Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:49, контрольная работа
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось по сей день. Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3
Введение ………………………………………………………………………
Функции государства. ……………………………………………………
Понятие функции государства. ………………………………………
Классификация функций государства. ………………………………
Нормативно-правовой акт. ………………………………………………
Понятие нормативных правовых актов. ……………………………
Видовое разнообразие нормативных правовых актов. ………………
Муниципальное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рога и копыта»
Факультет среднего профессионального образования
Заочная форма обучения
Контрольная работа
по дисциплине
«Основы государства и права»
Вариант №2
Регистрационный номер _
«__» ____________ 2011 г.
_______________________
Отметка о зачете
«__» ____________ 2011 г.
_______________________
Омск – 2011 г
План:
Введение ………………………………………………………
Понятие функций государства.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а так же рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках
отечественной юридической
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось по сей день. Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3
Еще раньше названного варианта трактовки
функций государства в
Иногда понятие функции
О втором случае, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функция государства не любое,
а именно основное, главное направление
его деятельности, без которого
государство на данном
2. В функциях предметно
3. Выполняя свои функции,
4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.
5. Реализуются функции в
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне – главная задача военного ведомства.
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.
Функции государства тесно связаны с функциями права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право
Общие черты функций государства:
Функции государства имеют
комплексный, синтезирующий
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
Применительно к современному Российскому
государству, существующему и
В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
Классификация функций государства.
Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние- в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.
Внутренние функции
В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе их нередко не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Такой была позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя, а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.
В настоящее время при
Среди них называются: установление и охрана правопорядка в обществе, охрана прав собственности, прав и свобод граждан, функция оказания социальных услуг, функция обеспечения народовластия, культурно-воспитательная, природоохранительная, функция финансового контроля.
Внешние функции государства
В современной России происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства. В чем это проявляется?
Во-первых, с разрушением «мировой системы социализма», отпадает необходимость в развитии взглядов на функции, касающиеся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социологическими» странами. Теперь они именуются функциями «равноправного» партнерства.
Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим исчезла функция поддержки этого движения.
Основное кредо
На основе данных принципов и
положений могут
Наряду с критериями классификации функций государства и с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.
Следует отметить, что данная классификация насколько традиционна, настолько же и спорна. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга? Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.
По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны. Например, в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает функция обороны, наряду с экономическими и некоторыми другими функциями.
В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.
Относительно устоявшимися об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства- неосновных функций, которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.