( V – II вв. до н. э.), выражавшие преимущественно интересы аристократической части населения.

В эпоху феодализма существует республиканская форма правления  в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция – в Италии; Новгород и Псков – в России; вольные города в Германии, Англии, Франции). Феодальные республики образуются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признается право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т. п. Наиболее важная особенность заключается в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую  республики – формы, неизвестные  прежним эпохам.

Парламентская республика –  это такая республиканская форма  правления, при которой значительная роль в организации государственной  жизни принадлежит парламенту (Индия, Турция, Финляндия, ФРГ и др.)

Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

  • правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партий, получивших большинство в парламенте по итогам выборов в парламент;
  • члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность;
  • правительство возглавляется премьер-министром;
  • глава правительства назначается главой государства;
  • правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте, при вынесении вотума недоверия правительству в целом или одному из его членов правительство обязано уйти в отставку;
  • главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики;
  • глава государства – президент, избирается обычно парламентским путем, участие его в формировании правительства, как правило, номинально, он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.;
  • исходящие от президента акты приобретают юридическую силу, как правило, после одобрения правительством или конкретным министром (институт контрасигнатуры).

Президентская республика –  это такая форма правления, при  которой президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства в одном  лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует  в формировании состава правительства  и назначает его главу.

Признаки президентской  республики:

  • президент, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность;
  • как правило, отсутствует пост премьер-министра;11
  • внепарламентский способ избрания президента и формирования правительства;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом;
  • президент лишен права роспуска парламента;
  • парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент).

В президентской республике  при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика получила более широкое применение из-за того, что является наиболее гибкой формой правления.

Социалистическая республика – особая форма правления, которая  возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать  подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Особенностями  социалистической республиканской  формы правления являются:

  • соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
  • ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;
  • сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе всей страны;
  • создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;
  • отрицание идеи разделения властей.

Информация о работе Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления