Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие, особенности и признаки государства;
Изучить понятие, особенности и признаки права;
Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки.
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права

Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория

Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-правовая теории
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оглавлени1.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки.

1.1 Понятие, особенности и признаки государства

1.2 Понятие, особенности и признаки права

 

Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории

2.1 Органическая теория

2.2 Теория насилия

2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

2.5 Ирригационная теория

 

Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории

3.1 Теологическая теория

3.2 Патриархальная теория

3.3 Договорная и естественно-правовая теории

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что среди  разнообразных форм человеческого  общения первенствующее значение признано за государством, а с государством сосуществует и право. Было время, когда  государство охватывало собою все  без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином  государства.

Изучение процесса происхождения  государства и права имеет  не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность  проанализировать причины и условия  их возникновения и развития.      

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  при формировании и развитии теорий происхождения государства и  права.

Предмет исследования: теории происхождения государства и  права, их общая характеристика и  сущность.

Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и  права.

Задачи курсовой работы:

Изучить понятие, особенности  и признаки государства;

Изучить понятие, особенности  и признаки права;

Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности  теорий происхождения государства  и права.

При выполнении работы использованы методы: общенаучные (системный, исторический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

 

    1. Глава 1. Понятие  государства и права, их характерные  особенности и признаки

    1. 1.1 Понятие,  особенности и признаки государства

 

Слово "государство" в русском языке происходит от древнерусского "государь" (так  называли князя-правителя в древней  Руси), которое, в свою очередь, связано  со словом "господарь" (давшее "господарьство")1. Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Признаки государства:

1)Обязательные:

- наличие определённых внешних границ и внутреннего административно-территориального деления

- наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция). Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Государственный аппарат формировался из той или иной части населения и включал в себя армию, полицию, а также вещественные придатки принуждения в виде тюрем и разного рода исправительных учреждений.

- наличие налогов и сборов для содержания публичной власти. Без налогов не обходится ни одно современное государство, а их размер устанавливают таким образом, чтобы не страдали интересы государства, производителей материальных благ и населения, чтобы предприятия, организации были заинтересованы в результатах хозяйственной деятельности и расширении своего производства, не были задавлены непосильными налогами.

- наличие государственного суверенитета, т.е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства.

- издание правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами.

- Дополнительные - наличие символов (герб, флаг, гимн, столица). Как показывает историческая практика, многих государств атрибутика подвижна, изменчива.

Таким образом, государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для  управления обществом и обладающая аппаратом принуждения,

    1. 1.2 Понятие,  особенности и признаки права

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых  государством, а также принимаемых  путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения. 2

Признаки права, характеризуют  его как специфическую систему  общественных отношений:

1)Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы:

1.1) индивидуально-правовые - суть конкретные указания. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию.       1.2)нормативные - правила общего характера. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного  круга лиц, действует постоянно  вплоть до отмены или изменения соответствующей  правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер.

2)Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

3) Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

4) Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного  сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы  материально.3 Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

5)Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Определенность права  обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

6)Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются  государством. Все государственные  органы в рамках своей компетенции  издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев  населения, а затем формирует  и возводит в закон согласованную  волю общества. Таким образом, в праве  выражается общая, интегрированная  воля населения. При этом следует  помнить, что право и законодательство - не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий  демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.4

7)Системность  . Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Таким образом, право исторически  возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство  придает праву в высшей степени  ценные свойства: стабильность, строгую  определенность и обеспеченность "будущего", которые по своим характеристикам  как бы становятся частью существующего.

 

    1. Глава 2. Теории государства и права, связанные  с материалистическим пониманием истории

    1. 2.1 Органическая  теория

Заметное место в мире заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в. в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.

Крупнейшим представителями  органической теории происхождения  государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников  позитивизма английский философ  и социолог Г. Спенсер, а также  Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому  организму. Государственная власть рассматривается как выражение  господства целого организма над  составляющими его частями (подобно  животным организмам, у которых все  части подчинены благу целого). Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных)5.

Из вышеизложенного следует, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так  и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного  отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.

    1. 2.2 Теория  насилия

В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также "ревизионист  марксизма" и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 - 1938)6 и другие.

Л. Гумплович, внесший заметный вклад в окончательное формирование основных положений теории насилия  на рубеже XIX и XX вв., в своих воззрениях опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого  социального дарвинизма. При этом биологический подход к социальной эволюции сочетался у Гумпловича с психологизацией общественной жизни. В своей фундаментальной  работе "Общее учение о государстве" Гумплович писал: "История не предъявляет  нам ни одного примера, где бы государство  возникало не при помощи насилия, а как-нибудь иначе".

Теория насилия в конечном итоге сводилась к двум практическим выводам:

1)"Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из примеров  образования ряда государств  Европы (раннегерманские, венгерские  и др.) и Азии, следует считать,  что государство возникает в  ходе "естественного отбора" (борьбы  с соседними племенами), вследствие  завоевания сильными племенами слабых при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих"; "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство".

2) По К. Каутскому, - поскольку  в буржуазном обществе рабочий  добровольно заключает договор  с капиталистом-предпринимателем, буржуазное  государство не принуждает рабочих  и трудящихся в целом продавать  свою рабочую силу, поэтому такое  государство является демократическим,  свободным.

Таким образом, характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что  они становятся возможными лишь после  того, как общество экономически оказывается  в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего  армии.

Информация о работе Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки