Понятие функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но тем не менее в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось по сей день. Подтверждение можно сослаться на определение понятия «функции государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.3

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
Функции государства. ……………………………………………………
Понятие функции государства. ………………………………………
Классификация функций государства. ………………………………
Нормативно-правовой акт. ………………………………………………
Понятие нормативных правовых актов. ……………………………
Видовое разнообразие нормативных правовых актов. ………………

Файлы: 1 файл

тгип.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Данное представление об основных и неосновных функциях государства, сформированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н. В. Черноголовкиным,5 сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Существуют и иные точки зрения о данных явлениях. Выражаются различные мнения как по общим, касающимся понятия и содержания всех основных и неосновных функций государства, вопросам, так и по частным, касающимся лишь отдельных его функций, вопросам.

В настоящее время нет необходимости  возвращаться к уже пройденному  пути и пытаться вычленять из всего  многообразия функций одну или две  главные государственные функции. Их число и сам статус не остаются неизменными. Он развивается в зависимости не только от смены типов и приоритетов различных государств, но и от стадии или этапов развития одного и того же государства.

Согласно сложившемуся и широко распространенному в отечественной  литературе представлению о формах реализации функций они разделяются на правовые и неправовые.

Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления.

Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов».6

Обычно выделяют три правовые формы  реализации функций государства- правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную. В последние годы некоторыми авторами стала выделяться четвертая- договорная форма осуществления государственных функций.

Неправовые формы представляют собой фактическую- организационную  и иную деятельность государственных  и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

 

Понятие нормативных  правовых актов

 

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

  1. НПА, исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
  2. Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.
  3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.
  4. НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.
  5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке  официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все НПА существуют и функционируют  как единая система, которая характеризуется  согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией  по отраслям и институтам.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • Нормативные акты государственных органов;
  • НПА общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действий НПА делятся на:

  • Федеральные;
  • Акты субъектов Федерации;
  • Акты органов местного самоуправления;
  • Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

  • Акты неопределённо длительного действия;
  • Временные акты.

В зависимости от юридической силы НПА делят на:

  • Законы;
  • Подзаконные акты.

Более подробно остановимся на последней  классификации НПА.

Законы и подзаконные  НПА

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место  в системе НПА.

 Их ведущее положение определяется  следующими основными признаками:

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция  РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

- законов РФ о поправках к  Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов;

- федеральных законов (в том  числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции  РФ. Федеральные законы не могут  противоречить не только Конституции  РФ, но и федеральным конституционным  законам. 

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости  от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и  также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

- Акты Президента РФ. Президент  РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.

- Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения  Правительства могут быть как  нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

- Акты федеральных органов  исполнительной власти могут  носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п.  Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут быть чисто  внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

 В ряде случаев могут  издаваться совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

Акты субъектов федерации  по своей системе во многом совпадают  с системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

- Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.

К числу этих актов относятся  акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

- Локальные нормативные  акты — акты, регулирующие внутреннюю  жизнь предприятий, учреждений, объединений,  ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 7

- Нормативные договоры  также являются источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т. п.

Информация о работе Понятие функций государства