Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:00, курсовая работа
С незапамятных времен человечество задумывалось о форме правления, пытаясь найти наилучшую модель политико-социального развития индивида в сложных общественных системах. Шло время, а извечная проблема верховной власти оставалась главенствующей в политике и юриспруденции. Это подтверждается тем, что парадигма исторического процесса оказывает влияние и на современную теорию государства и права, постоянно испытывающую воздействие тенденций идейного поиска прошлых поколений ученых.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления……6
Монархия…………………………………………………………………………10
Республика……………………………………………………………………….15
Смешанные (нетипичные) формы правления………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Выделяются и республики
(Франция, Финляндия), где сочетаются
черты парламентской и
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока.
Если в новом составе
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
В российской Федерации существует
республиканская форма правления, где
главой государства является Президент,
а законодательную власть осуществляет
Парламент – Федеральное Собрание, состоящее
из двух равноправных палат – Совета Федерации
и Государственной Думы. Российской Федерации
присуще черты как президентской, так
и парламентской республики. Это выражается
в том, что Государственная Дума, во-первых,
дает согласие Президенту Российской
Федерации на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации,
во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству
Российской Федерации, в-третьих, выдвигает
обвинение против Президента Российской
Федерации для отрешения его от должности.
А к ведению Совета Федерации относится
вопрос об отрешении Президента Российской
Федерации от должности в случае государственной
измены или совершения иного тяжкого преступления.
В свою очередь, Президент Российской
Федерации может распустить Государственную
Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации.
Смешанные (нетипичные) формы правления
Республиканская монархия – это такая форма правления, при которой присутствуют как черты монархии, так и черты республики.
Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже упоминалось ранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.
Иначе обстоит дело в ОАЭ. Высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.
Монархическая республика – это такая форма правления, при которой главой является выборное лицо (президент), но при этом существуют черты монархии (бессрочность наследования).
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак - систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А.Пиночет в Чили в 1973 г.
В фашистских государствах по существу были ликвидированы выборы как способ формирования органов государственной власти, распущены все оппозиционные политические партии, все формы власти подчинены правительству во главе с официально признанным вождем, пользовавшимся неограниченными полномочиями, а фашистская партия превратилась в государственную организацию.
Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика" отнюдь не добавила. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (т.е. монократические республики). Смена
президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или
военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно.
Заключение
Указанные критерии разграничения
форм правления и ныне сохраняют
свое значение, все они (кроме явно
выраженной дуалистической монархии)
существуют в различных государствах
мира, но на их базе и наряду с ними
через совмещение и появление
новых признаков создаются
Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае – не должен противостоять) единству государственной власти.12 Он не отрицает «единство государства», но отрицает «единовластие». Смысл принципа разделения властей состоит в первую очередь не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ветвей, установления «единовластия», а говоря иначе – диктатуры. Естественно, принцип разделения властей не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов – в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип разделения властей по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении разделении властей представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное ) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.
Разделение властей преследует и другую цель – определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно-техническую операцию.
Именно в зависимости от формы правления определяется способ формирования органов исполнительной власти, субъект назначения и смещения министров, а также ряда других должностных лиц.
Список использованной литературы
1 Платон. Государство // Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998. С. 197 – 198.
2 Там же. С. 299 – 311.
3 Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. С. 779.
4 Платон. Законы. С. 462 – 466.
5 Чичерин Б. Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. С. 17.
6 Аристотель. Политика // Аристотель. Политика. Афинская политика. М., 1997. С. 105.
7 Зазнаев О. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис, 2006, №1, С. 92 - 103.
8 В частности, в литературе выделяют 27 полномочий президента, каждое из которых может выступить основанием для классификации.
9 Абдулаев М. И. Теория государства и права // 2003.
10 Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права, 2000, №1, С. 70 – 77.
11 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1996, С. 83 – 84.
12 Комарова И. А. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации // Конституционное право, Юрист, 2000, №12, С. « - 6.
Информация о работе Понятие формы правления. Критерии классификации формы правления