Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие, особенности и признаки государства;
Изучить понятие, особенности и признаки права;
Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки.
1.1 Понятие, особенности и признаки государства
1.2 Понятие, особенности и признаки права

Глава 2. Теории государства и права, связанные с материалистическим пониманием истории
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория
2.5 Ирригационная теория

Глава 3. Теории государства и права, несвязанные с материалистическим пониманием истории
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная и естественно-правовая теории
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Оглавлени1.docx

— 43.62 Кб (Скачать файл)
    1.           2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория

Вопросам происхождения  государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф. Энгельса "Происхождение  семьи, частной собственности и  государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная  в 1919 г., в которой он писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени развития."

Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится  обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов.7 По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству.

Марксистское учение о  государстве и праве содержит следующие основные положения:

1) Государство и право  - всегда классовые по своей  сущности явления, а потому  имеются только в классовом  обществе.

2) Они возникают с делением  общества на классы как объективно  необходимый результат их борьбы  и общественного разделения труда.  Развитие государства и права  обусловливается, в конечном счете,  производственными отношениями:  государство и право, обладая  относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества.

Таким образом, по марксистской теории непосредственным основанием появления  государства, определяющим его классовую  сущность, является определенная социально-классовая  структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические  противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

    1. 2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

Именно историко-материалистическая теория происхождения государства  и права имеет под собой  строго научные основы. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной  науке произошел существенный сдвиг  в изучении вопросов происхождения  государства и права. В историко-материалистической концепции стали формироваться  два подхода. Один - марксистский. Второй подход - немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, - критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, - государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть "вечно".

Считая ошибочным "преувеличение  роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в  происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в  иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы  опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".

Можно считать, что немарксистский подход историко-материалистической концепции  исходит из того, что к возникновению  государства и права приводят потребности совершенствования  управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела".

    1. 2.5 Ирригационная  теория

Ирригационную теорию (или  концепцию о "гидравлическом' происхождении  и развитии государственности в  некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный деспотизм" возникновение государства в  ряде стран Древнего Востока связывается  с необходимостью строительства  гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях8. Согласно этой концепции, необходимость и приводит к образованию "менеджериально-бюрократического класса", порабощающего общество.

В целом же нельзя не согласиться  с исторической достоверностью наблюдений о том, что в реальной жизни  со времен возникновения государства  нет ни "чисто классовых", ни "чисто общечеловеческих" государственно-правовых институтов. При определении понятий  и закономерностей происхождения  государства и права важно  учитывать как их классовые элементы и соответствующие признаки, так  и внеклассовые "общечеловеческие" признаки и черты9. Хотя современными исследованиями не добыто конкретных фактов, противоречащих общим закономерностям возникновения государства. Поэтому в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые.

Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические  слои в виде бедных и богатых, неизбежно  возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную  умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности  уничтожить друг друга в непрерывной  борьбе.

 

    1. Глава 3. Теории государства и права, несвязанные  с материалистическим пониманием истории

    1. 3.1 Теологическая  теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается  не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса  о существовании бога.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении  государства и права характеризуются  крайне широким многообразием. Это  вполне объясняется особыми историческими  условиями существования религий  и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения  были переработаны на почве различных  течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других10.

В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого  законодателя Солона, - Аристокл, под  прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал  в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства  и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также является сторонником божественного  происхождения государства и  права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в  том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей  самим божественным разумом". В  основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

    1. 3.2 Патриархальная  теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время  Платоном и Аристотелем была выдвинута  идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более  определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство  является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого  общения.

Средневековые светские феодалы  также прибегали к патриархальной теории происхождения государства  и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных  и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях  одного из теоретиков народничества  в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского  историка права Г. Мэна и других.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение  отцовской власти.

    1. 3.3 Договорная  и естественно-правовая теории

Эта теория содержит чрезвычайно  много аспектов, противоречива и  непоследовательна на различных  исторических этапах развития. Она  вобрала в себя разноречивые взгляды  крупнейших мыслителей всех времен.

Государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.

3) В результате создания  государства в обществе образуются  две системы права: естественного  и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на  жизнь, свободу, социальное равенство,  собственность и другое), воплощающее  в себе безусловный разум и  вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения  и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное  право, исходит от государства  (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех  времён и народов. Подчинёнными  ему выступают нормы (правила  поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это  существующее, действующее в данный момент право11. Естественное право, исходящее от "всеобщего разума", стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической  основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В  это время и формируется школа  естественного права, оказавшая  большое влияние на развитие буржуазного  национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в  Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в  Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости  США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными  и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится  право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной  государственной доктрины это было абсолютное новшество.

Следовательно, только с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени  наблюдается период так называемого  возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что  наибольшее распространение современные  теории естественного права имели  в середине прошлого столетия. С  принятием Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

 

    1. Заключение

 

Таким образом, на основании  всего вышеизложенного можно  сделать следующие основные выводы.

Государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная  для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего  по средствам норм права первоначально  интересы господствующих классов, а  по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа. Любое определение  государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, односторонним  и в этом смысле абстрактным. Оно  не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и  определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим  началом процесса познания и понимания  государства.

По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая  структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические  противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет. Государственная  власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение  отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа  возникновения государства и  права.

Информация о работе Понятие государства и права, их характерные особенности и признаки