Понятие функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось по сей день. Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Функции государства. ……………………………………………………
Понятие функции государства. ………………………………………
Классификация функций государства. ………………………………
Нормативно-правовой акт. ………………………………………………
Понятие нормативных правовых актов. ……………………………
Видовое разнообразие нормативных правовых актов. ………………

Файлы: 1 файл

тгип.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Рога и копыта»

 

Факультет среднего профессионального  образования

Заочная форма обучения

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Основы государства  и права»

Вариант №2

 

 

 

Регистрационный номер _                                        Выполнил:

«__» ____________  2011 г.                                        студент группы

_______________________                                       

 

Отметка о зачете

«__» ____________  2011 г.                                        Преподаватель:

_______________________                                       

 

 

 

Омск – 2011 г

 

План:

Введение ………………………………………………………………………

  1. Функции государства. ……………………………………………………
    1. Понятие функции государства. ………………………………………
    2. Классификация функций государства. ………………………………
  2. Нормативно-правовой акт. ………………………………………………
    1. Понятие нормативных правовых актов. ……………………………
    2. Видовое разнообразие нормативных правовых актов. ………………

 

Понятие функций государства.

 

 Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а так же рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1

В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки  получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.2

Не всеми авторами такое представление  о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном  виде оно в значительной мере сохранилось  по сей день.  Подтверждение можно  сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3

Еще раньше названного варианта трактовки  функций государства в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествление как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось в работах Г. Кельзена.

Иногда понятие функции ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов».4 При таком подходе в первом случае упускается из поля зрения возможность воздействия государства на общественные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

О втором случае, предпринимается  ничем не оправданная попытка  смешения функций государства в  целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое,  а именно основное, главное направление  его деятельности, без которого  государство на данном историческом  этапе либо на протяжении всего  своего существования обойтись  не может. Это устойчивая, сложившаяся  предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается  самое глубинное и устойчивое  в государстве – его сущность. Поэтому через функции можно  познать сущность государства,  его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство  тем самым решает стоящие перед  ним задачи по управлению обществом,  а его деятельность приобретает  практическую направленность.

4. Функции государства – понятие  управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах  и особыми, характерными для  государственной власти методами.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

 

Функции государства тесно связаны  с функциями права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет  функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений.

 Общие черты функций государства:

 Функции государства имеют  комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности  государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

По своему характеру, содержанию и назначению функции государства  никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Применительно к современному Российскому  государству, существующему и функционирующему  переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, еще больше возрастать.

В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами.

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют  большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

 

Классификация функций  государства.

 

Наиболее распространенным является разделение функций государства  на внутренние и внешние- в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

Внутренние функции государства  представляют собой основные направления  разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь  и разнообразных. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы.

В силу этого при определении  перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе их нередко не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Такой была позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя, а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.

В настоящее время при рассмотрении функций государства также иногда допускается их отождествление со сферами  жизни общества. Но оно имеет частичный характер. Дело заключается в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются и такие, которые не совпадают с ними.

Среди них называются: установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная, функция финансового контроля.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные  с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

В современной России происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства.  В чем это проявляется?

Во-первых, с разрушением «мировой системы социализма», отпадает необходимость  в развитии взглядов на функции, касающиеся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социологическими» странами. Теперь они именуются функциями «равноправного» партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и  идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим исчезла функция поддержки этого движения.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российское государства, а следовательно, и его функции должны состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.

На основе данных принципов и  положений могут устанавливаться  и осуществляться такие внешние  функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; функция обороны; поддержания мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Наряду с критериями классификации  функций государства и с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.

Следует отметить, что данная классификация  насколько традиционна, настолько  же и спорна. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга? Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.

По мере развития отечественной  и зарубежной юридической науки  последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны. Например, в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает функция обороны, наряду с экономическими и некоторыми другими функциями.

В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно устоявшимися об основных и неосновных функциях можно рассматривать  определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства- неосновных функций,  которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

Информация о работе Понятие функций государства